Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Черниговский святитель-чудотворец



 

Вот уже с лишком 200 лет открыто почивают в Чернигове, в пещере под кафедральным собором, нетленные мощи святителя Феодосия Углицкого. Жил он в одно время со святителем Митрофаном Воронежским, и сведений о его жизни сохранилось столь же мало, как о святителе Воронежском. Мы гораздо больше знаем о его чудесах по смерти, чем о его деяниях при жизни. Он был сын священника из дворян Подольской губернии; учился в Киево-Братском училище и по любви своей к подвигам благочестия рано поступил в монашество. В 1662 г. он был избран в игумена Корсунского монастыря (в Каневском уезде), а в 1664 г. переведен во игумена Киевского Выдубицкого монастыря. Монастырь этот был почти разорен пред тем униатами, и Феодосии много потрудился над обновлением обители. За его святую жизнь и опытную мудрость в управлении бывший тогда блюстителем Киевской митрополии Черниговский архиепископ Лазарь Баранович назначил его, еще тогда игумена, своим наместником по митрополии. Этот святитель, желая приготовить себе преемника, вызвал потом Феодосия в Чернигов и в 1688 г. определил архимандритом тамошнего Елецкого монастыря. Старец святитель поручал ему на рассмотрение дела по епархии, и когда увидел, что Феодосии может быть ему хорошим помощником, то в 1691 г. отправил его в Москву к Патриарху Адриану с просьбой определить его таким помощником. А чрез год престарелый архиепископ пожелал, чтобы Феодосии был посвящен в сан святительский. Послано было прошение к Царям Иоанну и Петру Алексеевичам и Патриарху Адриану, и в этом прошении архиепископ Лазарь и гетман Мазепа свидетельствовали, что Феодосии — "муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной мудрости, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и Черниговской епархиею". Летом 1692 г. Феодосии прибыл в Москву и 13 сентября посвящен в архиепископа. И в новом сане Феодосии продолжал оказывать преосвященному Лазарю сыновнее послушание и любовь; ничего не предпринимал он без воли и согласия старца-первосвятителя. Но не прошло и года, как святителя Лазаря не стало: он скончался 3 сентября 1693 г. Оплакав своего благодетеля, новый архипастырь стал прилагать особенное старание о том, чтобы его паства любила житие подвижническое: он не только заботился о поддержании бывших тогда монастырей, но и старался основать новые. В самом начале своего управления он дал благословение одной благочестивой вдовице построить девичий Печеницкий монастырь, и когда храм был окончен, архипастырь сам освятил его в честь Успения Богоматери. Подобно блаженному Лазарю, Феодосии желал иметь себе преемника в лице архимандрита Елецкого монастыря и с этой целью вызвал в Чернигов из Свенского монастыря (Орловской губ.) известного ему наместника, Иоанна Максимовича, которого и посвятил в архимандриты. Недолго сиял на Черниговской кафедре святитель Божий Феодосии. Созрев в жизни духовной, он скончался 5 февраля 1696 года. Сохранился его современный портрет, в саккосе и омофоре с крестом в руке и с жезлом в другой. Судя по портрету, он был роста среднего, с лицом смуглобледным, кротким и умным, с очами проницательными. Благодатные знамения у мощей его стали совершаться скоро после его кончины. Предание говорит, что преемник его, преосвященный Иоанн, был сильно болен горячкой; в самом разгаре болезни он приказывает, чтобы завтра все было готово к его служению, и чтобы сегодня отправили у него в комнате вечерню и прочли ему правило к Причащению. Окружающие его думали, что он бредит, но по настоянию его исполнили его приказание. И действительно: на другой день он служил совершенно здоровый и объяснил, что вчера святитель Феодосии явился ему и сказал: завтра служи и будешь здоров. В благодарность за исцеление преосвященный Иоанн устроил над гробом святителя Феодосия склеп и ход туда из храма, чтобы верующие могли ходить и молиться у гроба владыки, не забывшего своей паствы и по смерти. Без сомнения, чудесные исцеления от мощей святителя продолжались время от времени, но они не записывались, потому что не было распоряжения об этом от начальства. А если и были какие записи, они легко могли погибнуть среди разорений и пожаров, которым так часто подвергался Чернигов. В начале настоящего столетия мощи его почивали в деревянной раке; пещера, где они покоятся, всегда открывалась желающим, и каждую пятницу правилась в ней панихида. При архиепископе Черниговском Павле стали чаще заявлять о благодатных знамениях от мощей святителя Феодосия и потому вход в пещеру стал открыт каждый день и панихиды совершались почти непрерывно. Мощи святителя, в саккосе и омофоре, почивают на том же месте, где они поставлены были по его кончине. Ныне они покоятся в медном, посеребренном гробе, который сделан усердием черниговского купца Горбунова: этот купец получил при них исцеление и вследствие этого перешел из раскола в православие. У железной решетки, ограждающей