Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Зачем девочкам грамота?



 

Люди простые нередко говорят о себе: "Мы люди темные, где нам всякую мудрость знать?" Хорошо, что они сознают темноту свою, но вот что нехорошо: мало они думают о том, как бы выйти из этой темноты на свет Божий, как будто им не хочется расстаться с той темнотой, к которой они привыкли... Например, им говорят: обучайте детей своих грамоте, посылайте в школу не мальчиков только, но и девочек; грамота — великий Божий дар: не лишайте сего дара деток своих!

А простецы на это отвечают: "Зачем нашим девочкам грамота? Знали бы они свое дело женское: щи да кашу сварить, за скотинкой ходить, одежду пошить да помыть, и довольно с них!"

Вот поистине неразумное рассуждение, только темные люди и могут так рассуждать! Как будто женщина — не человек, как будто ей вовсе не нужно знать заповедей Божиих, как будто для нее совсем лишнее дело почитать, например, слово Божие, жития святых угодников Божиих, прочитать молитвы перед святыми иконами... Ужели все это — лишнее дело? За что же вы хотите лишить ее того великого духовного утешения, какое человек имеет в чтении книг божественных? Да разве худо, если мать сама будет учить своих детей грамоте? Разве худо, если она может сама написать мужу записочку, если он отлучился куда, или прочитать полученное от него письмецо?.. Разве худо, если она даже и по хозяйству что-нибудь вычитает из хорошей книжки?..

Нет, друзья мои, не так рассуждают об этом люди добрые. Вот что, например, писал одному умному крестьянину, который сам занимался в школе с детьми, в Бозе почивший великий подвижник нашего времени, святитель Христов Феофан Затворник. "Бог в помощь спасения, возлюбленный о Господе! Труды твои по обучению детей благословенны.

Да поможет тебе благодать Божия продолжать полезное для других и спасительное для тебя дело. Пишешь, что встречаются затруднения со стороны родителей к обучению девочек. Очень и очень жаль. Но может быть они увидят хорошие плоды от девочек, уже обученных, и тем расположатся отдавать и прочих на обучение. Отговорки... Да какие законные и разумные отговорки можно придумать? Одно только неведение должного дела. Молиться надо, чтобы Господь дал родителям понять свою ошибку и поревновать об учении своих дочерей. На отговорки их скажу малое нечто.

1. Говорят, что "хоть и выучится, а все не барин ее возьмет. Такая же будет крестьянка". — Будто грамоту знать только и пристало господам! Всем пригодно уметь читать и везде уж все учатся, и крестьяне, — девочки и мальчики. Зачем отставать от других? Что замуж выйдет за крестьянина же — что тут плохого? Да ведь мальчики-то все уж умеют читать, надо и невест им готовить умеющих читать, чтобы ровнее были. Когда муж и жена умеют читать, то, придет праздник, дома будут читать Евангелие или жития святых, или другую хорошую книгу. То муж почитает, то жена, и время будет идти душеспасительно. И мужу охотнее в праздничное время дома сидеть, когда и жена грамотна; а то скажет: "Что мне с тобой, неграмотной, сидеть?" — и пойдет... И то может случиться, что грамотная жена почитает в книге, и если муж собьется с пути, она будет знать, что при случае ему напомнить. Нет, нет... да, Бог даст, и образумит... А когда деток Ббг даст, мать грамотная сама выучит их грамоте между делом. Так и пойдут по селу грамотные, хоть и школ не будь.

2. "Неграмотная, как неведущая, согрешит — меньше взыщется"... Да ведь это и с мальчиков так, и со всех, кто не знает грамоте. Так что же? И грамоту с лица земли согнать? Да и Евангелие-то надо спрятать, чтобы его в церкви не читали? А Бог посылает на землю пророков и апостолов — и Сам Своим лицем приходил на землю, и волю Свою святую нам открыл, как жить нам должно, чтобы спастись, и все это в Божественном Писании повелел начертать, и чтобы все люди читали и видели, чего от нас хочет Бог... Знать волю Божию и то, какие дела суть добродетели, какие — грехи, мы все должны, и кто сего не делает, тот грешит пред Богом. И выходит, что кто держит себя в темноте и безграмотности, дважды грешит — и тем, что не знает воли Божией, и тем, что не употребляет средств узнать ее, и нарочно держит себя в темноте. А кто и детей своих держит в той же темноте, тот третий грех творит — мальчиков ли, или девочек не учит. Родителям-то и самим следовало бы поскорее выучиться грамоте, чтобы читать, что говорит Господь во святом Евангелии, и святые апостолы от Его лица в "Апостоле". Но уж коли время пропущено, хоть детей своих пусть обучают.

