Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Откуда плевелы на Христовой ниве?



 

От времен святого князя Владимира полюбили русские святую веру Православную; они привыкли называть свою родную страну Русью Святою, а себя — людьми православными, и не было им милее и почетнее этого достолюбезного имени: "православные" — так величают они и теперь друг друга, когда собираются решать свои дела общественные на своих сходках мирских; "православные" — так обращаются к ним и пастыри их, служители Церкви Христовой, в своих поучениях. За кого идет умирать христолюбивый русский воин? Прежде всего — за веру Православную, потом — за царя самодержавного и за Святую Русь... Святая Церковь Православная — вот кто был сердобольной матерью народа русского; это она взрастила и воспитала его до великого самодержавного царства Русского; она хранила его от погибели в тяжкие времена злой татарщины; она дала ему силу прогнать ляхов со всеми их клевретами в лютую годину междуцарствия; она соединила во единую нераздельную братскую семью и Великую, и Малую, и Белую Русь, и все эти многочисленные племена, населявшие пространство нашей матушки России в стародавние времена. Вот почему разные инородцы, обитающие по окраинам Русской земли, называют веру Православную — верой русскою: "Он принял веру русскую", — говорят они о своих соплеменниках, когда те принимают Святое Крещение. Да и наш простой народ только того и считает чисто русским человеком, кто свято блюдет святую веру Православную.

Но что же это сделалось, какой враг посеял плевелы между чистой пшеницей Православия на ниве Христовой? Откуда появились, почему так гордо, так самоуверенно проповедуют свои лжеучения все эти штундисты, молокане, баптисты, шалопуты, хлысты, пашковцы, духоборцы, субботники — проще сказать: жидовствующие, и все прочие сектанты, имже несть числа?.. Увы, видно гордый дух времени, тот дух, от которого получили свое начало все безбожные лжеучения, нашел пути к сердцу нашего простеца, чтоб лишить его великого сокровища веры Православной.. . Тать подкрадывается в нощи; враг сеет плевелы, когда люди спят: то же случилось и с нами. Мы стали беспечны, мы разленились, тяжело для нас стало исполнять все заповеди Церкви Божией, мы задремали духовно; а враг только этого и ждал; он подкрался к дремлющим душам и через своих клевретов — разных лжеучителей, коим ненавистно святое Православие, стал внушать им льстивые помышления: "на что посты? на что поклоны? к чему все эти обрядности? Писано есть, что все это: заповеди и учение — человеческое, что Богу надо покланяться духом и истиною. Зачем ходить в храмы? Писано есть, что сами вы — храм Духа Святаго... К чему священники и учители церковные? Писано есть, что Бог всех соделает священниками, что Сам Дух Божий будет учить вас"... Так прельщает неутвержденные души простецов дух лести устами разных лжеучителей, а сердце грешное всегда готово слушать такие речи, которые как бы оправдывают его слабости, заглушают, хотя на время, голос неподкупного судии — совести... И грехолюбивая душа рассуждает: "В самом деле, ведь эти учители говорят не от себя: они ссылаются на Писание, говорят: писано есть... Почему же не слушать их?" И слушает простой человек, в вере не утвержденный, этих непризванных лжеучителей, и начинает сомневаться в своей вере Православной, которой и не знал как следует, и становится штундистом, молоканином, хлыстом или баптистом... Ведь в этих сектах так легко обманывать свою совесть, ведь они все считают себя святыми! Писано есть: вы — род избранный, народ святой...