гроб святителя, у ног его стоит серебряный жезл его. Особенно торжественно празднуется день его преставления 5 февраля: в этот день бывает архиерейское служение в Борисоглебском соборе, после коего владыка служит панихиду, сходит в пещеру и поклоняется мощам святителя со всем духовенством... Свыше семидесяти исцелений записано в книгу, а сколько их не записано! К святителю приходили болящие обоего пола, всякого возраста и всех сословий, и святитель Божий, подражая Спасителю мира, Егоже всемогущей силой всем помогал, всех успокаивал. Замечательны не только самые исцеления, но и слова его, сказанные в видениях тем, кому он благодетельствовал. Мы видели уже, что он явился преосвященному Иоанну и напоминал ему о долге служения в самый разгар его болезни: служи завтра и будешь здоров. И слово его немедленно оправдалось самым делом. — "Приведи ко мне твое семейство", — сказал он бывшему ключарю Черниговского собора, протоиерею Димитрию Стефановскому, в начале продолжительной и трудной болезни его дочери; но пораженный скорбью отец находил невозможным исполнить предваряющее слово святителя, и только спустя три года с половиной, когда истощены уже были все усилия человеческие к уврачеванию больной, ее привезли и на руках внесли ко гробу святителя, и она мгновенно получила там дивное исцеление. "Иди в собор и отправь молебен Святителю, и будешь здоров" — сказано было во сне человеку, который был нем в продолжение года и пяти месяцев. Немой, встав от сна, с удивлением начал говорить; потом, увидев в соборе портрет святителя Феодосия, узнал в нем явившегося ему во сне угодника Божия, и с трепетной благодарностью пал у гроба его, молясь и плача. Получивших чудесное исцеление от болезни и умолчавших о сем благодеянии святитель Феодосии кротко вразумлял чрез других: "Скажи Д., зачем он не хочет прославить меня за исцеление от болезни его и сына?" Человеку, больному от беснования, чувствовавшему отвращение ко всему священному и произносившему хулу на Самого Бога, святитель Феодосии дал целое наставление: "Ходи в церковь, молись, и получишь исцеление; проси священников читать над тобою заклинательные молитвы и каждую обедню вынимать частицы о здравии твоем, в продолжении целой седмицы. Несмотря на страдания твои во время припадков, не отчаивайся, а проси помощи, крепко веруй, отслужи молебен с акафистом Успению Пресвятой Богородицы, и после всего исповедуйся и причастись Святых Таин". И святитель сам напомнил больному его грехи, и велел, по исцелении, сходить на поклонение киевской святыне. Все, сказанное в видении, было исполнено, и больной совершенно выздоровел во время служения панихиды у мощей святителя. Священнику, который во сне исповедал святителю свои грехи и молился об исцелении сына, он сказал: "Благословляю и прощаю", и при этом обещал исцелить младенца, который на другой день действительно и получил исцеление. Женщине, которая в тяжких страданиях призывала Святителя на помощь и с плачем молилась ему во дни святой Четыредесятницы, он сказал: "Ты не говела: это нехорошо. Ты недостойна будешь вкусить Пасхи. Постарайся причаститься в Великую Субботу". Другой женщине, со слезами молившейся Богу и святителю Феодосию о выздоровлении ее мужа, святитель сказал кротко: "Не плачь, я умоляю Бога и муж будет здоров". И вскоре после этого муж ее, страдавший от мучительной болезни около года, совершенно выздоровел. Одну неправославную женщину святитель Феодосии учил принимать благословение по православному: "Как тебе не стыдно: ты не умеешь подойти к благословению!" Больной, которая находилась в Киеве и мысленно, на одре болезни, призывала святителя, явился он во сне, сказал: успокойся, и совершенно прекратил ее нравственные страдания. Все эти слова святителя Феодосия были сказаны людям в сонном состоянии их, но были понятны уму, сохранились в благодарном сердце, запечатлелись в памяти, пересказаны ими и сопровождались чудесными исцелениями. За всех, удостоившихся слышать от святителя такие слова, одна верующая душа говорит: "Всеведущий и всевидящий Господь — свидетель, что показание мое истинно!" Имея в виду такое множество свидетелей, мы легко поймем то благоговение, с каким относятся к нему все исцеленные и все черниговцы. С живейшей верой они признают, что святитель Феодосии с самого первого дня преставления своего и доныне не только не оставляет своим благословением чад своей паствы, но еще действеннее низводит молитвами своими благодать Божию на всех, прибегающих к его заступлению. Он — небесный покровитель Чернигова, к которому ежедневно, как дети к отцу, идут все, с молитвой о своих духовных и житейских потребах. Обратимся к нему и мы: угодниче Божий, святителю отче Феодосие! Поминай нас в благоприятных твоих молитвах пред Христом Богом, да сохранит Он нас, колеблющихся чад Церкви Своей, да разженет от нас всякое облако неверия и суемудрия, и да сподобит всех нас быти верными чадами святой нашей матери Церкви Православной! Аминь.

