Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Для чего установлен Великий пост?



 

Молись усерднее Богу, познай себя, покайся, примирись с Богом, начни добрую жизнь, исправь то, что сделал ты худого, гнушайся всего греховного, полюби добродетель, стань на высоту истинно христианской жизни с крепким намерением никогда не сходить с этой высоты, и она доведет тебя до высшего счастья на земле и вечного блаженства на небе! А чтобы достигнуть этой высоты, проси помощи у Бога, молись, как мытарь, который бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешнику!» (Лк. 18; 13).

Вот, братие, поучение для святого поста! «Боже, милостив буди мне грешнику!» Боже, я немощный человек, я упал, но я встать хочу, прости меня, прими мое доброе намерение за доброе дело, помоги мне действительно встать, чтобы я, покаявшись подобно блудному сыну, был достоин возвратиться в Твои отеческие объятия! Я совратился с прямого пути, я блуждал кривыми путями греха, я был подобен тому слепцу, который ничего не видел, но которому Ты, Спасе мой, возвратил свет очей, и он пошел вслед за Тобой. Вот так же и я хочу идти за Тобой, Иисусе Христе, и это не страшит меня, я не боюсь трудности пути, это для меня отрадно, приятно, ибо только тогда, когда пойду за Тобой, вослед Твоим святым повелениям, я найду себе счастье временное и вечное, временное — в мире совести, а вечное — в общении с Тобой и со всеми святыми!

Когда истинный православный христианин постится, то постится в твердом убеждении, что истинный пост есть воздержание от страстей. От постной пищи кровь не разогревается, не волнуется так, как от скоромной, человек делается более кротким, спокойным, конечно если только он не имеет глупости мешать эту пищу с водкой, которая еще больше волнует кровь, чем мясная пища. При помощи поста человек делается господином своего тела, повелевает ему, и оно слушается и смиряется перед душой. Он постится не устами только и чревом, отказывая им в мясной пище: он постится и сердцем и воздерживается от всякого зла, какое может выйти из сердца — от всех греховных желаний, от гнева, злости, сквернословия, божбы, обмана, лукавства, лжи, сластолюбия и всякого неподобного дела. Благоразумный христианин не станет исповедоваться перед отцом духовным, что молочной ложкой ел пищу, ибо от этого он не разгорячил свою кровь, но он непременно скажет духовнику, если во дни поста отведал водки, этой виновницы и учительницы всяких самых тяжких, самых гнусных грехов: ведь от нее-то и происходят ссоры, драки, убийства, распутство, она-то и делает человека хуже скота.

Истинный христианин знает, что время поста есть время самой усердной молитвы. Молитва с поклонами означает смирение и покаяние, отложение всякой гордости. Мы поклоняемся до земли, потому что и сами мы, по своему составу телесному — земля, и своими грехами заслужили смерть; но мы восстаем в надежде на Божие милосердие, в надежде, что Он простит нам наши грехи. Ах,если бы мы понимали, что такое эта служба церковная с великими поклонами! Если бы мы со вниманием читали канон св. Андрея Критского — великого проповедника покаяния! В этом каноне он раскрыл всю душу человеческую, все ее чувства, наклонности, ее страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судьей. Но немногие из нас понимают, как должно, эту службу; мы отбываем ее телесными поклонами, а глубокого ее смысла не постигаем. В прежнее время христиане по целым ночам читали этот канон с умилением; а мы совсем не знаем целоночных молитв, мы полюбили покой, не любим утомлять своего тела трудами молитвенными, не углубляемся в смысл тех святых молитв, которые написаны святыми отцами, жившими еще на этом свете небесным житием.

Истинный христианин употребит время Великого поста, чтобы удалить из своего сердца всякий гнев, всякую вражду против ближнего. Счастлив тот, у кого нет никаких врагов, кто живет так, что готов скорее из своего уступить, чтобы только ни с кем не ссориться. Но немного таких. Мы живем среди людей и добрых, и злых; а злых часто бывает больше, чем добрых; трудно при этом не поспорить с кем-нибудь, не поссориться, хотя бы ты и старался этого избегать.