Да, писано есть, писано есть... Вот и сатана, искушая Самого Господа нашего Иисуса Христа, то же говорил: писано есть: Ангелам Своим заповедает о Тебе... итак, бросься вниз! В том-то и дело, что Писание Божественное есть меч обоюдоострый; что все еретики ссылались на Священное Писание в подтверждение своих лжеучений; что поэтому опасно толковать его по своему смышлению, как это делают все лжеучители, все эти штундисты, баптисты, молокане и прочие сектанты. Вот что апостол Христов Петр пишет верующим: мы имеем вернейшее пророческое слово, то есть Священное Писание, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте... Но прежде всего следует знать, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить, то есть истолковать самому собою. Ибо никогда пророчество и всякое Писание Святое не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1; 19-21). Далее в том же послании святой апостол Петр говорит, что уже в его время некоторые невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращали, перетолковывали как прочие Писания, так в особенности некоторые, неудобовразумительные места в посланиях апостола Павла (2 Пет. 3; 15,16). И апостол Павел говорит при прощании с Ефесскими пресвитерами: «...я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20; 29-30), ...надлежит быть и разномыслиям, — писал тот же апостол Христов Коринфянам (1 Кор. 11; 19). Значит, с самых времен апостольских были разномыслия, были еретики, которые повреждали, превратно толковали слово Божие (2 Кор. 2; 17). Они гордились своим ложным знанием, не хотели знать и слушать пастырей Церкви, которых Сам Бог поставил, чтобы пасти Церковь Божию (Деян. 20; 28), и как овцы, отделившиеся от своего стада — от Церкви Божией, блуждали в пустыне своего неведения, гонимые всяким ветром учения, по лукавству человеков (Еф. 4; 14). Они не хотели следовать доброму примеру мужа Ефиоплянина, который был вельможей царицы Ефиопской и, конечно, был человек не только грамотный, но и ученый. Когда апостол Филипп, увидев, что он в колеснице читает во время пути книгу пророка Исаии, спросил его: разумеешь ли, что читаешь? — он ответил ему: как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян. 8; 27-31). Вот с каким смирением говорил этот ученый вельможа, не надеясь на свой человеческий разум, когда дело шло о Священном Писании. Но не так, видно, рассуждали те невежды, о коих пишут апостолы Петр и Павел; не так рассуждают и наши невежды-грамотеи. Иной едва разбирает слова в книге, а уж берется толковать слово Божие, воображая, что если умеет он читать, то уже и разумеет, что читает... Познакомится с таким невеждой какой-нибудь самозванный учитель из штундистов или еще каких сектантов, — смотришь, наш грамотей уже и отрекся от матери своей Церкви Православной, и пристал уже к секте какой-нибудь... Спросите его: да так ли надо понимать, как ты толкуешь Писание? — Он с гордостью уже ответит: "Мне Сам Христос открывает истинный смысл, Он видит, что я хочу спастись"... Какое самомнение, какая гордыня! Хвалится человек, что ему Сам Христос открывает истину, а Христа не слушает, Христова веления не хочет исполнять. Ведь Сам Христос сказал: если... церкви не послушает брат твой, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18; 17). Сам Христос сказал апостолам, а чрез апостолов и всем пастырям Церкви, которых поставили святые апостолы: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк. 10; 16). Не внимает гордый человек этому грозному слову Христову и отвергает благодать Божию, живущую в пастырях Церкви чрез священное рукоположение, идущее преемственно от времен апостольских (2 Тим. 1; 6). Он не хочет знать, что еще у пророка Малахии сказано: «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2; 7). Поэтому и Апостол заповедует: «Повинуйтеся наставникам вашым и покаряйтеся» (Евр.13; 17): достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим. 5; 17). Если бы всякому было дано ясное разумение Писания и учения веры, то зачем же было нужно поставлять особых в Церкви Божией пастырей и учителей? А они Самим Богом поставлены: читайте у апостола Павла в посланиях (1 Кор. 12; 28 и Еф. 4; 11). Потому-то другой апостол и предостерегает: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак. 3; 1). Но в том-то и беда наша: забыли мы заветы наших предков благочестивых; тяжелы нам стали те порядки жизни христианской, те предания и уставы, которых строго держались наши отцы и деды, осуетились мы, духовно разленились... А совесть упрекает, что живем не по православному: многие постов не соблюдают, в церковь редко ходят, сами себя от Святых Таинств отлучают... Смириться бы надо пред Богом, покаяться, а гордость удерживает... А тут появляются льстецы-учители, которые проповедуют, что Богу никаких подвигов не нужно, что спастись можно одной верою... И успокаивает себя человек в гордом сознании, что ему не нужно ни постов, ни поклонов, ни таинств, что обрел он путь спасения: веруй и спасешься!.. Увы, прежде люди грешили и каялись; а теперь грешат и хотят оправдать себя в грехах, и потому сбывается на таковых пророчество святого апостола Павла: ...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4; 3). И льстят слуху разные самозванные проповедники-лжеучители, которые обещают спасение без подвига, без самопонуждения, и которых поэтому справедливо называл в Бозе почивший Святитель Феофан легкоспасенцами.

