Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бог в долгу не останется



Троицкие Листки

(духовно-нравственное чтение для народа, публикуемое в конце 19 века) № 301 - 350

 

301. Бог в долгу не останется. 2

302. Наши кресты.. 3

303. Доброе дело — что доброе семя. 5

304. Слово святого Кирилла Иерусалимского о Втором пришествии Христовом.. 6

305. Притчи царя Соломона. 8

306. Для чего установлен Великий пост?. 9

307. Пока не поздно! 11

308. Не лишай себя Чаши Христовой! 12

309. "Ктому не согрешай!". 14

310. Слово любви ревнующим о восмиконечном Кресте. 15

311. Храните, дети, завет родительский. 16

312. Чему учит вера Православная. 18

313. Как нам идти за Иисусом Христом?. 19

314. Тайна бесконечной любви. 21

315. Слово любви ревнующим о семи просфорах. 22

316. Евангелие на второй день Пасхи. 24

Непостижимость Божества. 25

317. Сам здесь. 26

Никуда я от Тебя, Господи, уйти не могу! 27

318. Переяславский столпник. 27

319. Беседа на молитву Господню.. 29

320. Слово любви ревнующим о двуперстии. 31

321. Наша Небесная Матерь. 32

322. Бывают ли ныне явления Ангелов?. 33

323. Беседа на молитву "Царю Небесный". 35

324. Помогайте друг другу в трудах. 36

325. Игумен - древодел. 37

Бегай праздности. 38

326. Антифоны воскресной утрени. 39

327. Путник. 41

Три путника. Притча. 41

Надо спешить! Притча. 42

328. "Спасая, спасай твою душу!". 42

329. Первое августа. 44

330. Фавор. 45

331. Гроб-лествица. Слово на день Успения Богоматери. 46

Не бойся смерти — бойся грехов! 47

332. Оружие непобедимое. 48

333. Все мы — странники на земле! 49

334. Для чего мы живем на свете?. 51

335. Златые книги. 52

336. Храм Божий — источник благословений Божиих. 54

337. Дух церковного воспитания. 55

338. Кончина преподобного Сергия. 57

339. Доброе слово Христа ради нищему. 58

340. Как получить Царствие Небесное?. 59

341. Утешение святителя Златоуста вдовице. 61

342. Помни смертный час! 62

343. Осенние поучения. 64

344. И в миру можно спастись. 65

345. "Како подобает всем христианом Тело и Кровь Господни, во Святых Таинах на святом Престоле сущих, всеусердно почитати со всяким благоговением". 67

346. Почему умершие не приходят для свидания с живыми?. 68

347. Любовь Небесного Пастыря. 70

348. Святой Иосиф Обручник. 71

349. Любовь — закон жизни христианской. Поучение на Новый год. 73

350. О достопоклоняемом имени Спасителя. 74

 

 

Бог в долгу не останется

 

«Милуяй нища взаим дает Богови» Притч. 19; 17.

Как премудро сие слово: «милуяй нища взаим дает Богови!» — говорит св. Иоанн Златоуст (Беседа 7 "О покаянии"). Если Бог берет у нас взаймы, то Он — наш должник. Не веришь бедному за его бедность, — говорит Бог, — поверь Мне ради Моего богатства. Будь, говорит, спокоен: ты даешь взаймы Мне. Что же, скажешь, я приобрету, когда дам Тебе взаймы? Конечно, беззаконно делать уговор с Богом, однако слушай: Я дам тебе более, чем ты хочешь. Ты требуешь по одному на сто, а Я во сто крат более даю тебе. Так велико снисхождение Божие к нам, грешным. Он, Вседовольный и Всеблаженный, всем подающий дыхание и жизнь, чтобы расположить наше грешное сердце к милосердию, Сам как бы становится на место нищего, Себе вменяет то, что мы подаем во имя Его бедному, и Сам обещает сторицей уплатить этот долг." Один нищелюбец рассказывал о самом себе своему другу: "Я был еще десятилетним мальчиком, когда услышал в церкви проповедь о том, что кто подает нищему, у того приемлет Сам Христос. Задумался я тогда: как же это приемлет Христос, когда Он сидит на Небесах одесную Отца? Иду я из церкви и вижу: стоит нищий в рубище, а над головой у него — обличие Господа нашего Иисуса Христа. Вот прохожий подает нищему милостыню, и я вижу, что Христос простирает руки, приемлет хлеб и благословляет подающего. Тогда я поверил слову проповедника и доныне вижу образ Христов над головой каждого нищего". Так поведал о себе тот нищелюбец.

А вот доказательство, что Христос ни у кого в долгу не останется. Он платит иногда еще здесь, в этой временной жизни, а в будущей жизни непременно заплатит вечным блаженством в селениях райских.

