Рисунок 24. (См. цв. вклейку.) Две вазы с цветами. Вазы отличаются по величине и узорам. Цветы: розы, георгины, ромашки, настурция, астры.
Подумай и скажи.
Где растут розы? Когда цветут розы? Без чего не бывает куст роз? Что случится, если розу не поливать? Зачем люди выращивают розы?
Дополни предложение.
Красная роза...
Чтобы розы цвели, надо...
Если розу не...
Восхитись розой и ромашками. (Какая красивая роза! Какие красивые ромашки!)
Что тебе нравится больше — роза или ромашка?
Спроси у меня, что нравится мне. По-моему, роза красивее ромашки.
«Подарки к празднику». (Восьмое марта, Новый год, день рождения.)
Что мы можем подарить своим родным и близким? (Картину, фотографию в рамке, гитару, корзину роз, фотоаппарат, фломастеры, ручку, карандаши, портмоне, портфель, ранец первокласснику, абажур, сервиз.)
Назови предметы, в названии которых есть звук [р]. Что делает повар? Какое первое блюдо собирается сварить повар из овощей? Какие овощи ему понадобятся для борща? На чем он будет жарить лук?
«Посуда». Рисунок 25. (См. цв. вклейку.)
Дуршлаг, кружка, сковорода, ведро, термос. Контурные изображения посуды, наложенные друг на друга.
«Натюрморт». Рисунок 26. (См. цв. вклейку.)
В вазе виноград, крыжовник, груша, персик, хурма, гранат. В корзине морковь, огурцы, картофель, укроп, а рядом рыба. Ягоды: черника, брусника, морошка — в маленькой корзинке.
Что ты видишь на этой картине? Как можно назвать такую картину? (Натюрморт.)Назови сначала фрукты. Какие овощи ты видишь? Назови ягоды. Какие красные ягоды ты знаешь?
Рая собрала бруснику. Роза собрала чернику. Какое варенье сварит мама из брусники? Какое варенье можно сварить из черники?
«Как звук [р] к нам попал». Опорные слова (имена героев сказок): Дровосек, Страшила, Чебурашка, Карабас-Барабас, Буратино, Карандаш.
«День рождения Чебурашки». Рисунок 27. (См. цв. вклейку.) Опорные слова: игрушки, Буратино, Страшила, Крокодил Гена, пирамидка.
Кто пришел на день рождения? Какие подарки, в словах-названиях которых есть звук [р], принесли гости. Назови угощения, в словах-названиях которых есть звук [р].
Подбор слов — названий действий. Что делали гости? Как играли?
Определи позицию звука [р] в словах — названиях действий.
«Сравни два дома». Рисунок 28. (См. цв. вклейку.) Чего не хватает в одном из домов, изображенных на рисунке? (Трубы.) Что лишнее? (В другом доме две трубы расположены рядом.)
Назови части дома, в названиях которых есть звук [р]. Крыша, чердак, крыльцо, рамы, дверной проем, узор, поручни, труба. Найди еще предметы, в названиях которых есть звук [р].
Найди предметы треугольной, квадратной, прямоугольной и трапециевидной формы.
«Одно слово — много значений». Кран — запорное устройство для выпуска жидкости или газа; прибор для управления тормозами. Кран — машина для подъема и перемещения грузов на набольшие расстояния.
Кого ты увидел в зоопарке? Кто из них самый быстрый? (Гепард.) Где можно встретить росомаху? (На Севере, на Кольском полуострове.) Кто находится рядом со страусом?
Назови детенышей животных. Рисунок 30. (См. цв. вклейку.) Рядом с кем стоит верблюжонок? Рядом с кем находится жираф?
Кто чем защищается? Кто чем питается? Почему некоторых животных называют травоядными?
«Разбросай» звуки слова зубр. «Собери» слово — название животного из звуков [ж], [р], [ф], [и], [а].
«Дикие звери и домашние животные». Рисунок 31. (См. цв. вклейку.)
Части тела диких зверей и домашних животных (поросенок, корова, верблюд, баран). Кому принадлежат эти части тела? (Рога — барану и корове. Горбы — верблюду. Пятачок ... . Кисточки на ушах ... .)
Назови животных, в названии которых звук [р] слышится в середине слова.
«Заяц и зайчиха — садоводы и огородники». Опорные слова: сад, урожай, огород, убирать, помидоры, виноград, персики, груши, петрушка, укроп, ворона, сорока, барсук, бобры.
Что выращивали зайцы в огороде и в саду? Кого пригласили в гости? Чем угощали? Какой компот варили? А какое варенье?
Анализ слова груша.
Запоминание овощей и фруктов. Сколько слов запомнил?
«Озеро. Рыбалка». Рисунок 32. (См. цв. вклейку.)
Рыбы, плывущие в разные стороны. Как называются рыбки? Чем отличаются карасики? Какая рыбка попадет на крючок?
Придумай рыбакам имена со звуком [р]. (Рома, Руслан, Артем.)
Рома грустный. Руслан радостный. Кто из них Рома, а кто — Руслан? Кто грустный? Кто радостный? Кто сердитый? Знаешь ли ты эти слова: грусть, радость, доброта?
Составь предложения со словами пасмурный, яркий, яркое.
«Дракон похитил букву р». Послушай, как звучат слова: там-вай, тетадь, тава, басук, Бабос, чевяк, абуз, катошка, гамошка. Какой звук похитил Дракон?
Чтобы он вернул звук [р], надо исполнить его просьбы и задания.
Первая его просьба: научить его делить слова на слоги. Найди на картинке предметы, в названиях которых один слог. (Шар, сыр, шарф, зубр.)Как ты докажешь Дракону, что в этих словах один слог? Измени слово так, чтобы в них стало два слога. (Шары, сырок, шарфы, зубры.)
Вторая просьба: сказать слова с противоположным значением.
Третья просьба: назвать три слова, в которых звук [р] слышится в начале слова; три слова, в которых звук [р] слышится в конце слова; три слова, в которых звук [р] слышится в середине слова.
Конспекты занятий
Тема: Звуки [р], [р']. Буква р
Занятие 1
На основе сюжета «Как звук [р] к нам попал?»
Материал:картинки с изображением зверей и птиц (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, верблюд, сорока и др.), гор, замка, озера, фруктовых деревьев, цветов (ромашки, астры, розы, георгины); игрушки (Буратино, Петрушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Дракон); символ звука [р]; Замки звуков, Черный Замок.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика.
— Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р.)Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р.)Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом. (Кар-р-р-р.)А мама-ворона отвечает ему низким голосом. (Кар-р-р, кар-р-р.)Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня? (Звук [р].) Присказка: В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук [р]. Произнесите этот звук. Чем он вам понравился?
Характеристика звука [р].
— Какой он? Радостный или грустный? Звонкий или глухой? Гласный или согласный?