Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Голос Божий в душе язычника. Листок первый



 

Святой Апостол Павел, рассуждая о язычниках, говорит: "Когда язычники, не имеющие закона (писанного), по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2; 14,15). Итак, хотя люди и забыли Бога и стали поклоняться идолам, но Бог не забыл их: в их сердцах, в их совести, хотя и смутно, все же слышался голос Божий, и лучшие из язычников не переставали искать Божией правды, следуя внушениям своей совести, этого гласа Божия в душе человеческой, этого неподкупного судии помышлений сердечных, этого закона, написанного не на бумаге, а на сердцах человеческих. Правда, страсти и грех заглушали сей глас Божий, искажали то, что говорила совесть; но душа человеческая и сквозь мрак, ее окружавший, все же искала Бога и правды Его, искала как бы ощупью, как говорит Апостол Христов: "От одной крови Он произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земному, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли" (Деян. 17; 26,27). Послушаем же, что говорила совесть — сей глас Божий в душе человека-язычника; посмотрим, чему учила она лучших из язычников — их мудрецов. (Имена их означаем в скобках).

Душа человеческая бессмертна и в сущности она не погибает никогда (Пиндар Фиванец).

Кто желает быть бессмертным, тот должен жить благочестиво и праведно (Антисфен).

Если будешь благочестив, то не потерпишь никакого зла, когда умрешь: дух твой будет пребывать на небе (Эпихарм). Человек живет для того, чтобы уподобляться Богу (Платон). Делать добро и высказывать истину — вот дела богоподобные (Демосфен).

Благополучие состоит в том, чтобы, имея многое, издерживать это на добрые дела (Ксенофонт).

Когда Аристотеля упрекнули, что он подал милостыню дурному человеку, то он сказал: "Я оказал милосердие человеку, а не нраву его".

Что для храма жертвенник, то для человеческой природы милосердие (Пифагор).

Того можно назвать человеком мудрым и богобоязненным, кто столько же трудится для души, сколько другие трудятся для тела (Пифагор).

Познай самого себя! (Хилон Лакедемонянин).

Самое трудное дело — познать самого себя, а самое легкое — подавать другому совет (Фалес Милетский).

Совет давай только самый полезный, ибо совет — дело священное (Пифагор).

Советуй не то, что приятно, а то что лучше (Солон Афинянин). Многознание ума не научает (Гераклит).

Самая лучшая победа — побеждать самого себя, а самое постыдное дело — быть побежденным от самого себя — от своих собственных страстей (Демикрит). ι

Первый враг себе — сам человек (Анахарсис).

Старайся иметь одни добрые мысли (Клеовул Линдский).

Если будешь иметь чистый ум, то и всем телом будешь чист (Эпихарм).

Знай, что ты — гость на земле (Периандр Коринфский).

Солнце часто омрачают облака, а рассудок — страсти. И сколько в душе страстей, столько и владык (Пифагор).

Слуги рабствуют господам, а дурные люди — похотям (Диоген).

Пустые мехи надувает ветер, а людей неразумных — самомнение (Диоген).

Делай великое, не обещая великого (Диоген).

Нет ни одного человека на Божием свете, в котором не было бы какого-нибудь порока (Феогнид Мегарский).

Кто любит ближнего, тот и несчастье свое сумеет обратить в удовольствие (Диоген).

Учись более стыдиться себя самого, нежели других (Демокрит).

Стыдись самого себя и не будешь иметь нужды стыдиться других (Феофраст).

Никакого сокровища ты не оставишь детям лучше стыдливости (Феогнид Мегарский).

Диоген сказал мальчику, покрасневшему от стыда: "Ободрись, эта краска на лице есть цвет добродетели".

Всего нелепее гордость, а особенно в юношах (Зенон).

Красота есть цвет целомудрия, а целомудрие есть цвет красоты (Зенон).

Берегись поцелуев от красивых лиц столько же, как и укушения ядовитых змей (Пифагор).

Хочешь быть счастлив? — Сам не делай того, что другим запрещаешь (Фалес Милетский).