"В городе Низибии, — так рассказывает блаженный Иоанн в своей книге "Луг духовный", — жила одна христианка, у которой муж был язычник. Они имели пятьдесят монет. В один день муж сказал жене своей: "Отдадим в рост эти монеты, чтобы получить от них хоть малый прибыток". Жена отвечала ему: "Если тебе хочется отдать их в рост, то пойди, отдай их Богу Христианскому". Муж сказал ей: "А где Бог Христианский?" Она отвечала ему: "Я тебе покажу Его, Он удвоит твой капитал". Муж сказал ей: "Пойдем". Жена привела его на паперть церковную и, указав на бедных, сказала: "Если отдашь им, то Бог Христианский примет это, ибо они все — Его рабы". Муж с радостью тотчас роздал пятьдесят монет бедным и возвратился в дом свой. По прошествии трех месяцев им уже нечего было и тратить. Тогда муж сказал жене: "Жена! Бог Христианский не отдает нам долга, мы терпим крайнюю нужду". Жена отвечала ему: "Ступай туда, где ты давал, и Он отдаст тебе со всей охотой". Муж побежал в святую церковь и, возвратясь оттуда в дом, сказал своей супруге: "Вот ходил я в церковь вашу и, поверь мне, жена, не видел я, как ты говорила, Бога Христианского, и никто ничего не дал мне, кроме того, что я нашел эту монету, лежавшую там, где роздал пятьдесят монет". Тогда чудная эта женщина сказала ему: "Это Он невидимо дал тебе ее. Ибо Он невидим и невидимой силой и десницей управляет миром. Пойди, господин мой, купи нам что-нибудь поесть сегодня, и Он опять тебе даст". Муж пошел и купил хлеба, вина и рыбы и отдал это жене. Жена, взяв рыбу, начала ее чистить и, разрезав, нашла внутри ее камень чудный. Она изумилась и хотя не знала, какой это камень, однако спрятала его. Когда пришел муж ее и они стали есть, жена показала ему найденный камень и сказала: "Этот камень я нашла в рыбе". Муж, увидев, удивился и сам красоте его, впрочем не знал, что это за камень. Когда они поели, он сказал жене: "Дай мне его, я пойду продам его; может быть, что-нибудь возьму за него". Взяв камень, он пошел к меновщику, который был вместе и серебряник, и сказал ему: "Хочешь купить этот камешек?" Серебряник, посмотрев на камень, спросил: "Что хочешь взять за него?" Продавец ответил: "Дай, что хочешь". Торговец сказал: "Возьми пять монет". Продавец, думая, что он смеется над ним, сказал ему: "И ты это даешь за него?" Серебряник же, думая, что тот отвечал ему с сердцем, сказал ему: "Возьми десять монет". Продавец, опять думая, что он смеется, замолчал. Серебряник сказал ему: "Возьми двадцать монет". Тот молчал и ничего не отвечал. Серебряник начал давать тридцать, а потом пятьдесят монет и мало-помалу, возвышая цену, дошел до трехсот больших монет и дал ему их. Взяв монеты и отдав камень, язычник пришел в радости к жене своей. Жена спросила: "За сколько ты продал камень?" Он вынул триста монет и, отдавая их жене, сказал: "Вот за сколько!" Жена изумилась благости человеколюбивого Бога и сказала: "Вот, муж, каков Бог Христианский! Как Он благ, как милостив, как богат! Видишь, что Он не только возвратил тебе с лихвой пятьдесят монет, которые ты дал Ему взаймы, но в несколько дней вшестеро увеличил сумму. Познай же, что нет другого Бога ни на земле, ни на небе, кроме Его единого". Муж, убежденный чудом, тотчас принял христианскую веру".

Так иногда платит долг милосердный Господь Своим заимодавцам-милостивцам еще в здешней жизни. А вот рассказ того же блаженного Иоанна о том, какая плата ждет их в будущей жизни.