3. "Выучи — в монастырь пойдет"... В монастырь тянет не грамота, а особое Божие звание. Если у кого есть дочь, желающая идти в монастырь, зачем ей мешать? Бог зовет — и пусть идет: себя спасет и за родителей помолится. А то выходит, что будто беда какая случится, если чья дочь в монастырь пожелает. Это есть милость Божия и к дочери и к родителям. Но совсем не бывает так, чтобы грамотная пошла уж непременно в монастырь. А то будет, что грамотная будет читать хорошие книги, и из них уразумеет лучше, как душу спасать; и уразумевши, жить так станет, и других тому научит. Спасаются не в одном монастыре. И в семейном быту спасаются — и во всяком звании и состоянии. Но грамотной или грамотному удобнее спастись, потому что через чтение легче разуметь, как душу свою спасать.

4. Вот тут ответ и на четвертую отговорку, что "спастись можно и неграмотной". Можно; как против этого спорить? И грамотные погибают и неграмотные спасаются. Все от доброй воли, или куда сердце лежит. Уж на это всякий сам смотри, грамотный и неграмотный. Но вот спросить бы таковых: в чем, думают они, состоит спасение родителей? Главное — в добром воспитании детей. Надо их научить всякому доброму пути. Мало ли бывает у матерей времени, особенно вечером, когда ни они, ни дети ничего не делают? Особенно под праздники и в праздники? Отца нет дома, мать поговорила бы что, да не умеет. Дети шалят или спят. Время попусту проходит. А коли бы она грамотна была, развернула бы книгу и читала, особенно жития святых. Все бы охотно слушали. И сами себя учили бы, и детей. Вот и удобнейшее спасение. Многие другие от грамоты удобства есть ко спасению. Остерегай только, чтобы не загордились и много о себе думать не стали.

5. Говорят, что "замуж выйдет и все забудет". Да зачем же бросать им читать, выучившись? Как выучиться, так и купи книжку, — вот есть много дешевеньких, — и заставляй ее читать... вечерами, когда свободно, а то в праздник. Так и не забудет. Привыкнет так почитывать у отца с матерью — и замужем так будет делать, тем охотнее, что и муж будет грамотный. А я думаю еще, что грамоту трудно забыть. Кто хорошо выучится, как ее забыть? Ведь это то же, что мастерство. Кто чуть-чуть выучится мастерству и бросит, конечно, можно забыть. А кто хорошо выучится, тот не забудет. Так и в грамоте.

6. "Прясть стала"... есть о чем жалеть! Много ли девочка напрядет? И прядут-то они больше затем, чтобы выучиться прясть. Выучиться же сему они могут и обучась грамоте. Днем пусть грамоте учатся, а вечером прядут. То и другое будет идти рядом. И что будет-то! Мастерица какая может выйти. Есть теперь книги со всеми мастерствами: описано, что как делать. Купи ей тогда такую книжку. Почитает, и чему-чему она там ни научится — всем женским мастерствам! Времени же на обучение много не потребуется, девочки сметливее мальчиков. Скоро перенимают и навыкают читать. Все сие и подобное передавай родителям. Авось вразумятся. Возьмут в толк — добре, а не возьмут — Господь будет им судья. Сам же не унывай, и все продолжай трудиться. Когда обучишь всех мальчиков — и, о если б и девочек! — закваска будет положена, и грамота уж не переведется на селе. Ибо како грамотный отец захочет оставить сына своего необученным?.. Благословение Господне буди на тебе и семействе твоем, и всех учениках и ученицах твоих, и всех селянах. Всех Господь да спасет и помилует! — Многогрешный Феофан епископ" (Прибавление к Церковным Ведомостям, 1894, № 32).

Не будем ничего прилагать к сему богомудрому наставлению святителя Божия; скажем только: кто хочет видеть, что может сделать для своего дитяти умная, грамотная мать, тот прочти жития великих вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, блаженного Августина и других... О, если бы все матери-христианки были таковы! Ведь тогда воистину был бы рай на земле!..

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.