Не делай другому того, чего сам не любишь (Клеовул Линдский).

Несчастен тот, кто не переносит несчастия. — Если ты считаешь себя хорошим, то и делай только хорошее, а если худым, то старайся исправлять себя добрыми нравами. Как запас на путь от юности к старости, бери мудрость и добродетель (Виас Приинейский).

Исследуй одно только мудрое, избирай одно только доброе (Фалес Милетский).

Не будь в тягость другим (Хилон Лакедемонянин).

Будучи мальчиком, будь скромен; будучи юношей, будь воздержан; будучи средних лет, будь справедлив, а будучи старцем, будь благоразумен (Периандр Коринфский).

Не прикрывай своих погрешностей словами, а врачуй их обличениями. Радуйся более тем, которые обличают тебя, нежели тем, которые льстят тебе: льстецов отвращайся, как людей, которые для тебя хуже врагов (Пифагор).

Лучше изобличать собственные грехи, нежели чужие. Постыдное дело тщательно примечать чужие недостатки, а на свои не обращать внимания (Слова Демокрита). Невольно приходит на мысль слово Христа Спасителя: «Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоем, не чуеши?.. Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего» (Мф. 7; 3, 5).

В счастьи будь умерен, в несчастьи благоразумен. — Силой не хвались. — Учись без устали. — В издержках на добрые предприятия будь первым (Периандр Коринфский).

Больному не приносит пользы золотая постель: так и неразумному бесполезно счастье. — Лучше с бедностью добродетель, чем с порочностью богатство; лучше умеренность и здоровье, чем объедение и болезнь. — Как к золоту ржавчина, так и к добродетели позор не пристает. — Не ожидай получить добро от зла. Если замышляешь зло против другого, то ты еще раньше того уже нанес сам себе зло (Пифагор).

О лукавый человек! Не гонись за мягким, чтобы не получить жесткого. — Не раздражайся по поводу малости (Эпихарм).

Спросили Симонида: что лучше всего для человека? Он отвечал: добрая совесть. — Кто истинно богат? — Тот, кто ничего не желает. — А кто беднее всех? — Похотливый.

О, если бы люди не слишком почитали богатство! Оно так легко приносит с собою зло (Феогнид Мегарский).

И слава — великое зло для людей, а опыт — самое лучшее дело (Феогнид Мегарский).

Чего не положил, того не поднимай (Солон Афинянин).

Чужого не желай. Береги чужое, как свое. — Камень служит оселком для золота, а само золото — для людей (Клеовул Линдский).

Богатству не доверяй (Периандр Коринфский).

Ничего не считай своим (Пифагор).

Самый богатый — тот, кто довольствуется самым малым (Сократ).

Больные водянкой, несмотря на обилие воды в теле, жаждут все больше и больше, так и сребролюбцы, несмотря на обилие денег, желают их больше и больше. И те и другие желают себе же во вред (Диоген).

Люди просят у богов (мы просим у единого Бога) здоровья, а сами большею частою делают то, что противно здоровью (Диоген).

Избирай лучше наказание, чем корысть: то огорчит на один раз, а это — навсегда (Хилон Лакедемонянин).

Сребролюбие есть столица всех зол (Диоген).

Не живи праздно, хотя бы ты был и богат (Фалес Милетский).

Если от других требуешь отчета, то и сам давай его (Солон).

За правду потерпи и унижение (Периандр Коринфский).

Доброта без благоразумия — пустое дело (Сократ).

Больше всего воздерживайся от постыдных и неправедных удовольствий (Сократ).

Я знаю только то, что ничего не знаю... (Сократ).

Платон трижды в день возносил благодарение Богу: во-первых за то, что родился человеком, а не животным; во-вторых за то, что родился греком, а не варваром; и в третьих за то, что родился во времена мудреца Сократа (А мы должны ежечасно благодарить Бога: и во-первых, и во-вторых, и в-третьих — за то, что родились русскими, православными людьми, а не какими-нибудь дикарями язычниками...).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.