 

Вразумитель крадущих

 

Преподобный отец наш Григорий, чудотворец Печерский, прия иноческий образ от преподобного Феодосия и научен бе от него нестяжанию, чистоте, смирению с послушанием и прочим добродетелем, молитве же наипаче прилежаще. Ненавидяй убо добра диавол наусти злыя человеки, да окрадут его, не имущего ничесоже, кроме книг к молитве и чтению. Во едину убо нощь приидоша татие к келлии Григория, и утаившеся стрежаху (сторожили), дондеже изыдет старец на утреню в церковь, да тогда, вшедше, возмут вся его. Блаженный же ощути приход их: не спаше бо по вся нощи, но посреде келлии стоя, моляшеся Богу безпрестанно. Тогда помолися и о них, глаголя: "Боже, даждь сон рабом Твоим, иже утрудишася всуе, врагу угождающе". И услышан бысть от Бога, ибо спаша татие пять дней и пять нощей, дондеже блаженный при многих братиях возбуди их, глаголя: "Доколе стрежете всуе, окрасти мя хотяще? Отъидите уже в домы своя". Они же, воставше, не можаху идти, зане не ядоша толикое время. Блаженный же постави брашно (пищу) и, напитав, отпусти их. И, сие уведав, властелин града повеле мучити их. Печален же быв Григорий, яко его ради предани быша на мучение, шед к властелину, дарова ему некия книги своя, и татей свободи: иныя же книги продаде, и раздаде цену убогим, сице рек: "Да не како еще в беду впадет кто, хотя окрасти мя, ибо и Господь рече: Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает (Лк. 12; 33). Татие же тии, чудесе ради бывшаго на них, ктому не возвратишася на первая дела своя, но с покаянием пришедше в той же Печерский монастырь, вдашася на работу братии. Но враг не остави злого начинания своего: еще бо имеяше сей блаженный Григорий вертоград (сад, огород) мал. в немже зелие сеяше, и древеса плодовитая насаждаше. В ино убо время, наустившу (склоненные) тому же врагу, приидоша другии татие. и влезше в вертоград той, наполниша влагалища своя овощием: егда же взяша времена на ся, и хотяху отъити, и се не возмогоша, но стояху два дни и две нощи неподвижими, угнетаеми бремены. Таже начата вопити: "Отче святый Григорие, пусти ны, покаемся уже о гресе своем, и ктому не сотворим сицевыя веши". Слышавше же черноризцы приидоша, и яша (взяв) их, но не могоша свести от места того. Тогда вопросиша их: "Когда семо (сюда) приидосте?" Татие же отвещаша: "Два дни и две нощи стоим зде". Глаголаша им черноризцы: "Мы всегда семо ходяще, не видехом вас стоящих". Татие же реша: "И мы, аше бы вас видели ходящих, просили бы у вас со слезами ходатайства к старцу", и се, уже изнемогше, начахом вопити: "Просим убо, молите чудотворца святого, да пустит нас". Пришед же Григорий, глагола им: "Понеже праздни пребысте весь живот ваш, крадуще чуждыя труды, а сами не хотяще труждатися: отныне стойте ту праздни прочая лета до кончины живота вашего". Они же со слезами моляху старца, да пустит их, обещающеся ктому не сотворити такового согрешения. Старец же умилися о них, и рече: "Аще хощете руками вашими делати, и от труда вашего иных питати, пущу вас". Татие же с клятвою реша: "Никакоже преслушаем тебе". И глагола им Григорий: "Благословен Бог, укрепляяй вас! Отселе будете