Из-за пустого дела иногда выходит ссора, которая, при упрямстве одной или обеих сторон, нередко тянется по целым неделям и месяцам, по целым годам. Нередко два ближайших соседа живут меж собой как огонь и вода, так что вовсе и не глядят друг на друга. Так проходят целые годы, так проходят и светлые праздники. Они не скажут слова друг другу, и песнь: «друг друга обымем, рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением» — эта священная песнь не для них поется: они враги меж собой непримиримые, в их сердцах кипит злоба. Вот пост и учит нас, чтобы такая вражда, приличная разве только язычникам, а уж никак не христианам, не имела места в наших сердцах.

В самый первый день поста, в Чистый понедельник, позаботься не о том, чтобы рот пополоскать, а о том, чтобы душу омыть от гнева. Иди к своему врагу, отбрось всякую гордость, не говори: он виноват, а не я, — но признай себя виновным, иди к нему и именем Христа Спасителя, учившего нас, чтобы солнце для нас не заходило во гневе, Его именем подай ему руку, обними его как брата. И какая же будет радость — и тебе, и ему, когда забудете один другому все, что было между вами недоброго, и начнете жить по-новому — по-христиански, по-братски. Но мало того, что нужно помириться с ближним, — рассмотри в своей совести: не обидел ли ты его чем-нибудь? Не нужно ли восполнить чем-нибудь эту обиду? Помни, что ты будешь принимать в уста свои Тело и Кровь Господа Иисуса, как принимал Его в доме своем Закхеймытарь, который сказал Ему: «Господи! се поле имения моего дам нищим, и аще кого чем обидех, возвращу четверицею» (Лк. 19; 18).

Итак, мало подать руку обиженному, — надо б залечить рану в его сердце, надо поправить причиненный ему вред. Обесчестил ты его — возврати ему честное имя; нанес ему убыток какой — вознагради его за это по-братски. Пост для того и установлен, чтобы исправить все неправильности, чтобы люди к Светлому Воскресению стали как Ангелы чисты и перед Богом, и перед своими братьями, чтобы обнялись они как братья и чтобы не было между ними ни одного врага.

Сколь велика глубина чувства покаянного в каноне св. Андрея Критского, столь же высока святость чувства христианского в каноне Светлого Воскресения. Этот канон поистине есть Пасха — переход от земли к небеси, он делает нас на эти дни как бы высшими — неземными существами. Но чтобы понять и прочувствовать, как должно, песни этого канона, нам потребно омыть, очистить нашу душу от всякой скверны во время Великого поста.

Есть люди, которые, отрекшись от всех удовольствий земных, постятся всю жизнь и никогда не вкушают мяса. С первых времен христианства были такие постники. Первоначальником всех их был сам Господь Иисус Христос, Который постился 40 дней и 40 ночей. Св. Иоанн Креститель Христов питался только акридами и диким медом, не вкушал никакой вареной пищи, даже хлеба, и Сам Спаситель засвидетельствовал о нем, что он был больший из всех, рожденных женами. Были пустынножители, были святые вселенские учителя, как Василий Великий, были наши родные, русские святые — Антоний и Феодосии Печерские, Сергий Радонежский и их последователи, которые никогда не вкушали мяса, как не вкушают его и теперь монашествующие. И многие из них были истинными Ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой. Нам не по силам идти по их следам, мы люди немощные; но, зная великую пользу поста, мы должны поститься по мере сил наших, не по обычаю только или, что еще хуже, для очей людских, но для того, чтобы удержать страсти, укрепить дух в добрых и святых намерениях, чтобы выработать в себе духовную силу противостоять похотям плотским.

(Из сочинений священника о. Иоанна Наумовича)

 

307. Пока не поздно!

