Существует ряд основных теорий управления запасами, которые применимы в детерминированных условиях. В соответствии с ними потребность в запасе, размер заказа, время выполнения заказа и задержки поставки – величины постоянные. Отмечено, что есть две основные модели управления запасами, позволяющие принимать решения, в результате которых запас поддерживается на уровне, обеспечивающем удовлетворение заданного объема потребности: модель с фиксированным размером заказа и модель с фиксированным интервалом времени между заказами. Однако на практике в условиях неопределенности перечисленные параметры редко бывают неизменными. Для того чтобы эффективно управлять запасами в условиях неопределенности, т.е. в условиях нестабильного потребления, необходимо модифицировать классические модели управления запасами и адаптировать к конкретным условиям организации и цепи поставок.
Одними из вариантов модификации классических моделей являются модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня и модель «Минимум-максимум».
Однако теория вероятностей позволяет расширить аппарат расчета параметров классических моделей. Наиболее существенна в данном случае вероятность изменения потребности в запасе, так как именно потребность представляет собой исходную инфо для принятия решений в процессе управления запасами.
Ни одна модель не может гарантировать наличия запаса, достаточного для всех вариантов потребности. Поэтому принято определять допустимый уровень обслуживания запасом заявляемой потребности, отличный от 100%. Другими словами, вероятность того, что необходимый для удовлетворения спроса запас окажется в наличии.
На определение уровня обслуживания могут влиять следующие факторы:
o Стратегия развития компании, требующая поддержания имиджа безотказного поставщика, наличия широкого выбора товаров и пр. в определенный период времени
o Издержки дефицита
o Затраты на содержание запаса
Варианты определения уровня обслуживания:
· метод экспертного принятия решений
· статистический метод (по статистическому и по частотному ряду)
· метод учета затрат
Подробно расчет уровня обслуживания различными методами можно посмотреть 1)Стерлигова с. 277-289 или 2) MBA с. 644-651