В первое пришествие Свое на землю Господь наш Иисус Христос повит был пеленами в яслях, во Второе оденется «светом, яко ризою» (Пс. 103; 2). В первое «претерпе крест, о срамоте нерадив»; во Второе грядет, славимый воинством Ангелов. Поэтому не останавливаемся на первом только пришествии, но ожидаем и Второго. Спаситель грядет не для того, чтобы снова быть осужденным, но чтобы судить осудивших. Тогда приходил Он, убедительно уча людей; а во Второе пришествие, если и не пожелают, покорятся Царству Его по необходимости. И о двух сих пришествиях говорит пророк Малахия. «И внезапу в церковь Свою приидет Господь, Егоже вы ищете» (Мал. 3; 1) — вот первое пришествие. И о Втором пришествии продолжает: «се грядет Господь Вседержитель. И кто стерпит день пришествия Его? И кто постоит в видении Его? Вскоре же за сим говорит у Пророка Сам Спаситель: и прииду к вам с судом, и буду свидетель скор на чародеи, и на прелюбодейцы, и на клянущиеся именем Моим во лжу» (5). Потому, предостерегая нас, говорит апостол Павел: «аще кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, трости: когождо дело явлено будет; день бо явит, зане огнем открывается» (1 Кор. 3; 12, 13). Потому и в Исповедании веры так преподано веровать: в «восшедшаго на небеса, в седящаго одесную Отца, в грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Господь наш Иисус Христос грядет с неба, приидет же со славой при конце мира сего, в последний день, потому что миру этому будет конец и этот сотворенный мир снова обновится. Слушай, что говорит Исаия: «свиется небо, аки свиток, и вся звезды спадут, яко листвие с лозы, и яко спадает листвие смоковницы» (Ис. 34; 4). И в Евангелии сказано: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе» (Мф. 24; 29). Не будем скорбеть, что мы одни умираем. И звезды скончаются. «Солнце обратится во тьму, и луна — в кровь» (Иоил. 2; 31). Будем же ожидать и готовиться к сретению Господа, грядущего с небес на облаках. Тогда возгремят Ангельские трубы. Сначала воскреснут мертвые о Христе, благоговейные из живущих тогда восхищены будут на облака, приняв в награду за труды почесть, которая выше человека, потому что и подвизались выше сил человеческих, как апостол Павел говорит в своем послании: «яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов и в трубе Божий, снидет с небесе, и мертвый о Христе воскреснут первые, потом же мы живущий оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Сол. 4; 16,17).
Архангел возгласит и скажет всем: "Восстаньте в сретение Господа". И страшно будет пришествие Владыки. Давид говорит: «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна» (Пс. 49; 3). И потечет река огненная для испытания человеков. У кого дела золотые, они соделаются более светлыми. А у кого дело подобно трости и непрочно, оно сгорит огнем. Приидет же Господь с небес на облаках, как и восшел на облаках. Ибо Сам сказал: «узрят Сына Человеческого грядуща на облацех небесных с силою и славою многою» (Мф. 24; 30).
Но какой же признак Его пришествия, которому не отважится возражать сопротивная сила? Сказано: «и тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси» (30). Истинное же отличительное знамение Христово есть Крест. Световидное знамение Креста предшествует Царю, прежде распятому, конечно для того, чтобы злоумышлявшие и пронзившие Его прежде иудеи, увидев, восплакали «по племенам и племенам», говоря: "Вот заушенный, Тот, Кому плевали в лицо, Тот, Кого облагали узами, Тот, Кого, распяв, вменяли прежде ни во что! Куда убежим от лица гнева Твоего?" Но, окруженные Ангельскими воинствами, никуда убежать не возмогут. Страх врагам, и радость друзьям, уверовавшим во Христа, или проповедникам Его, или пострадавшим за Него — крестное знамение. Кто же тогда будет столько блажен, что окажется другом Христовым? Не презрит рабов Своих Сей славный Царь, славимый Ангелами, единопрестольный с Отцом; и, чтобы избранные Его не смешались со врагами, «послет Ангелы Своя с великою трубою, и соберут избранные Его от четырех ветр» (31). И одного Лота не презрел Он, презрит ли многих праведных? «Приидите, благословеннии Отца Моего» (Мф. 25; 34), скажет Он тогда тем, которых понесут облачные колесницы и соберут Ангелы.
Но кто-нибудь из предстоящих скажет: "Я нищ и, может быть, окажусь тогда немощным на одре". Ободрись, человек: Судья нелицеприятен, «не по славе судити имат ниже по глаголанию обличит» (Ис. 11; 3). Не предпочтет ученых невеждам и богатых — бедным. Хотя будешь на одре, возьмут тебя Ангелы. Хотя ты раб, хотя ты нищ, нимало не сокрушайся. Приявший на Себя «зрак раба» (Флп. 2; 7) не презрит рабов. Если будешь лежать больной на одре, то написано: тогда «будете два на одре едином: един поемлется, а другий оставляется» (Лк. 17; 34). Кто Иосифа из рабства и из темницы извел на царство, Тот и тебя избавит от скорбей, введя в Царство Небесное; будь только благонадежен, делай только, подвизайся только усердно. Ничто не погибнет. Всякая молитва твоя, всякое псалмопение записаны; записана всякая милостыня; записан всякий пост; записано и то, если брак сохраняем был честно; записано и воздержание, соблюдаемое для Бога; первые же венцы в этой записи предоставлены девству и чистоте; и ты просияешь как Ангел.
