Придите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу преображения Его, славу яко Единородного от Отца.
С радостью слышим от тебя, матерь наша Церковь, сей столь вожделенный и сладкий нам глас твой; с благодарностью приемлем сие твое напоминание, скорыми являемся на исполнение твоего повеления. И кто же бы не рад был смотреть на столь преславное видение? Кто бы не пожелал иметь крылья голубиные, чтобы мог возлететь на ту гору, ради которой другие горы взыгралися яко овни, и холми яко агнцы овчии? На ту, говорю, гору, которая стала вторым небом ради показанной на ней славы небесного Царя? Кто бы, и еще повторяю, не пожелал стать на той преславной горе Фаворской, на которой стояли пресвятые стопы Христа Спасителя нашего, в том самом виде и подобии, в котором Он придет судить живых и мертвых? Кто бы не рад был слышать Его беседующего не о суде и наказании, но о безмерном и предивном милосердии? Кто бы не хотел видеть тех мужей, с которыми сей всемогущий Царь имел собеседование? Узрел там великий верой Моисей теплого в вере Петра; узрел подъятый колесницей и конями огненными яко на небо и смерти доселе непричастный Илия, — того, кто, возлегши на пламенные перси Христа Бога, огненными крилами богословия воспарил превыше небес, разумею девственника Иоанна. Кто бы не пожелал созерцать их прелюбезное свидание, кто бы не возжелал утолить своей жажды той небесной сладостью, вкусив которой, верховный Апостол Петр воскликнул: Господи, добро есть нам зде быти!.. Не ведаешь и сам ты, Петре, яже глаголеши, не ведаешь, соделавшись как бы упоенным, ибо упоила тебя и одна капля оной небесной сладости, которую вкусил ты. Но Господь призывает тебя к самому Источнику бессмертного наслаждения, которого не достигнешь иначе, если, по вкушении сей теперешней сладости, не вкусишь плода крестного. Не ведаешь ты, что говоришь, ибо хочешь почить прежде окончания труда, хочешь торжествовать прежде одержания победы. Тебе надлежит прежде, говорит тебе Учитель твой, отвергнуться себя, взять крест свой, подъять за имя Мое страдания и смерть, а потом уже почиешь и не с одним только Моисеем и Илиею, но с бесчисленным множеством святых, в оных многих обителях Отца Моего Небесного. — Но кто же, Господи, кто обитает в жилище Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? — Ходяй непорочен и делаяй правду. "Только овцы, — говорит святой Иоанн Златоуст, — могут обитать во дворе доброго небесного Пастыря, а волки не могут". Не обитает там, в оном граде небесном, Каин, который с Богом и ближними своими обращается не по совести и преследует из зависти брата. Не обитают его потомки, которых святое Писание именует сынами человеческими, исполинами, процветающими в силе, славе и могуществе мирском. Но обитает там Авель, который искренно обращается с ближними, преследование терпит, а сам не преследует — зло не злом, а добром, ненависть любовью, и неистовый гнев брата терпением побеждает: "Не обитает в оном граде, говорит святый Амвросий, разбойник распятый ошуюю, который печется о временной жизни; но обитает разбойник благоразумный, который, забывая о временной жизни, просит и домогается только одного, чтобы превечный Царь вспомнил о нем в будущей жизни, в бесконечном Своем царствии". Не обитают в оном граде те, которые здесь на земле ищут счастья, покоя, роскоши, славы и богатств, здесь обещают себе долгие дни, золотые годы, из сей юдоли плача устрояют себе рай роскоши, из сего места изгнания — отечество, а потому к вечному отечеству не стремятся, и нимало о нем не пекутся. Такие люди не только носят в сердце, но и языком повторяют оные слова: «коснит Господин мой приити» (Мф. 24; 48), и где есть явление пришествия Его? (2 Петр. 3; 4) и живут беспечно и развращенно, и без стыда делают, что хотят. За сие они не восприемлют на сем свете наказания от Бога, но при всем том, имеют еще и овец многоплодных, и волов тучных, и житницы преисполненные, и чертоги многоценные, и еще злобой своей величаются, грехами и преступлениями своими хвалятся, неправду по вся дни помышляют, в устах правды, а в сердце искренности ни малейшей не имеют; свои речи, яко елей умягченные, они напояют ядом смертным; изобретают прельщения, обманы и различные ухищрения, а еще богохульно утверждают, будто они теми скверными и мерзкими Богу поступками служат