 

Молод был иудейский царь Седекия, когда начал царствовать. Молодость была причиной того, что он стал жить нечестиво, попирая все законы, и Божеские, и человеческие. Он беззаконновал и увлекал своим примером всех своих подданных — и духовных, и мирских, и весь свой народ. Желая обратить нечестивого царя к покаянию, Бог часто посылал к нему Иеремию и других Пророков Своих, которые не переставали его увещевать, обличать и угрожать ему гневом Божиим, но Дух Святой давно изрек о всех таких грешниках: «егда нечестивый приидет во глубину зол, нерадит», т.е. не обращает ни на что внимания.

Очерствело сердце Седекии. Бога он не боялся, Иеремии не слушался, над другими Пророками смеялся, совсем ожесточился во зле. «И не усрамися, - повествует о нем Св. Писание, - лица Иеремиина, и бе поношая и уничижая словеса его, и ругаяся пророком, и ожесточа сердце его, еже не обратитися ко Господу» (2 Пар. 36; 12-13). Долго ли это продолжалось? До тех пор, пока разгорелся на него гнев Божий, и не было ему пощады. Воздвиг Господь великого завоевателя царя Ассирийского Навуходоносора, и пришел он с многочисленным войском и осадил Иерусалим. Тогда только Седекия вспомнил Бога и Пророков Его. И послал он к Иеремии, чтобы тот помолился об избавлении его от неминуемой беды. Но что же вышло? Иеремия не просит, и Бог не помогает! Вступил торжествующий тиран во святой град, сжег храм, ограбил священные сосуды, избил всех жителей, захватил самого царя, заколол пред его очами всех его детей, ослепил его самого и, скованного, повел пленником в Вавилон.

Дело, достойное удивления! Неужели Бог не принял покаяния Седекии? Да, не принял! Сколько раз презирал Седекия Бога; вот, наконец, и Бог оставил Седекию. Значит, и Бог оставляет грешников? Да, оставляет. Когда же? «Егда взыдет гнев Господень», когда возгорится ярость Божия, когда настанет конец Его долготерпению. Было и для Седекии время, когда он мог покаяться, но сам не хотел; пришло время, когда он и захотел, но уже не мог. Не было у него в свое время хотения, не стало теперь для него и благодати.

Какой страшный пример! Несчастные грешники! К вам слово мое: Бог послал к вам священников и учителей, которые каждый день возвещают вам волю Божию; послал отцов духовных, призывающих вас к Таинству покаяния. Все они говорят вам о покаянии, все обличают ваши грехи, угрожают вам Судом Страшным и мукой вечной; но вы ни во что ставите их слова, вы смеетесь над ними, как Седекия над пророками. Ожесточились вы во грехе, окрепли в навыке злом. Убойтесь! Слышите слово Христово: «и во гресе вашем умрете» (Ин. 8; 21). Придет время, неожиданно настанет смерть, и это может случиться завтра, сегодня, вот в этот самый час. Что, если она застанет вас на самом деле греховном? Или пусть даже придет смерть и в свое время, во дни старости: до покаяния ли вам будет, когда около постели вашей будут плакать жена и дети, когда тело ваше изнеможет от тяжелого недуга, когда самая смерть будет уже пред вашими глазами? Что это будет за покаяние при таком смятении души? Тогда ли достанет у вас силы сломить оковы греховной привычки? Тогда ли думаете поправить все зло, какое делали всю свою жизнь? Но пусть так, пусть это возможно; а примет ли Бог тогда ваше покаяние? Кто будет вам в этом порукой? Вы так многократно оскорбляли Господа: что, если Он отвратится тогда от вас, как отвратился от Седекии? Он столько раз вас призывал к Себе, и вы не послушали Его: что, если и на вас сбудется Его слово: «взыщете Мене и не обрящете, и во гресе вашем умрете?» О, какая великая хитрость диавольская в том, что люди откладывают покаяние! Ад полон душами, которые надеялись получить Рай! Нет, брат-христианин! Если не хочешь погибнуть, не откладывай покаяния. Не знаешь ты, что принесет тебе завтра. Время идет, узлы греховные все затягиваются крепче и крепче.