И много появилось на Руси Святой этих легкоспасенцев! Берегитесь их, люди православные: это волки в одежде овец; помните слово Христово: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11; 12). Значит, без труда и подвига нет спасения. И еще: если и Церковь не послушает брат твой, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18; 17). Значит, без послушания Церкви, как Богом данной матери, тоже нет спасения...

* * *

Другие листки против штундистов, молокан и пр. №№ 20, 24, 28, 30, 34, 36, 55, 57, 59, 60,61, 63, 65, 74, 78, 79, 81, 83, 89,90,91,92,95. 100,107* 111, 120, 121, 125, 126, 138, 139, 140, 141, 143, 148, 154, 161, 162, 163, 172, 173, 176, 182, 184, 187, 190, 192, 195, 199, 209, 210, 212, 220, 225, 230, 233,' 238, 253, 255, 262, 263, 266, 267, 272, 277, 287, 288, 290, 292, 294, 306, 308, 312, 321, 322, 329, 333, 335, 336, 337, 345, 351, 359, 361, 362, 363, 364, 365, 366, 367, 368, 370, 373, 375, 380, 382, 383, 385, 391, 396, 400, 401, 403, 404, 405, 407, 408, 410, 412, 416, 422, 423, 426, 429, 432: 433: 434, 435, 436, 437, 438, 439, 440, 452, 453, 460, 461, 468, 470, 471, 474, 480, 484, 485, 490, 493, 496, 498, 500, 507, 508, 509, 518, 521, 537, 538, 539, 541, 557, 558, 568, 570, 576, 579, 587, 589, 593, 594, 595, 596, 601, 608, 623, 628, 639, 642, 732, 760, 791,792, 793.

 

Клятвы Иродовы

 

«И прискорбен быв царь, клятвы (же) ради и за возлежащих с ним, не восхоте отрещи ей...2 (Мк. 6; 26)

Не захотел беззаконный Ирод изменить своей неразумной клятве и вот — честная глава большего в рожденных женами — Предтечи Господня посекается и как дар подносится на блюде нечестивой плясавице за ее бесстыдное искусство... Не наешь, чему больше удивляться: бесстыдству ли этой девицы, требующей такой ужасной платы за свою пляску, или бесчеловечной жестокости сластолюбца-царя, который с возмутительной верностью сдерживает без всякой нужды данную им клятву... Поистине, лучше было Ироду солгавшу жизнь полунити, нежели Предтечеву главу усекнути!

Преступна была клятва Иродова, но бывают клятвы еще преступнее. Ирод не знал, что от него потребуют такого ужасного исполнения, а вот в Деяниях апостольских рассказывается, как несколько иудеев поклялись не есть и не пить, пока не убьют великого апостола Христова Павла (Деян. 23; 12). Вот до чего может доходить человек, ослепленный страстью! И что особенно поразительно: дающий такую богохульную клятву не видит, какой тяжкий грех он берет на душу свою, когда клянется, и что он вдвойне согрешит, если исполнит свою клятву на деле. Напротив: он думает, что непременно должен сделать то, что обещался клятвенно, хотя бы это был тяжкий грех, хотя бы ему пришлось загубить навеки свою душу. В древних сказаниях о святых подвижниках есть такой рассказ: к одному святому старцу пришел незнакомый человек и сказал: "Л и брат мой — друг с другом поссорились; к несчастью, он не хочет примириться, хотя я всеми мерами стараюсь об этом.

