Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сообщение темы занятия



Вносится кукла. Это — Маша.

Звук [ш] произносится акцентированно.

— Вспомните имена, в которых есть звук [ш]. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша.)Скажите ласково имя Маша. (Машенька.)Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком [ш].

Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам

— Машенька еще не умеет произносить звук [ш], давайте ее научим. Что делают наши губы, когда произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой.)Где находится язычок? Какой он — узкий или широкий? (Язык широкий, «чашечкой».)Как мы произносим звук [ш] — с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук [ш]? Загибайте пальчики и повторяйте, какой звук [ш]. (Согласный, твердый, глухой.)

Обозначение звука [ш] цветовым символом.

Произношение звука [ш] в слогах

— Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-ши (вопросительно — пригласит ли их Маша на день рождения). Шу-шо-шу (с просьбой). Шта-што-шту (утвердительно). Шва-шво-швы (радостно)».

Произношение звука [ш] в словах. Определение позиции звука. Падежное управление

— Кого пригласила Маша на день рождения?

Выставляются игрушки (Петушок, Петрушка, Матрешка, Неваляшка, мышка с мышатами, Мишутка, кошка, собачка Шарик). Определение позиции звука [ш].

— Что подарили гости Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук [ш] слышится в начале слова. (Шарик, шапочку, шоколадку, шарфик, шубку, шторы.)А теперь — со звуком [ш] в середине слова. (Машинку, лягушку, чашку, вишенки, погремушку, катушку, книжку.)И еще назовите подарки, в названии которых звук [ш] слышится в конце слова. (Ковш, карандаш, брошь.)

Развитие фонематического восприятия. Звукослоговой анализ слов Маша, каша

— Машенька предлагает нам поиграть в игры «Звук потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в словах мы...ка, ко...ка, лягу...ка, мо...ка?

Дети называют пропущенный звук и все слово.

— Какой звук заблудился и встал не на свое место, какой звук потерялся в следующих словах: ткаф, мытка, ката, мата?(Звук [т] заблудился и встал на место звука [ш], который исчез. «Правильные» слова шкаф, мышка, каша, Маша.)Покажем Маше, как мы обозначаем звуки кружочками. А чем мы обозначаем слова, слоги?

Дети выкладывают схемы слов Маша, каша.

— Чем отличаются эти слова? Чем они похожи?

Физминутка

Дети играют в игру «Кот и мыши».

Произношение звука [ш] в предложениях. Дополнение предложений

— Мишутка предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Он называет два слова, а вы добавьте еще одно слово, чтобы получилось предложение. Маша — кашу. (Любит. Маша любит кашу.)Миша — шубу. (Миша носит шубу.)Лягушка — мошку. (Лягушка съела мошку.)Кошка — мышку. (Кошка поймала мышку.)

Определение количества слов в предложениях.

Звук [ш] в связной речи

— Начали гости разные истории рассказывать. Послушайте, что рассказала Неваляшка о своей подружке Наташе. Подарить Наташа мишка. Наташа гулять с мишка. Она надевать на мишка штанишки. Наташа любить мишка.

Дети восстанавливают, исправляют и пересказывают текст.

Чтение слогов ша, шу, шо, ши

— Запомните, буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Букву ш пиши с и!»

Работа с разрезной азбукой. Составить слово шина.

— Какого слога не хватает вэтом слове, чтобы получилось новое слово машина?(Слога ма.)Составьте слово Маша.

Итог занятия

Конспект занятия 2

Автоматизация звука [ш] на основе сюжета

Сказки «Приключения Зайчишки-трусишки»

Материал:игрушки (Мишка-шалунишка, Зайчишка-трусишка, Лягушка-попрыгушка, Мышка-норушка); предметные картинки (кукушка, шмель, вишни, ромашки, ландыши, кувшинки, кашка, волнушки, сыроежки, кубышки); изображения деревьев, избушки, символы звуков и слов, разрезная азбука.

Ход занятия

Оргмомент

Психофизическая гимнастика.

Показываются игрушки.

— Это Мишка-шалунишка, Зайчишка-трусишка, Лягушка-квакушка-попрыгушка, Мышка-норушка. Изобразите мимикой и жестами движения персонажей.

Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам

— Какой одинаковый звук вы услышали в именах наших гостей? (Звук [ш].) Сегодня будем вместе с ними повторять звук [ш]. Какой это звук?

Дети дают характеристику звука [ш].

Произношение звука [ш] в слогах. Анализ и синтез слова шум

— Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши! (Зайчишка насторожился.)Шта-што-шту-шты! (Трусишка испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Зайчишка-трусишка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.)«Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?

Произношение звука [ш] в словах

— Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.

Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли ... (ромашки, ландыши, кашка), на речке ... (кувшинки, кубышки). Угадайте по звукам [ш], [м'], [э], [л'], кто сидел на ромашке? (Шмель.)На берегу речушки Зайчишка-трусишка увидел ... (камешки), на сосне — ... (шишки), на орешнике — ... (орешки). Под кустом росли ... (волнушки, сыроежки). Какую птицу увидел Зайчишка-трусишка на дереве? (Кукушку.)

Определение позиции звука [ш] в словах. Подбор рифм

— Зайчишка-трусишка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Подберите к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина ... (машина), кошка ... (мошка), лягушка ... (подушка), мушка ... (пушка), мышка ... (мишка). Где слышится звук [ш] в этих словах? (В середине слов.)А вот и Мишка-шалунишка. Он будет читать вам «перепутанные» стихи, а вы слушайте и сразу же исправляйте ошибки.

С другом мы играли в чашки ... (в шашки).

Пили чай из белой шашки ... (чашки).

Вылезла из норки шишка ... (мышка).

На нее упала мышка ... (шишка).

Под кустом сидели шишки ... (мышки).

На сосне висели мышки ... (шишки).

В воздухе летала кошка ... (мошка).

Молоко лакала мошка ... (кошка).

На столе стояла кошка ... (плошка).

На полу сидела плошка ... (кошка).

Произношение звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения

— Мишка-шалунишка напридумывал «путаниц» не только в стихах, но и в предложениях. «Рельсы лежат на лапше». На чем лежат рельсы? (Рельсы лежат на шпалах.)Чем похожи слова шпала, лапша?А теперь исправим и остальные его предложения-путаницы. «Наташа носит шлюпку». (Наташа носит шляпку.)«Дедушка играет на машине». (Дедушка играет на гармошке.) «Мышка ловит кошку». (Кошка ловит мышку.)Придумайте сами предложения-путаницы. Покажите Мишке-шалунишке, чем мы обозначим предложение, слова.

Анализ предложения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.