"Киринейский епископ Синезий обратил к Христовой вере своего школьного товарища философа Евагрия. Вскоре после крещения Евагрий дает ему три золотых динария в пользу бедных. "Возьми, — говорит он, — эти три динара, раздай бедным и дай мне расписку, что Христос воздаст мне за это в будущей жизни". Он принял золото и тотчас дал ему, как тот хотел, расписку. Спустя некоторое время Евагрий почувствовал слабость, приближающую его к смерти, и, будучи уже близ смерти, говорит детям своим: "Когда будете хлопотать о моем погребении, положите эту бумагу мне в руки и с ней похороните меня". Дети так и сделали: когда он умер, похоронили его с рукописанием. На третий день после погребения является он епископу Синезию во сне и говорит: "Пойди, возьми твою расписку в гробу, в котором я похоронен; я получил, что следовало получить, удовлетворен вполне, а в удостоверение тебя в этом я подписался на твоей расписке". Епископ и не знал, что расписку его положили с философом в гроб; на другой день рано позвал он детей его и сказал: "Что вы положили с философом в гроб?" Те думали, что он говорит им о деньгах, и сказали ему: "Ничего, владыко, кроме погребальной одежды его". — "Как? — воскликнул он. — Не положили ль вы с ним какой бумаги?" Они сказали ему: "Да, владыко, какую-то бумагу он дал нам положить с ним". Тогда Епископ рассказал им свой сон и, взяв с собой причт церковный, ктитора и некоторых из граждан, пришел ко гробу философа. Открыв его, нашли, что философ лежит и держит расписку в руках своих; взяв из рук его расписку, развернули ее и увидели в ней вновь написанное следующее: "Я, Евагрий философ, тебе, святейшему господину Синезию епископу, желаю радоваться; я получил все по твоей расписке, удовлетворено мне, и я уже не имею права ничего от тебя требовать за то, что отдал тебе золото и через тебя — Христу Богу и Спасителю нашему". Видевшие это ужаснулись и долго взывали: "Господи, помилуй!" — и славили Господа, сотворившего такое чудо и ущедряющего рабов Своих вечным воздаянием. Эта расписка с собственноручной подписью философа доселе бережно хранится в сокровищнице церкви Господней". Так заключает свой рассказ блаженный Иоанн, который сам видел расписку.

Много подобных сказаний можно читать в житиях святых Божиих и святоотеческих писаниях. Верно слово Господне: «милуяй нища взаим дает Богови. Елика сотвористе единому сих братии Моих меньших — Мне сотвористе».

"Кем же ты хочешь иметь для себя Бога: Должником или Судьей? — вопрошает св. Иоанн Златоуст. — Что для тебя лучше — рассуди сам!"

 

Наши кресты

 

Господь повелевает нам «взять крест свой». Под именем креста разумеются страдания, горести и неприятности. Кресты бывают «наружные» и «внутренние». Взять крест свой —значит принимать и безропотно переносить все, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятного, горестного, печального, трудного и тяжкого. И потому обидит ли кто тебя, смеется ли над тобой, или причиняет тебе печаль и досаду, или ты кому сделал добро, а он, вместо того чтобы благодарить тебя, против тебя же восстает, или ты хочешь сделать добро, но тебе не удается, или сам ты болен, или жена твоя, или дети и проч., или ты, при всех неусыпных трудах, терпишь нужду и недостаток, или даже сама нищета подавляет тебя, — все это переноси без злобы, без ропота, без пересудов, без жалоб, т.е. не считай себя обиженным и не жди за то земной награды, но переноси все это с любовью, радостью и твердостью.

Все это — кресты наружные! Когда ты будешь нести такие кресты по глаголу Господню и если в это время возродится в тебе гордая мысль, что ты человек не такой, как прочие человеки, но человек твердый, благочестивый и лучший из твоих собратий и соседей, то всячески искореняй такие мысли, ибо они могут уничтожить все твои добродетели.

Но наружные кресты или наружные страдания несут не одни только ученики Иисуса Христа, но все и каждый человек, т.е. нет на свете человека, который бы не страдал или не терпел от того или от другого. Но кто хочет быть истинным учеником Иисуса Христа и последователем Его, тот непременно должен перенести и внутренние кресты.

Внутренние кресты можно найти во всякое время и скорее, чем наружные. Стоит только обратить внимание на самого себя и в покаянном чувстве рассматривать свою душу, и тогда тотчас представятся тысячи внутренних крестов. Например, размысли: «для чего ты существуешь на этом свете? И живешь ли ты так, как должно тебе жить?» Обрати на это внимание— и ты с первого взгляда увидишь, что ты, будучи творение и дело рук Всемогущего Бога, для того единственно существуешь на этом свете, «чтобы всеми делами твоими, всей жизнью твоей и всем существом твоим прославлять Его святое и великое Имя»; а ты не только не прославляешь Его, но, напротив того, оскорбляешь и бесчестишь Его своей беззаконной жизнью. Потом вспомни и размысли: «что ожидает тебя по ту сторону гроба Твоего? На какой стороне ты явишься во время Страшного Суда Христова: на правой или на левой?» И если ты будешь размышлять таким образом, то невольно придешь в смущение и начнешь беспокоиться. И это будет началом внутренних крестов. Тогда ад, о котором ты до тех пор, может быть, и не вспоминал или вспоминал с равнодушием, будет представляться тебе во всем своем ужасе. Рай, который Господь уготовил тебе, о котором ты до тех пор не помышлял или помышлял мельком, тогда живо представится тебе местом вечных и чистых радостей, которых ты сам себя лишаешь по своему нерадению и безумию. И если ты, несмотря на скорбь и внутренние страдания, какие ты будешь чувствовать от таких размышлений, не станешь искать утешения ни в чем мирском, но будешь прилежнее молиться Господу о спасении твоем и всего себя предашь в волю Его, то Господь начнет открывать и показывать тебе состояние души твоей в том виде, в каком она есть на самом деле.

