Определение позиции звука [р] в словах врач, повар, радист. Обозначение места звука на звуковой линейке.
— Послушай слова прыгун, вратарь. Какой слог потерялся? ...гун, ...тарь.
— Составим слова. Скажи слог бра, а я дополню его звуком [т]. Какое слово получилось? Скажи слог вра, а я — тарь. Какое слово мы составили?
Составление букв р и в из частей.
— Какие одинаковые элементы есть в этих буквах? Найди буквы, в которых есть такие элементы.
Составление слогов из букв разрезной азбуки.
Расставить картинки на рейки: на верхнюю — в словах-названиях звук находится в начале слова, на среднюю — в словах-названиях в середине; на нижнюю — в словах-названиях в конце.
Занятие 5
Автоматизация звука [р] в обратных слогах
Пространственная ориентировка
— Кто стоит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя? Стань перед Мишей. Стань за Колей. Кто стоит за тобой?
Развитие голоса, дыхания и переключаемости органов артикуляционного аппарата
Игровые задания
«Музыканты». «Играем на балалайке».
Фра-фру;
фры-фро;
фро-фру-фры;
фра-фро-фру-фры.
«Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния.
— Кра-кро. (довольно)
— Кра-кро-кру. (недовольно)
— Кра-кро-кру-кры. (уверенно)
— Гру-гры. (робко)
— Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно)
— Гра-гро-гру-гры. (спокойно)
Развитие фонематического восприятия
«Игра с мячом». Ловить мяч, если в слове есть звук [р].
— Составим слово. Скажи слог кра, а я — звук [н]. Какое слово получилось? Скажи слог гру, а я — ша. Какое слово получилось?
— Посмотри на картинки и угадай слова с пропущенным звуком. К...ыша, г...оза, г...ад. Назови пропущенный звук.
Задания, используемые на этапах автоматизации звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи
Автоматизация звука [р] в словах со слогами тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру
«Одно слово — много значений». Рисунок 17. (См. цв. вклейку.) Труба — музыкальный инструмент, труба на крыше дома, водосточная труба, трубочка для коктейля.
Подберем слова-«родственники» к словам тропа, трава, труба.
«Слово в слове». Драка (рак, кар, дар), транспорт (порт, рано, спорт).
Подскажи нужное слово.
Дровосек рубит ... (дрова). По тропинкам не ездят ... (трамваи). По городу ездят ... (трамваи). В траншею упала ... (трость). Дракончик делает упражнения на ... (турнике). Трамвай и троллейбус — это ... (транспорт). Рая и Рома подметают ... (двор).
Какой звук проглотил злой волшебник Звукоед в словах ...аду-га, ...акушка, му…авей, ка...андаш?Повтори эти слова.
Раздели на слоги слово конура. Произнеси слово без слога ну. Конура — кора. Замени звук [к] на звук [н]. (Нора.)Переставь слоги в слове нора. (Рано.)Замени звук [о] на звук [а]. (Рана.)
«Слово в слове». Радуга ... (дуга.) Какой слог исчез из слова?
Переставь буквы. Рад — дар. Гора — рога. Мара — рама.
Ребус. Рисунок 18. (См. цв. вклейку.) Рыба, арбуз, краб. Назови предметы. Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков. (Рак.)
«Лесенка из слов». Прочитай слова. Назови самое короткое слово. Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове?
рак
рана
рамка
радуга
ракушка
раковина
Какая общая часть есть в словах баран, баранка, барабан?
«Развиваем грамматический строй речи».
Подскажи конец чистоговорки.
Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш).
Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).
Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом).
Вей-вей-вей, несет травинку ... (муравей).
Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).
Вспомни слова — названия предметов, которые движутся, со звуком [р].
Назови предметы, которые отвечают на вопрос «Кто это?»
Рисунок 19. (См. цв. вклейку.) Карабас-Барабас. Кто быстрее убежит от Карабаса-Барабаса — Буратино или Артемон? Какой совет ты мог бы дать Карабасу-Барабасу?
«Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра.
Я прошу со слогом ра мне сейчас назвать слова».
Придумай пять слов, которые начинаются со слога ра.