Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Помощь семье в преодолении физического насилия по отношению к детям



Помощь семье в преодолению физического насилия - трудный и длительный процесс. Большую роль играет отношение к физическим наказаниям, как в обществе, так и у специалистов. Многие люди, работающие в области оказания помощи детям, считают физические наказания допустимыми, а в случаях поведенческих нарушений у ребенка - и необходимыми. Это создает определенную путаницу у родителей, нуждающихся в помощи. Наш опыт обучения специалистов работе с насилием свидетельствует о том, что эта тема вызывает много сложностей в восприятии материала, связанных в первую очередь с тем, что многие из них сами подвергались физическим наказаниям в своем детстве и не имеют достаточно отрефлексированного собственного отношения к ним. В работе с ситуациями, в которых присутствуют физические наказания, специалистам важно помнить несколько вещей: - Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка. Более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка. - У взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде, чем прибегать к насилию, стоит попытаться понять, с чем это связано. И в самом ли деле применение наказаний в таких обстоятельствах поможет? - Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а так же может способствовать повышению агрессивности. - Довольно часто «обычные» наказания переходят в насилие над ребенком в связи с тем, что родители теряют контроль над собой, не соизмеряют силу наказания.

«Обычные» наказания.

Во многих случаях родители, физически наказывающие своих детей, являются обычными родителями. При разнообразии ситуаций и характеров, можно отметить некоторые общие особенности: склонность к генерализации последствий (если получил двойку – «вылетит из школы», «попадет в дурную компанию»; не послушался сейчас – «что же будет позже» и т.п.), повышенная тревожность за ребенка (особенно у матерей), неуверенность в своих возможностях воздействовать на ребенка. Это вызывает потребность в «сильных» мерах воспитания. Наказывающие отцы часто отличаются нетерпимостью к отличным от своих точкам зрения, плохо переносят угрозу потери авторитета. Физические наказания являются неэффективным способом решения проблем. Для того, чтобы родители перестали прибегать к таким мерам воздействия, предоставление им информации о вредности наказаний для ребенка оказывается недостаточным. Многие родители знают об этом, и сами с критикой относятся к физическим наказаниям. Они часто говорят: «Ругаю себя, понимаю, что это неправильно, но не могу сдержаться, когда он опять что-то натворит». Зачастую настоящее решение проблемы требует значительных изменений в жизни родителей.Молодые родители обратились к психологу в связи с нарушениями сна у 3-х летней девочки. Ребенок не засыпал вовремя, с повышенной активностью вел себя в вечернее и ночное время, что приводило к конфликтам с соседями, не давал возможности родителям заниматься и работать дома, что было особенно актуально в связи с тяжелым материальным положением семьи. Когда девочка особенно возбуждалась – ее шлепали, после чего она могла заплакать и заснуть. Родители-студенты, в доме часто собираются гости, практически отсутствует какой-либо регулярный режим дня. Им не нравится бить ребенка, однако, для них это самый простой способ уложить девочку спать. Понятно, что в этом случае для того, чтобы девочка спала, родителям необходимо перестроить собственный режим дня. Это достаточно трудно, им проще разрешать ситуацию с помощью шлепков, сила которых может нарастать, особенно, когда ребенок подрастет, привыкнет к такого рода воздействиям и перестанет засыпать под их воздействием. Изменения и отказ от применения насилия часто возможны лишь при осознании родителями последствий, к которым оно приводит, изменениях в представлении о себе как о родителе на когнитивном и эмоциональном уровне, рефлексии собственного детского опыта, и при получении родителями помощи в разрешении их собственных проблем. Кроме того, очень важно одновременно оказывать помощь и ребенку в его конкретных трудностях. Мать 9-летнего мальчика обратилась к психологу в связи с тем, что сын часто дерется в школе. Одноклассники стали провоцировать ребенка, доводить его «до бешенства», при этом мальчик начинал кидаться предметами, несколько раз нанес травмы одноклассникам. В беседе выяснилось, что мальчик - единственный ребенок в семье. Мать в последнее время вынуждена воспитывать ребенка одна, отец в связи с учебой живет в другом городе. Мать по характеру вспыльчивая, требовательная к себе и окружающим. Наказывала ребенка ремнем за вранье, грубость, плохие оценки. На протяжение последнего года мальчик часто пытался с ней драться, чем вызывал еще большие наказания. Отец во время редких приездов, по словам матери, наказывает «реже, но сильнее». Проблемы матери касались не только взаимодействия с ребенком, но и ее профессиональной деятельности, взаимоотношений с отцом мальчика, жилищных трудностей; наказания рассматривались ею как вполне нормальный способ воспитания. Работа психолога в данной ситуации проводилась как с матерью, которая чувствовала себя несостоятельной, так и с ребенком – по преодолению агрессии и страхов, повышению уверенности в себе, формированию более позитивной самооценки. Неуспешность ребенка в школе часто провоцирует физические наказания. Для большинства родителей школьная успеваемость является интегральной оценкой «хорошести» ребенка и успешности самих родителей в воспитании. Зачастую образуется замкнутый круг: неуспешность и/или нежелание учиться провоцирует наказания; наказания ухудшают ситуацию в школе (нарастают неуверенность, страхи и т.д.). Разорвать этот круг редко удается достаточно быстро и лишь тогда, когда наряду с работой с родителями оказывается помощь ребенку (например, в преодолении школьных проблем). Сочетание наказаний и неуспешности в школе - самый распространенный вариант в практике и один из наиболее трудно поддающихся изменению. Ребенок, который плохо учится, часто формирует защиту по типу «мне не нравится учиться», а родители все общение с ним склонны формировать вокруг этой проблемы (на вопрос к матери «чем вы занимаетесь в свободное время?» – ответ «уроки учим»). При этом у учителей формируются стереотипы восприятия ребенка как заведомо неуспешного, мешающие учителю замечать позитивные изменения в учебе: Например, ребенок с трудностями в русском языке пишет диктант на двойку, с двадцатью ошибками на листе. С ним начинает дополнительно заниматься другой учитель вне школы. Следующий диктант ребенок пишет уже с десятью ошибками и получает… ту же двойку, хотя его успешность увеличилась вдвое. Только благодаря тому, что ребенок параллельно занимается с психологом, удается сделать так, что он не теряет надежды. Через полгода ребенок пишет диктант с четырьмя ошибками и снова получает двойку! Учителя в школе не обратили внимания на динамику, которую проделал ребенок, и не смогли ее оценить. В центре их внимания по-прежнему оставалась его успеваемость. Взрослые прошли мимо его действительных успехов и достижений. Поэтому специалисту, работающему с семьей, практикующей физические наказания, важно понимать необходимость организации помощи ребенку и во всех аспектах его жизни.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.