Видеть состояние души нашей во всей наготе ее мы никогда не можем без особенной милости и помощи Господней, ибо внутренность души нашей всегда от нас прикрыта нашими самолюбием, мудрованием, страстями, заботами житейскими, прелестями мира. Враг души нашей — диавол, зная, как спасительно для нас рассматривать и видеть состояние души нашей, употребляет все хитрости свои для того, чтобы не допустить человека увидеть его состояние в том виде, в каком оно есть. Но когда дьявол видит, что это коварство его не помогает и человек при помощи благодати Божией начинает видеть себя, то диавол старается показать человеку состояние души его вдруг и с самой опасной стороны, — для того, чтобы тем поразить человека ужасом и привести в отчаяние.

И точно, если бы Господь попускал диаволу всегда показывать нам состояние души нашей с самой опасной стороны, то немногие бы из нас устояли, потому что и в самом деле состояние души грешника, и особенно грешника нераскаявшегося, весьма опасно и страшно, да и не только грешника, но даже самые святые и праведные люди при всей своей праведности не находили довольно слез оплакивать душу свою.

Когда Господь благоволит открыть тебе состояние души твоей, тогда ты начнешь ясно видеть и живо чувствовать, что при всех твоих добродетелях сердце твое испорчено и развращено, душа твоя осквернена и ты сам не что иное, как раб греха и страстей, которые совершенно овладели тобой и не допускают тебя приблизиться к Богу. Начнешь также видеть, что в тебе нет ничего истинно доброго, и тогда непременно ты будешь страдать: тогда обнимет тебя страх от того, что ты находишься в опасности погибнуть, «печаль и горесть» о том, что ты так долго и безбоязненно прогневлял Господа своими беззакониями. Вот что называется внутренними крестами!

Так как люди не все имеют одинаковые добродетели и одинаковые грехи, то и внутренние кресты не для всех бывают одинаковые. Все это зависит от состояния души каждого так, как продолжение и способ врачевания болезни зависят от состояния больного. Но кто хочет быть здоровым, тот все согласится перенести.

Внутренние кресты бывают для некоторых так тягостны, что они иногда ни в чем не находят для себя утешения. Все это может случиться и с тобой, но какие бы ни чувствовал ты страдания душевные, не отчаивайся и не думай, что Господь оставил тебя. Нет! Он всегда будет с тобой и невидимо будет подкреплять тебя даже тогда, когда тебе покажется, что ты находишься на самом краю погибели. Нет! Он не попустит искуситься тебе более, нежели сколько Ему будет угодно попустить. Не отчаивайся и не бойся, но с полной покорностью и преданностью к Нему «терпи и молись». Ибо Он есть всегда Отец наш, и Отец самый чадолюбивейший. И если Он попускает преданному Ему человеку впасть в искушения, то не иначе как для того только, чтобы тем вразумительнее и яснее «показать человеку собственные его безсилие, немощь и ничтожество и научить его, чтобы он никогда не поднимался на самого себя, и что никто без Бога ничего не может сделать доброго». И если Господь вводит человека в страдание или налагает на него кресты, то единственно для того, чтобы тем «уврачевать его душу и совершенно очистить его сердце», в котором Он хочет обитать Сам с Сыном и Святым Своим Духом.

В этих скорбях твоих Господь твой и Помощник, и Утешитель, и Наставник, к Нему единому прибегай, и в Нем едином ищи утешения и помощи, и Он по милости Своей не оставит тебя без утешения; среди страданий твоих ты восчувствуешь в сердце твоем неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, каких ты никогда не чувствовал, и с тем вместе ты восчувствуешь в себе силы молиться Богу истинной молитвой и веровать в Него истинной верой, и сердце твое загорится чистой любовью к Богу и ближнему. И все это дар Духа Святого. Но если Господь удостоит тебя такого дара, то отнюдь не считай это наградой за свои труды и скорби и не подумай, что ты достиг совершенства или святости. Такие мысли есть не что иное, как внушение гордости, которая так глубоко проникла в душу нашу, что может проявляться даже тогда, когда человек имеет силу чудотворений. Такие утешения не есть награда, но только милость Господня, которая дарует тебе вкусить блага, которые Бог уготовил любящим Его, чтобы ты, вкусив их, искал их с большей ревностью и усердием и с тем вместе приготовился и укрепился к перенесению новых скорбей и страданий.

(Из "Указания пути в Царство Небесное", сочинения Иннокентия, митрополита Московского)

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.