Человек Божий, сделай милость, уговори его! Старец с радостью взялся за это дело. Он пригласил к себе не желавшего примирения и начал говорить ему о любви и согласии. Сначала казалось, что ожесточенный брат умягчается, но вдруг он сказал: "Не могу примириться: я крестом поклялся вечно враждовать с ним!" Тогда старец, улыбаясь, сказал ему: "Твоя клятва имеет такой смысл: сладчайший Иисусе! Заклинаю себя крестом Твоим, что не буду исполнять Твоих заповедей и хочу повиноваться врагу Твоему — диаволу! Друг мой, ты решился на худое дело, надобно в этом раскаяться, надо поплакать о том, в чем против своей души ты согрешил, а не идти дальше во грехе. Если бы Ирод раскаялся и не исполнил своей клятвы, то не сделал бы величайшего на свете злодеяния, не умертвил бы Предтечу Христова. Вспомни, что было тогда, когда Иисус Христос хотел умыть ноги святого Петра... Вспомни, что сей же Апостол с клятвою утверждал, что он не знает Господа; но сдержал ли это свое клятвенное слово? Долго ли продолжал он свое неведение о Человеке, от Которого отрекся? И изшед вон, плакася горько..."

Со вниманием слушал враждующий брат это наставление старца и тогда же примирился со своим братом, раскаявшись в своей греховной клятве.

Брат христианин! Если ты когда-нибудь имел несчастье дать подобную богопротивную клятву, то омой ее слезами покаяния, но не приводи в исполнение того, что обещал, не бери нового тяжкого греха на свою бедную душу! Знай, что не Богу дал ты такую клятву, а врагу Божию — диаволу. Не от Бога пришла тебе и самая мысль — дать такую клятву, а от диавола. Бог вразумляет нас только на добро, а диавол только на зло, на грех. Если для исполнения клятвы приходится грешить, то ясно, что и самая клятва эта подсказана диаволом. Ах, как хитро строит козни свои против нас сей исконный враг нашего спасения! Действует он и сам, тайно влагая нам в сердце греховные помышления; действует и через слуг своих — людей, ему преданных, Бога забывших и греху поработившихся. Вот, например, одна из его душепагубных хитростей.

Ушел человек от семьи своей, чтоб достать лишнюю копейку для этой же семьи, или потребовали его на службу военную, и живет он вдали от жены и детей где-нибудь в большом городе. Сначала он тоскует в разлуке с ними, думает, как помочь им, что им послать... Но идет время и он привыкает к городской жизни, тоска проходит, он сводит новые знакомства и понемногу перестает думать о семье своей.

Новые знакомцы приходят к нему в гости или зовут к себе, а там — водка, шутки, смех и... помилуй Бог, если в среде новых знакомых окажется одна из тех порочных женщин, которые потеряли стыд и совесть, которые сами утопают в блудном грехе и других влекут за собой!.. Вот такие-то женщины и бывают орудием диавола к погибели неопытных душ. Что ей до того, что она губит счастье целой семьи, соблазняя слабого, неопытного человека на грех? У нее одна забота: как бы покрепче привязать этого несчастного к себе, чтобы потом он не мог отвернуться от нее, не мог бросить ее... И вот тут-то и прибегает развратная прелестница к клятве, как верному средству связать совесть того, кто попал в ее погибельные сети. Она требует, чтобы тот поклялся ей именем Божиим, что никогда ее не бросит, а чтобы сразу убить в нем всякую жалость к жене и детям, она требует, чтобы он поклялся никогда не видеться с женой...