работати на святую братию, и от вашего труда на потребу их приносити". И тако отпусти их. Татие же за дело зло в вертограде том малом добре делаша работающе во оградех всего Печерского монастыря до скончания живота своего. Покусися и третицею (в третий раз) прелестный искуситель чрез татей такоже приступити к блаженному образом прелести сицевыя: приидоша иногда к Григорию трие нецыи, не отай (не втайне) аки татие, но в лице, аки помощи требующии, хотяще искусити его: и два от них молиша святого, ложно на третияго глаголюще: "Отче, сей друг наш осужден есть на смерть, молим тя, потщися избавити его, даждь ему что, да искупит себе от смерти". Блаженный же, провидя духом, яко солганное ими сбудется самою истиною, прослезися жалостно, и рече: "Люте человеку сему, яко приспе день погибели его". Они же рекоша: "Ты, отче, аще даси что, то он не умрет". Сие же глаголаху, хотяще от него взяти что и разделити между собою. Чудотворец же, прозорлив сый, рече: "Аще и аз дам, то сей умрет. Обаче вопрошаю вас: коею смертию осужден есть?" Они же отвещаша: "На древе повешен имать быти". И глагола им прозорливец: "Добре судисте: заутра бо сбудется то". Сия рек, сниде в пещеру, идеже храняся от видения и слышания суеты земныя обычай имеяше молитвы творити, и оттуду изнес и оставшыяся книги, даде им сия, глаголя: "Возмите сия, и аще не угодно будет вам, возвратите ми". Они же, вземше книги, изыдоша и начаша посмеватися, глаголюще: "Продадим то и разделим еже возмем". Еще же и древеса плодовита видяще у святого, реша к себе: "Приидем в сию нощь, и плоды сия сберем". Наставшей же нощи татие онии трие приидоша. Григорий же тогда моляшеся в пещере. Они же заградиша отвне двери пещеры, идеже бе старец. И един от них, иже обешен (повешенным) быти наречеся, взлез на древо, нача восторгати яблоки: и се ветвь, еяже держашеся, отломися. Он же падеся, а стрегущии, оба устрашившеся, отбегоша; тогда падый, егда лете, другою ветвию похищен бысть и, не имея помощи, удавися. Григорий же, затворен сый, не можаше быти с братиею на утрени в церкви. Братия, убо изшедше из церкве, идоша видети вину небытия, необычного святому мужу тому: и се, видеша на древе человека висяща мертва, и ужасошася; поискавше же Григория, обретоша его в пещере затворена. Он же, изшед, повеле сняти висящего. Таже узре и другов его, со иными пришедших и назирающих мертвеца, и глаголя к ним: "Зрите, како окаянная ваша ложь в правду прииде: Бог поругаем не бывает (Гал. 6; 7). Аще бы мене не затворили, аз, пришед, помогл бы ему, дабы не умерл; но понеже враг вас научи хранити суетная и ложь, темже и милость свою оставили есте. Видевше же ругатели тии сбытие словес блаженного, падоша к ногам его, просяще прощения. Григорий же осуди их в работу Печерскому монастырю, да оттоле труждающеся, от пота лица своего снедят хлеб свой, и довольни будут напитати и прочиих от трудов своих. И тако и тии скончаша живот свой, работающе в Печерском монастыре с чады своими рабом Пресвятыя Богородицы и учеником преподобных отец наших Антония и Феодосия.

(Из Патерика Печерского)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.