О греческом царе Александре Македонском рассказывают, что в одном городе ему показали узел, концы которого были так запутаны, затянуты и укрыты, что никак нельзя было его распутать. А древнее предание гласило, что кто развяжет этот узел, тот овладеет всей Азией. Долго его рассматривал честолюбивый царь-завоеватель.

Узел грехов сплетен еще мудренее, брат мой! И верно обещание Божие: кто развяжет этот узел, тот получит Царство Небесное. Если уже не в силах ты распутать его своим умом, то рассеки его мечом твердой решимости.

Вот узел памятозлобия — он крепко затянут. Тяжело, говоришь ты, простить врага, который позавидовал моему счастью, который искал моей жизни, коснулся моей чести, а честь так дорога каждому человеку! Да и что еще будут говорить про меня люди? Однако нужно покаяться. Дело идет о Царстве Небесном. И вот поднимается борьба злопамятства с чувством покаяния, борьба духа мира сего с Христовым Евангелием, людского мнения — с законом Божиим. Ты колеблешься, медлишь, не знаешь, что делать. Ах, брат мой! Если будешь думать о том да другом, то никогда не развяжешь узла. Возьми меч, возьми меч! Тут нужно решительно сказать себе: "Прощу я, от души прощу врагу моему, ибо ТАК ПОВЕЛЕВАЕТ МНЕ БОГ! Он Сам говорит: любите враги ваша! Так учит меня Своим примером Пригвоздившийся за меня на Кресте. Он простил врагам Своим. Прощу и я. Если не прощу, то и мне нет прощения!" Вот этот узел и будет рассечен совсем!

Возьмемся за другой узел — узел сребролюбия. Какое и тут заплетение! Привлекательна чужая вещь: взял ты ее, украл и говоришь: "Как мне ее возвратить? Разве себя и детей оставить без куска хлеба?" Но, други мои! Ведь нужно же и покаяться. Дело идет о Царстве Небесном. И вот опять начинается борьба: ты протягиваешь руку, чтобы чужое отдать тому, у кого взял, а сребролюбие тебя удерживает; ты хочешь отдать, а оно внушает тебе мысль: с чем сам ты останешься? Ах, брат мой! Если будешь так сводить счеты свои, то никогда не развязать тебе этого узла! Возьми меч, возьми меч! Тут надо решительно сказать себе: "Возвращу чужую вещь — иначе нет мне спасения! Неправедное не благословляется Богом! Лучше быть нищим, чем идти в муку вечную. Милы мне дети мои, но также мила мне и душа моя." — "Если хочешь, говорит св. Иоанн Златоуст, оставить детям богатое наследство, оставь им Промысл Божий". Так будет рассечен и этот узел.

Остается еще узел плотских страстей. О, как крепок этот узел! Вот уж истинно: не видно тут ни начала, ни конца. Давняя привычка становится не узлом уже, а железной цепью. Но у тебя есть желание покаяться. Ведь речь идет о Царстве Небесном. И вот начинается борьба: тебя удерживают во грехе и слезы, и мольбы, и ласки, и обещания. Твое сердце рассечено пополам, одной половиной владеет женщина, другой — духовник. Что тут делать? Я скажу тебе, что делать. Ты ведь и Бога боишься, и людей стыдишься, и в совести страдаешь. Смотри же: если будешь раздумывать и медлить в нерешительности своей, то никогда не развяжешь этого узла. Сегодня встретишь одно препятствие, завтра — другое. А враг затянет узел еще крепче. Нет, брат! Возьми меч, возьми меч! Скажи себе решительное слово: "Покаюсь, брошу грех, спасу свою душу! Покаюсь, ибо ПОКА Я БЛУДНИК, Я НЕ ХРИСТИАНИН. Я так давно не исповедовался, давно не причащался Св. Христовых Таин, отчужден я от Бога, Небесного моего Отца, живу и страдаю от мучений совести. Покаюсь без всякой отговорки, не теряя времени!" Так рассечешь ты и этот узел. О, если бы вразумил тебя Бог рассечь его скорее, сего же дня, не ожидая завтра! Ведь кто может, но не хочет ныне покаяться, для того недалеко время, когда он и захочет, да уже не сможет этого сделать!