Какая ужасная богопротивная клятва! И сколько сатанинской хитрости, сколько жестокости показывает эта клятва в той, которая ее требует от своего любовника! А он, несчастный, в минуту упоения вином или греховной страстью давший такую клятву, уже считает грехом нарушить ее, уже думает, что нет возможности поправить дело и искупить свой грех иначе, как только буквально исполняя данное в клятве греховное обещание!.. А ту священную клятву, которую он дал пред алтарем Господним при бракосочетании со своей законной женой, он забыл уже, а если совесть заговорит о ней, напомнит ее, то прелестница и тут найдет ему мнимое оправдание: "Тебя-де венчали, когда ты почти ребенком был, ничего не понимал, почти силой: какой это закон? А я тебя люблю — любовь выше закона!"

Просто не верится, чтобы могли быть такие безбожные женщины-изверги! А они есть, и они губят многих наших честных, добрых сердцем простецов, увлекая их в разврат и связывая богохульными клятвами... Есть немало таких развратниц, особенно в наших столицах. И сколько горя терпят от них эти несчастные молодые люди, не смея изменить данной им клятве!..

Законная жена всегда пожалеет своего мужа, а эти женщины-изверги готовы обобрать своих возлюбленных дочиста, спаивают их, сами пьянствуют с ними и на их счет; мало того, не допускают их до Святого Причащения по нескольку лет кряду, из опасения, что священник на исповеди разъяснит им, что их клятва сама по себе есть грех, что ее надо не исполнять, а покаяться в ней, как в тяжком грехе, что надо бросить греховное сожитие блудное и испросить прощение у своей жены-мученицы...

И вот ведь что особенно прискорбно: иной мужчина сердцем страдает, всей душой желал бы избавиться от своей мучительницы, но и подумать о том не смеет ради данной им клятвы. А что бы ему спросить отца своего духовного: как тут быть? Что делать? Как греха избыть и душу умиротворить? И сказал бы ему отец его духовный: «Брат мой, жаль тебя, что ты находишься в сетях вражиих. Твоя клятва есть богохульство одно: подумай, в чем ты клятву дал? В том, что обещался грешить до смерти? В том, что обещал быть изменником той священной клятве, которую ты произнес в церкви Божией пред Святым Крестом и Евангелием, что будешь любить и жалеть свою, Богом данную тебе, жену? А теперь что? Теперь ты поклялся, что не хочешь ее любить, что отрекаешься от нее? Но ведь это все равно, что сказать: "Я, Господи, клянусь, что не хочу знать Твоих святых заповедей, что отселе буду не Тебе, Богу моему, служить, а врагу Твоему — диаволу, который радуется всякому беззаконию... Будь, Господи, свидетелем, что я так буду делать отселе... Отрекаюсь от Тебя и от Твоего святого Закона, которым Ты связал меня с женой моею в Святом Таинстве брака!"...»

Не богохульство ли это? Знай, брат мой, что я охотно, как иерей, данной мне от Господа Бога властью прощу и разрешу тебя от этой неразумной клятвы твоей, и Бог не поставит тебе во грех нарушение ее, как не поставил Он во грех, а напротив, поставил апостолу Петру в добродетель, что он покаялся после своего клятвенного отречения от Него. Покайся же и ты. Пожалей свою несчастную, горем измученную жену, своих деток бедных! О, сколько радости, сколько счастья ты принесешь в свою несчастную семью, когда придешь и скажешь жене: "Прости меня, родная, Бога ради! Не поминай моего безумия, покрой мой грех своею любовью!" И она простит, она покроет, она будет любить тебя по-прежнему. А та, разлучница, пусть она, если не хочет покаяться в своем тяжком грехе, пусть она бранит тебя, пусть проклинает тебя,, как изменника: сия клятва ее на нее же обратится...

Вот что скажет отец духовный такому человеку. И хорошо сделает такой человек, если послушается. Если же нет, то клятва его будет клятвою Ирода нечестивого. И будет он отвечать за такую клятву Богу, как Ирод, убивший Господня Предтечу, а его сожительница будет подобна дщери Иродиадиной, испросившая в награду за свою пляску честную главу великого Пророка и Крестителя Христова. Аминь.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.