Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков.
Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Упражнения для губ и щек
«Сердитый индюк». Надуть обе щеки. Попеременное надувание обеих щек.
Упражнения для языка
«Болтушка». «Индюк сердится». Вышли по улице и увидели сердитого индюка. Округлить губы и производить быстрые движения языком вперед-назад, касаясь верхних зубов.
«Смастерим качели».
— Возьми молоточек, сейчас сделаем качели. Подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по деснам, произнося д-т-д-т-д-т-дт-д-т.
Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
«Качели».
— Покачаемся на качелях. Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны. «Вверх — вниз, вверх — вниз, крепче, Оленька, держись!»
«Поставим чашечку на полку».
— Пришли домой, нам захотелось пить. Язык ровно лежит на нижней губе. А вот чашечка. Сделать «чашечку».
Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Развитие фонематического восприятия
Есть ли звук [р] в словах телевизор, рак, ракета?Определение позиции звука [р] в словах.
Занятие 7
Релаксационные упражнения
«Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).
Упражнения на дыхание
«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, загнутый к верхней губе, стараясь сдуть ватку с носа.
«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Упражнения для языка
«Грибок». Присасывание языка к небу. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Удерживать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.
«Гармошка». Присосать язык к небу, затем попеременно открывать и закрывать рот.
«Качели внутри рта». Касаться верхних резцов то верхней, то нижней поверхностью языка.
«Ковш экскаватора». Удерживать язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Установить лопатообразный язык, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, а самый кончик прикасался к верхней десне, производить вдох и выдох, не отрывая краев языка от зубов. Кончик язык то присасывается плотно к десне, то отбрасывается к верхним резцам. Шепотом барабанить кончиком языка.
Чередование «чашечки» и «лопаты».
«Маляр». Широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого неба и провести им вперед-назад.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
Определение позиции первого и последнего звука в словах Рома, Рая, Захар, Егор.
— Где ты услышал звук [р] в слове Рома?
Положить кружочек синего цвета в окошко «звукового домика», соответствующего позиции звука.
Постановка звука [р]
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [р]
Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Передний край языка поднят к альвеолам верхних резцов. Между языком и альвеолами остается узкая щель, через которую проходит выдыхаемая воздушная струя, приводящая кончик языка в состояние дрожания.