(Из "Поучительных слов"святителя Ильи Минятия)

 

308. Не лишай себя Чаши Христовой!

 

Глаголет Господь наш Пречистыми устами Своими во Святом Евангелии: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6; 54), — вот великое приобретение от Причащения Святых Его Таин! И напротив, Он же глаголет: «аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (ст. 53), — вот великая потеря от лишения Чаши Христовой! Знаю, многие скажут мне: "Я недостоин, я грешен и потому не дерзаю приступить к Причащению Божественных Таин". Хорошо ты говоришь, когда называешь себя грешником недостойным, ибо кто может быть совершенно достойным? «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближитися Тебе, Царю славы!»— говорится в "Служебнике". Но худо ты делаешь, удаляя себя от Причащения, ибо написано в псалмах: «удаляющиися от Тебе, Господи, погибнут» (Пс. 72; 27).

Недостоинство наше бывает двух родов: недостоинство истинно кающихся и недостоинство неистинно кающихся. Истинно кающиеся удостаиваются Божественного Причащения в оставление грехов, по слову Христову: «не требуют здравии врача, но болящий» (Мф. 9; 12). Неистинно кающиеся недостойны и Божественного Причащения, ибо написано: «не дадите святая псом» (Мф. 7; 6). Кто же это — неистинно кающийся? Это тот, кто утаивает свои грехи перед духовным отцом; или открывает их, но не жалеет о том, что их сделал; или хотя и сожалеет, но не имеет в сердце твердого намерения, не полагает крепкого обета больше не возвращаться к прежним грехам, а еще намерен и продолжать их: такой недостоин Св. Причащения и, если приступит, в суд себе ясти и пити будет! А кто истинно кается, жалеет о своих грехопадениях и полагает непременное намерение, в надежде на помощь Божию, всячески блюсти себя от грехов — такой по милосердию Божиему сподобляется Божественного Причащения, хотя бы был и весьма недостоин.

О преподобной Марии Египетской пишется в житии ее, что она была великой грешницей, что благодать Божия возбраняла ей даже войти в церковь Божию, о чем она потом сама рассказывала преподобному Зосиме. Но когда эта недостойная грешница положила в своем сердце пред иконой Пречистой Девы Богородицы твердое намерение и обещание не возвращаться больше ко греху, тотчас же не только могла войти свободно в церковь, но и в тот же день сподобилась Причащения Св. Таин Христовых. Вот видите: она еще ничего доброго за грехи свои не успела сделать, еще не вступила на скорбный путь подвигов пустынных, едва прошли одни сутки, как она оставила свою греховную жизнь, а Чаши Господней и она не лишается, ибо покаяние ее было истинно, а не ложно.

Подобный рассказ есть в Прологе. Одному епископу донесли, что две женщины впали в прелюбодеяние. Он помолился Богу, чтобы открыл ему истину, и велел всем приготовиться наутро к Причащению Св.Таин. И вот, когда он причащал народ, то лица причащающихся казались ему у одних темными, а у других — светлыми. Подходят к Причащению и те две женщины, и он видит, что у них лица светлые, а когда они причастились, то их лица просияли как солнце. Когда епископ удивился этому, явился ему Ангел и сказал: "Тебе правду сказали о прелюбодеянии этих женщин; но они покаялись, исповедали свой грех и дали твердое обещание более не впадать в него, и вот Бог простил им грехи их и сподобил их такой благодати, какую ты видел".

Итак, никто не лишай себя Чаши Господней, только истинно покайся и положи в своем сердце завет: не возвращаться к прежним грехам! Тогда — хотя бы ты и недостоин был — уповай на милосердие Божие, грехами всего рода человеческого непреодолимое, и приступай к Чаше Христовой, приступай со страхом, но и с надеждой на человеколюбие Божие, и будет тебе Св. Причащение во оставление грехов!