Но как с приятностью слушал ты доброе, так с терпением выслушай и противное тому. Записана всякая твоя любостяжательность; записан и всякий твой блуд; записаны всякое твое клятвопреступление, всякая хула, всякие чародеяние, воровство, убийство. Все это запишется на конец, если теперь по Крещении станешь делать то же, потому что прежнее изглаждается. «Егда же, - сказано, - приидет Сын Человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25; 31). Смотри, человек, при скольких свидетелях войдешь ты в судилище. Тогда предстанет на суд весь род человеческий. Сочти же, сколько людей, которые теперь еще живы, и сколько их умерло, сочти всех от Адама до этого дня. Велико число три, но и оно еще мало; потому что еще больше Ангелов. Они — девяносто девять овец, а человечество — одна сотая овца. О множестве обитателей должно заключать по обширности места. Населяемая земля есть как бы точка среди этого единого неба. И объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небес населены несравненно большим числом.
Итак, на Суде том будет Отец всех Бог с совосседящим Иисусом Христом и с соприсущим Духом Святым. И это одно не должно ли уже привести нас в содрогание? Страшен подлинно Суд. Предстоит Царство Небесное, и уготован вечный огонь. Потому спросит иной: как же избежать нам огня? И как войти в Царство? Сказано: «взалкахся бо, и даете Ми ясти» (Мф. 25; 35). Запомните этот путь. «Взалкахся бо, и даете Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне» (35, 36). Если сделаешь это, то со Христом будешь царствовать. А если не сделаешь, то будешь осужден. Поэтому начни же делать, чтобы не остаться тебе, подобно юродивым девам, вне заключенных дверей. Не полагайся на то одно, что есть у тебя светильник, но соблюдай его горящим. «Да просветится свет ваш — свет добрых дел — пред человеки» (Мф. 5; 16), и да не хулится ради тебя Христос. Облекись в одежду нетления, украшаясь добрыми делами. И что, по Божию смотрению, приял ты в свое распоряжение, тем распоряжайся на пользу. Вверено тебе имущество? Распоряжайся им хорошо. Вверено тебе слово учительное? Преподавай его, как должно.
Много дверей ведет к доброй распорядительности. Только бы с дерзновением нам встретить вечного/Царя Христа, царствующего вовеки. Ибо вовеки царствует Тот, Кто судит живых и мертвых, Сам умерши за живых и за мертвых. «На сие бо Христос и умре, и воскресе, и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» (Рим. 14; 9).
Притчи царя Соломона
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей (1;8).
Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (3;9).
Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему (15;8).
На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (15; 3).
Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих (15; 11).
Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны ему (15; 26).
Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла (3; 7).
5Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (3; 5).
Господь дает мудрость (2; 6).
Уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость. Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно (2; 5, 7).
Начало премудрости — страх Господень (1; 7).
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум. Долгоденствие — в правой руке ее [мудрости], а в левой у нее — богатство и слава (3; 16, 17).
Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для матери (10; 27,13, 1).
Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его (21; 1).
Не уклоняйся ни направо, ни налево, удали ногу твою от зла, потому что пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены (4; 27, 28).
Коварство в сердце его [лукавого]: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры (6; 14).
Кто может сказать: "Я очистил мое сердце, я чист от греха моего"? Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою;.но после рот его наполнится дресвою (20; 9, 17).
Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя и для ближних твоих, и если буен, то один потерпишь. Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры (9; 12).
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен (10; 19).
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (21; 23).
Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей (16; 24).
Сеющий неправду пожнет беду (22; 8).
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло (17; 13).
Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные! (30; 17).
Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя города (16; 32).
Милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего (22; 9).
Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (14; 30).
Гнев губит и разумных. Кроткий ответ отвращает гнев, и оскорбительное слово возбуждает ярость. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить (15; 1, 27).
Как дверь ворочается на крючьях своих, так ленивец на постели своей (26; 14).
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна (6; 6, 8).
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: "Пойди и приди опять, и завтра я дам", — когда ты имеешь при себе. Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день (3; 27, 28).
Милостынями и верой очищаются грехи.
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (19; 17).
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется (24; 17).
Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водой; ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (25; 21, 22).
Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытится им и не изблевать его. Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя (25; 16,17).
Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали (27; 10).
Брат, помогающий брату, подобен крепости твердой и высокой.
Важнее язвы друга, нежели лобзания врага.
Доброе им лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота (22; 1).
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме (21; 9).
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нем тревога (15; 16).
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти (10; 2).
Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников услышит (15; 29).
Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками Он смеется, то смиренным дает благодать (3; 33, 34).
Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь (17; 3).
Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивого омерзеет (10; 7).
Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев (28; 1).
Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день (27; 1).
Преисподняя и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие (27; 20).
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает (10; 4).
Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему (11; 1).
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце нечестивых жестоко (12; 10).