Материал:альбомы и фотографии с изображениями природы Севера, предметов быта народов Севера, животных Севера; буквенные кассы; рюкзак, фотоаппарат, наушники.
Ход занятия
Оргмомент
(Дети рассаживаются на коврике.)
— У каждого человека есть Родина. Как вы понимаете слово Родина?(Объяснения детей. В соседней комнате включается пылесос.) Что это за звук? Это нас опять посетили инопланетяне. (Из раздевалки выходят мальчик и девочка в костюмах инопланетян.) Кто вы? — Лори и Лиор. Какие незнакомые имена! Но какие знакомые звуки!
Сообщение темы занятия
— Какие согласные звуки вы услышали в их именах? ([р], [р'], [л], [л'].) Мы все научились произносить их правильно. А сегодня, с гостями, еще раз повторим их.
Характеристика и сравнение звуков
Произношение звуков в слогах
— Послушайте, как разговаривают наши гости.
— Ла-ра-ла-ра!(с удивлением)
— Ле-ре-ле-ре?!(с испугом)
— Ло-ро-ло-ро. (с досадой)
— Они чем-то встревожены, успокоим их: ла-ра-ла-ра, ло-ро-ло-ро. Давайте их научим говорить на нашем языке.
Развитие функции языкового анализа и синтеза. Дифференциация понятий «звук»,«слог», «слово»
— Из чего состоит наша речь? «Ловите» звуки [р] — [о]. Что получилось? (Слог.)Добавьте к нему еще слоги. Что получилось? (Слово.)Япрошу со слогом ра мне сейчас назвать слова. Со слогом ли слова придумали? Дополнить слог — это простое задание. Получите «рассыпанные» звуки [к], [а], [р], [й] и верните мне слово. (Край.)Как называется наш край? Покажем Лиору и Лори наш край. Давайте собираться. Что это у меня? (Рюкзак.)
Произношение звуков в словах
— Положите в рюкзак продукты, в названиях которых есть твердые звуки. Теперь — одежду. В походе мы будем фотографировать. Что надо взять? Чем вы будете снимать? А если будем снимать фильм, что для этого нужно? Мы полетим или поедем? Полетим на чем? (На самолете, на вертолете.)Отправляемся в аэропорт. Чем Дима будет управлять? (Вертолетом.)А Ваня? (Самолетом.)Лена будет нас обслуживать. Кем она будет? (Стюардессой.)Лена, пригласи нас в самолет. (Уважаемые пассажиры! Пройдите в салон самолета. Садитесь поудобнее. Пристегните ремни. Счастливого вам полета!)
— Над чем мы пролетаем? (Над городом Кировском.)Какое озеро под нами? (Имандра.)Летим над ... (Имандрой). Под нами тундра. Как вы понимаете это слово? Мы летим над горами. Как называются это горы? (Хибинские горы.)Посмотрите налево. Под нами ... (река). Какая она? (Широкая.)А здесь узенькая ... (речка, реченька, речушка). И совсем маленький ... (ручей, ручеек). Какие города оказались уже позади? (Апатиты, Кировск, Мончегорск, Оленегорск.)Оленегорск — какое красивое название у города! Из каких двух слов оно состоит? (Олень, гора.)Раньше у Кировска было другое название — Хибиногорск. Какие два слова есть в его названии? (Хибины, гора.)Я вижу стадо оленей. Чем они питаются? (Ягелем.)Быстро летит самолет, я вижу ре-мо. Что я перепутала? Скажите слово правильно. (Море.)Значит, подлетаем к ... (Мурманску). Пока радист запрашивает посадку, мы посмотрим на город и поговорим о нем. (Ребенок надевает наушники, выходит на связь, легонько постукивает брусками.) Где расположен Мурманск? (На берегу Баренцева моря.)Это значит, что Мурманск — портовый город. Город-порт. Почему его так назвали? Послушаем, о чем говорит радист с диспетчером.