Не веришь мне в этом? Поверь неложным устам Самого Христа Спасителя нашего, Который говорит: «пришлите, ядите... во оставление грехов; пиите... во оставление грехов!» Если ты веруешь в Бога, то поверь и словам Божиим; если же не поверишь словам Божиим, то, значит, ты и в Бога не веруешь! Сам Бог глаголет: причастись Моей Чаши, — а ты еще сомневаешься! Бог глаголет: будет тебе во оставление грехов, — а ты не веришь, ты говоришь: боюсь. Не бойся! Приступи без сомнения и с верой! Хорошо делаешь, что боишься, но худо, что бегаешь от Чаши Христовой. Бог — не враг тебе, а Врач: Он хочет исцелить тебя, а не погубить. Бог — не супостат тебе, а Отец: Он желает дать тебе жизнь, а не умертвить. Бог — не зверь и губитель, а милосердный Благодетель: Он желает тебе спасения, а не погибели; зачем же ты бежишь от Его Божественной Чаши? Лучше для тебя принять это духовное врачевство и исцелиться, нежели убежать от врачевства Его, впасть в еще более неисцелимые болезни греховные и погибнуть. Лучше для тебя отбросить страх, прибегнуть к Отцу и насытиться Его бессмертной пищи, чем со страхом бежать от Него прочь и на стране далече питаться пищей свиней — греховными наслаждениями. Лучше тебе прибегнуть к милосердному своему Благодетелю, чем работать на врага и губителя своего, ибо пока ты пребываешь в грехах и не каешься, до тех пор ты работаешь врагу своему диаволу, до тех пор ты его раб и пленник!

А причастник Чаши Господней с Самим Христом сочетается, — так говорит Сам Господь наш: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6; 56). Слышишь ли это слово Господне, о человече? Нежели и после этого не веришь, не познаешь великой пользы от Св. Причащения? Если слову Христову не веришь, то кому же будешь верить? Соединиться с Самим Христом, Христа в себе иметь и самому быть во Христе! Что выше этого? Что дороже? Что лучше?

Ведая это, будем, возлюбленные, чаще приступать к Чаше Господней, хотя мы и недостойны ее; по милосердию Божию будем достойны, когда очистим себя по мере сил наших от всякой скверны плоти и духа и положим твердое намерение и обет не возвращаться больше к прежним грехам. Когда свв. апостолы Иаков и Иоанн просили у Христа, Царя славы: «Господи, даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей, — Господь сказал им: Можета ли пиши чашу, юже Аз пию? И они не отказались: она же реста Ему: можева» (Мк. 10; 37, 38, 39). Кто хочет быть близ Христа? Кто желает стоять одесную Его во славе Его, егда приидет со Ангелы святыми? Не отказывайся от Чаши Его, не бегай Божественного Причащения Тела и Крови Его, вкушай Плоть Его, пей Кровь Его и будет тебе во оставление грехов, в приближение к Христу, в союз с Ним.

Только прежде положи начало истинному покаянию в сердце своем, положи не отлагая, сейчас, сию минуту, по слову Давидову: «рех, ныне, начах!» (Пс. 76; 31). Немедленно начну, не завтра, не послезавтра, но ныне, ныне же начну с помощью Божией! А Бог давно уже ждет твоего покаяния и рад тебе будет, и тотчас отверзет тебе двери милосердия Своего, удостоит тебя Чаши Своей, приблизит тебя во Царствии Своем и сподобит тебя славы Своей, которую получить да сподобимся и все мы. Аминь.

(Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)

 

309. "Ктому не согрешай!"

