Помощь семье в преодолению физического насилия - трудный и длительный процесс. Большую роль играет отношение к физическим наказаниям, как в обществе, так и у специалистов. Многие люди, работающие в области оказания помощи детям, считают физические наказания допустимыми, а в случаях поведенческих нарушений у ребенка - и необходимыми. Это создает определенную путаницу у родителей, нуждающихся в помощи. Наш опыт обучения специалистов работе с насилием свидетельствует о том, что эта тема вызывает много сложностей в восприятии материала, связанных в первую очередь с тем, что многие из них сами подвергались физическим наказаниям в своем детстве и не имеют достаточно отрефлексированного собственного отношения к ним. В работе с ситуациями, в которых присутствуют физические наказания, специалистам важно помнить несколько вещей: - Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка. Более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка. - У взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде, чем прибегать к насилию, стоит попытаться понять, с чем это связано. И в самом ли деле применение наказаний в таких обстоятельствах поможет? - Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а так же может способствовать повышению агрессивности. - Довольно часто «обычные» наказания переходят в насилие над ребенком в связи с тем, что родители теряют контроль над собой, не соизмеряют силу наказания.
«Обычные» наказания.
Во многих случаях родители, физически наказывающие своих детей, являются обычными родителями. При разнообразии ситуаций и характеров, можно отметить некоторые общие особенности: склонность к генерализации последствий (если получил двойку – «вылетит из школы», «попадет в дурную компанию»; не послушался сейчас – «что же будет позже» и т.п.), повышенная тревожность за ребенка (особенно у матерей), неуверенность в своих возможностях воздействовать на ребенка. Это вызывает потребность в «сильных» мерах воспитания. Наказывающие отцы часто отличаются нетерпимостью к отличным от своих точкам зрения, плохо переносят угрозу потери авторитета. Физические наказания являются неэффективным способом решения проблем. Для того, чтобы родители перестали прибегать к таким мерам воздействия, предоставление им информации о вредности наказаний для ребенка оказывается недостаточным. Многие родители знают об этом, и сами с критикой относятся к физическим наказаниям. Они часто говорят: «Ругаю себя, понимаю, что это неправильно, но не могу сдержаться, когда он опять что-то натворит». Зачастую настоящее решение проблемы требует значительных изменений в жизни родителей.Молодые родители обратились к психологу в связи с нарушениями сна у 3-х летней девочки. Ребенок не засыпал вовремя, с повышенной активностью вел себя в вечернее и ночное время, что приводило к конфликтам с соседями, не давал возможности родителям заниматься и работать дома, что было особенно актуально в связи с тяжелым материальным положением семьи. Когда девочка особенно возбуждалась – ее шлепали, после чего она могла заплакать и заснуть. Родители-студенты, в доме часто собираются гости, практически отсутствует какой-либо регулярный режим дня. Им не нравится бить ребенка, однако, для них это самый простой способ уложить девочку спать. Понятно, что в этом случае для того, чтобы девочка спала, родителям необходимо перестроить собственный режим дня. Это достаточно трудно, им проще разрешать ситуацию с помощью шлепков, сила которых может нарастать, особенно, когда ребенок подрастет, привыкнет к такого рода воздействиям и перестанет засыпать под их воздействием. Изменения и отказ от применения насилия часто возможны лишь при осознании родителями последствий, к которым оно приводит, изменениях в представлении о себе как о родителе на когнитивном и эмоциональном уровне, рефлексии собственного детского опыта, и при получении родителями помощи в разрешении их собственных проблем. Кроме того, очень важно одновременно оказывать помощь и ребенку в его конкретных трудностях. Мать 9-летнего мальчика обратилась к психологу в связи с тем, что сын часто дерется в школе. Одноклассники стали провоцировать ребенка, доводить его «до бешенства», при этом мальчик начинал кидаться предметами, несколько раз нанес травмы одноклассникам. В беседе выяснилось, что мальчик - единственный ребенок в семье. Мать в последнее время вынуждена воспитывать ребенка одна, отец в связи с учебой живет в другом городе. Мать по характеру вспыльчивая, требовательная к себе и окружающим. Наказывала ребенка ремнем за вранье, грубость, плохие оценки. На протяжение последнего года мальчик часто пытался с ней драться, чем вызывал еще большие наказания. Отец во время редких приездов, по словам матери, наказывает «реже, но сильнее». Проблемы матери касались не только взаимодействия с ребенком, но и ее профессиональной деятельности, взаимоотношений с отцом мальчика, жилищных трудностей; наказания рассматривались ею как вполне нормальный способ воспитания. Работа психолога в данной ситуации проводилась как с матерью, которая чувствовала себя несостоятельной, так и с ребенком – по преодолению агрессии и страхов, повышению уверенности в себе, формированию более позитивной самооценки. Неуспешность ребенка в школе часто провоцирует физические наказания. Для большинства родителей школьная успеваемость является интегральной оценкой «хорошести» ребенка и успешности самих родителей в воспитании. Зачастую образуется замкнутый круг: неуспешность и/или нежелание учиться провоцирует наказания; наказания ухудшают ситуацию в школе (нарастают неуверенность, страхи и т.д.). Разорвать этот круг редко удается достаточно быстро и лишь тогда, когда наряду с работой с родителями оказывается помощь ребенку (например, в преодолении школьных проблем). Сочетание наказаний и неуспешности в школе - самый распространенный вариант в практике и один из наиболее трудно поддающихся изменению. Ребенок, который плохо учится, часто формирует защиту по типу «мне не нравится учиться», а родители все общение с ним склонны формировать вокруг этой проблемы (на вопрос к матери «чем вы занимаетесь в свободное время?» – ответ «уроки учим»). При этом у учителей формируются стереотипы восприятия ребенка как заведомо неуспешного, мешающие учителю замечать позитивные изменения в учебе: Например, ребенок с трудностями в русском языке пишет диктант на двойку, с двадцатью ошибками на листе. С ним начинает дополнительно заниматься другой учитель вне школы. Следующий диктант ребенок пишет уже с десятью ошибками и получает… ту же двойку, хотя его успешность увеличилась вдвое. Только благодаря тому, что ребенок параллельно занимается с психологом, удается сделать так, что он не теряет надежды. Через полгода ребенок пишет диктант с четырьмя ошибками и снова получает двойку! Учителя в школе не обратили внимания на динамику, которую проделал ребенок, и не смогли ее оценить. В центре их внимания по-прежнему оставалась его успеваемость. Взрослые прошли мимо его действительных успехов и достижений. Поэтому специалисту, работающему с семьей, практикующей физические наказания, важно понимать необходимость организации помощи ребенку и во всех аспектах его жизни.