Слова произносятся с неправильным ударением от имени Лолика. (Клубнику, лимон, алычу, малину.)
Физминутка
— Покажем, как двигаются разные звери — лось, олень, лиса, волк, белка.
Дети имитируют повадки животных и по движениям определяют животного.
Звуки [л], [л'] в предложениях. Анализ состава предложения с зарисовкой схемы
— Какие животные живут в наших лесах? Сначала назовите слова со звуком [л']. (Олень, лиса.)Скажите, как называется детеныш оленей. (Олененок.)А сейчас назовите зверей, в названии которых есть звук [л]. (Волк, белка, лось.)Составьте предложения со словами лось, олень, белка, волк.
Дети составляют предложения, определяют в них количество слов, выкладывают или рисуют их схемы.
Проблемные ситуации
— Что было бы, если бы вдруг исчезли все звери и птицы? Что вы будете делать, если увидите, что в лесу остался непогашенный костер? Что бы вы хотели сделать, чтобы жизнь на нашей планете стала лучше и краше?
Рассуждения детей.
Сообщение новых знаний
— Лолику очень понравились ваши ответы, и он хочет рассказать вам, почему бывают зима и лето.
Приводится рассказ на эту тему. Рисование детьми схемы движения Земли вокруг Солнца по образцу, нарисованному логопедом.
Вопросы детей
— Открывается «Клуб любознательных». Что означают слова любознательный, любознательность?Задайте мне вопросы о Земле и космосе.
Итог занятия
Литература
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М, 1973.
Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение развития маленьких детей. Кишинев; СПб., 1993.
Сизова Э.Я. Некоторые методические приемы коррекции бокового сигматизма. Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб.: Образование, 1992.
Филиппова А.Д., Шуравина И.Д. Говори правильно. М.: Просвещение, 1967.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1971, 1989.
Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
Штясный К. Певчие птицы. Прага. 1986.
Приложение 1 Конспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш]
На основе сюжета «Приключения звуков [с] и [ш]»
Материал:изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал — предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].
Ход занятия
Оргмомент
— Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.