 

«Се здрав еси; ктому не согрешай, да не горше ти что будет», —сказал Господь расслабленному по исцелении его (Ин. 5; 14). Этот же утешительный и вразумительный глас и мы все слышали, когда на исповеди получили разрешение во грехах своих. Теперь всем покаявшимся и разрешенным возвращено здравие душевное, все пришли в свой порядок и чин. Что еще требуется? Требуется блюстись, чтобы опять не впасть в ту же беду. Бросил грех — не возвращайся к нему. Получил помилование—не подвергайся опять гневу и осуждению. Вступил на правый путь — не уклоняйся с него. Снова будет враг влечь тебя в свою область тьмы: не поддавайся. Будет он ухитряться, чтобы отуманить тебя льстивыми обещаниями: не вдавайся в обман. Знаешь, как зол грех; знаешь, как трудно одолеть его, не входи же снова в содружество с ним. Помог тебе Господь, встал ты — стой же и мужайся, и да крепится сердце твое. Враг будет нашептывать тебе: "Падешь, опять встанешь". А ты противопоставь ему свою речь: "Встал я теперь, благодарение Господу! Но если снова паду, не могу сказать, встану ли. Не хочу быть рабом греха и жертвой геенского пламени". Так отражай лесть врага. И страхом нового падения в грехи отрезвляй душу свою и воодушевляй ее на шествие путем начатого самоисправления. Утверди в себе то очень вероятное помышление, что, если падешь снова, кто знает — встанешь ли? А останешься в падении — погибнешь. Враг будет сбивать уверением, что Господь милосерд. Помиловал — и опять помилует. Точно, милосерд Господь, но милости Его к нам есть мера. Есть мера долготерпению Божию. Прощает-прощает, а наконец, видя, что грешник снова отдается греху, совсем оставляет его в руки падения его.

Раскройте Книгу пророка Амоса и начинайте читать. В 1 и 2 главах изображаются у него суды Божий на Дамаск, Газу, Идумею, на иудеев, израильтян и другие народы. Ко всем им одинаково слово Господне. "Раз, два и три согрешил Дамаск; прощал Я его. Когда же теперь и в 4-й раз он оказал свое нечестие, не отвращусь ли его?" Отвращался и полагал наказание. "Раз, два и три прощал Я Газу, в 4-й не отвращусь ли ее?" Отвращался и посылал казнь. "Раз, два и три щадил Я иудеев и израильтян; в 4-й не отвращусь ли их?" Отвращался и наказывал.

Так бывает и с нами. Согрешит кто и покается — простит Господь. Еще согрешит и покается — еще простит. И еще простит. И еще простит. Наконец, видя, что у нас все то же и то же, полагает такое решение: "Столько и столько прощал; если и еще то же начнет делать, отвращусь от него". Этот-то суд и да напишет в сердце своем всякий, опять влекомый на грех. Прощал Господь до сих пор, а теперь, если падешь, страшись: не отвратился бы Он от тебя вконец. Фараону сколько раз прощал Бог его упорство? Наконец бросил его и сделал распоряжение о выходе израильтян, не дожидаясь его согласия. И хоть потом опомнился фараон и поспешно приказывал: "Подите, скажите, чтоб скорее выходили", — это не помогло ему и суда о нем Божия не отвратило. Так и ко всякому может истощиться наконец Божие милосердие. И то особенно страшно, что мы не можем сказать, когда именно ударит час его истощания. То отвержение Божие по четвертом преступлении, что значится у пророка Амоса, и эта казнь фараону после десятикратного противления Богу не означают, что можно спокойно предаваться греху с нарушением обета до 2 и 3 раз, а показывают только, что есть предел милованию Божию, когда же он застигнет кого — неведомо. Утверди лучше в мысли твоей, что для тебя он последует тотчас после падения, которому готов ты предаться; приводи себе на память несчастье Сампсона.

Однажды и дважды входила в него сила разорвать узы, которыми опутывали его филистимляне по предательству Далилы; но в последний раз, когда острижены были волосы его, отступил от него Господь и предал его в руки врагов его. Сам же Сампсон и не думал, что уже постигло его Божие отступление; напротив, проснувшись, говорил: «изыду, якоже и прежде, и отрясуся, (т.е. стряхну эти узы), и не разуме, яко Господь отступи от него» (Суд. 16; 20).