Ему, славу Его умножают и имя Его прославляют!.. Не обитают в оном граде небесном и те, которые хотя и уклоняются от оных скверных и богомерзких дел, хотя и хвалятся правостью веры своей, но не соблюдают чистоты и святости, свойственной сынам Церкви; при доброй вере они не творят добрых дел или творят нерадиво, холодно относятся к своим христианским обязанностям; равно желая служить и Богу и миру, хромают на оба колена свои и привлекают на себя оный страшный приговор Божий: «ни тепл ecи, ни студен: изблевати тя имам из уст Моих» (Апок. 3; 16). — Не обитают там и те, которые здесь на земле ищут богатств и могущества, покоя и роскоши, а потому не скорбят по оном вечном своем отечестве, которые славы от человек ищут и ею утешаются, а потому славой, яже есть от единого Бога, пренебрегают, которые наконец не хотят идти со тщанием за Христом Спасителем своим на гору небесную, а потому без труда нисходят за диаволом долу, или лучше сказать: стремглав ниспадают в самую пропасть адову. Правда, искуситель часто возносит их без всякого труда, как некогда Симона волхва, на высоту суетной и прелестной славы; однако же вскоре, как и оного, повергает на землю. Обитают же в оной небесной горе, в горнем Иерусалиме, сии: тот, кто здесь, в мире, почитает себя гостем и странником, и как гость и пришелец, удаляется плостких похотей, воюющих на душу; кто признает, что дни жизни его пядию измерены; кто во всех делах своих помнит последняя своя, кто всегда готовится к возвращению в дом Отца небесного; кто всегда ждет, что вот-вот Господь позовет его из сего изгнания, и желая лучше приготовить себя к сретению Его, со страхом и трепетом проводит дни жизни своей; кто как слуга Божий, сохраняя пред Богом веру и совесть в чистоте, также и пред властью, от Него поставленной, усердно исполняет всякий долг верноподданства и послушания, и по слову Апостольскому, Бога боится, царя чтит, братство любит (1 Петр. 2; 17) и не зло, а добро творя, претерпевает всякие скорби, притеснения и гонения (19). Если богатство течет, он не прилагает к нему сердца, но, располагая оным, как добрый и верный приставник, бывает око слепым и нога хромым (Иов. 29; 15); ни с кем не обходится лицемерно и несправедливо, правду носит в сердце, правду и на языке; не умея никогда оскорблять, или кому причинить вред и обиду, сохраняет искренность и незлобие голубиные, и осторожность змеиную, охотно отдавая не только имущество на расхищение, но и тело на умерщвление, только бы главу свою сохранить в целости, — только бы, говорю, не разлучиться от Главы своей бессмертной — от Христа Спасителя. Во всех своих делах и поступках он является нелицемерным христианином, верно труждается в дому Господа своего, с усердием переносит тяготу дневную и солнечный зной, и подобно Моисею, хочет лучше страдать с людьми Божиими, нежели иметь временную греха сладость, и изволяет носить на себе поношение Христово паче всех украшений и почестей мира сего. Таковой-то восходит на гору со Христом, и Бог не стыдится нарицаться его Богом (Евр. 11; 16), и уготовляет ему град небесный. Но кто надеется достигнуть сего града, идя пространным путем, утопая в наслаждениях, славе и покое, такой весьма обманывается. Не без причины Христос Спаситель наш явил славу Божества Своего уже после того, как предсказал ученикам Своим о Своих страданиях и добровольной смерти; не без причины Он за шесть дней до сего явления говорил ко всем вообще сии слова: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, а иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» (Мф. 16; 24, 25). Не без причины Он и при самом явлении славы Своей беседовал о кресте и смерти Своей: Он тем самым давал знать, что к славе и вечному блаженству нет иного пути, кроме креста и страдания. Не без причины, наконец, был слышан глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте! Если возлюбленный Сын, исполняя волю Отца, идет на страдания и смерть, то как же слуга и раб, желая найти у Него для себя милость, может обойтись без терпения? Итак, послушай Того, Кто указует тебе путь ко спасению, хотя тесный и прискорбный, однако же прежде Им Самим пройденный и углажденный: за Ним и ты иди, Ему и ты подражай!.. Аминь.
(Из слова святителя Леонтия Карповича на Преображение Господне, произнесенного в начале XVII столетия)