Вот и народ иудейский миловал-миловал Господь, а наконец что изрек? «Се оставляется вам дом ваш пуст!» (Мф. 23; 38). Но ни первосвященники, ни старцы, ни книжники, никто другой думать не думали, что уже постигло их это грозное определение.

Этого-то грозного суда бойся, когда начнет тебя снова влечь грех. Бойся, чтобы и о тебе не сказал наконец Господь: се оставляется дом твой пуст. Милостив Господь ко всем грешникам и с клятвой уверяет, что не хочет смерти грешника, «но еже обратитися и живу быти ему». Но ты сам частыми своими падениями доведешь себя до того, что с тобой ничего нельзя будет сделать. Восстание от падений есть то же, что починка платья, или дома, или другой какой вещи. Бывает же так, что иную вещь чинят-чинят, но наконец бросают, оттого что уже и чинить ее нельзя, не к чему рук приложить. То же может случиться и с душой. Исправляет ее Господь, исправляет, да наконец совсем бросает, оттого что своими частыми падениями она так расстраивает себя, что ее и поправить нельзя. Ибо на чем основывается возможность исправления нашего? На добре, в нас остающемся, несмотря на то, что работаем мы греху. На это добро нисходит благодать, оживляет его и дает ему перевес над злом. И встает человек. Но каждый новый грех все более и более снедает наше добро; после каждого греха все менее и менее остается его в нас и, следовательно, менее и менее остается места, куда снизойти может благодать, чтобы восставить нас. Что дивного, если наконец и все свое добро истратим мы в рабстве греху и потеряем таким образом возможность исправления? Не останется для нас никаких к тому средств.

Припомните, как опомнились вы в последний раз и встали. Пришли спасительные помышления и отрезвили. Но со спасительными помышлениями бывает то же, что с лекарствами. Как от частого употребления лекарств в теле притупляется чувствительность к ним, так и в отношении к спасительным мыслям душа теряет наконец всякое чувство. Ни угрозы, ни обещания, ни смерть, ни ад, ни Рай, ни яд и горечь греха — ничто не поражает и не приводит в движение души. Она делается как камень. И что же тогда с ней будет? То же, что присуждает апостол земле, пившей обильно сходивший на нее дождь и износившей одни тернии и волчцы: «непотребна есть, клятвы близ, еяже кончина ее пожжение» (Евр. 6; 8).

Приложите к этому, что частое падение в грех образует привычку грешить, которая вяжет бедную душу и тирански держит ее в рабстве у себя. Пусть даже один грех обратится в привычку, он всю душу пленяет и во всей мучительски властвует. Посмотрите, что делает паук со своей добычей? Часть за частью опутывает ее тонкой паутиной, пока запутает ее всю. Так и грех, к которому привыкает человек, порабощает себе всего человека. Хоть потом и приходит иногда человеку мысль бросить свой грех, но душа, видя, как многоплетенно запуталась в нем, предается совсем безнадежности одолеть грех.

Итак, братья покаявшиеся и вступившие на добрый путь, бойтесь снова впасть в грех! Не смотрите на него легко, а как на пропасть зияющую, на ад отверстый и готовый поглотить вас безвозвратно. И опасением такой горькой участи отрезвляйте свою мысль. Борьба, конечно, неизбежна. Но стоящему легче бороться, чем падшему. Встали? Стойте же и боритесь. Господь будет вам помощник. День ото дня все легче будет становиться борьба. Наконец она и совсем стихнет. Добро возьмет преобладающий верх, и потечет ваша жизнь мирно, и приведет вас к блаженному исходу в вечные, райские обители. А если снова падете, начнете опять маяться в рабстве греху, может быть без конца, и, промучившись здесь, ввержены будете в нескончаемые муки по смерти. Господь, давший вам возникнуть от диавольской сети, «Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует!» (1 Пет. 5; 10). И будет так, если и вы сами будете трезвиться и бодрствовать, ведая, «что супостат наш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5; 8). Аминь.

(Из книги "О Покаянии"епископа Феофана)

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.