Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Богослужение накануне праздника Рождества Христова



 

Чем более приближается праздник Рождества Христова, тем чаще слышатся в церковных песнопениях дорогие сердцу христианскому имена Девы Марии и Иосифа, тем чаще Церковь переносит наше воспоминание в священный вертеп Вифлеемский, указывает нам на звезду волхвов, призывает поклониться повитому пеленами, лежащему в яслях Богомладенцу.

За пять дней до праздника начинается его предпразднство. Службы из Октоиха оставляются, взамен их поются стихиры и каноны предпразднства. "Незаходимое Солнце грядет воссиять из девственного облака и просветить всю подсолнечную, — воспевает Церковь, — потщимся встретить Его чистыми очами и чистыми деяниями... Бог Слово, носимый на раменах Херувимских, облекшись плотию, грядет родитися от племене Иудова. Готовься, Вифлеем! Откройтесь, врата Едема! Красуйся, дом Давидов — Ефрафа! Вот древо жизни процвело в вертепе от Девы; Ее утроба явилась для нас мысленным раем; вкушая от его насаждения, мы не умрем, подобно Адаму, но живы будем: Христос рождается прежде падший восставить образ!... Радуйтесь, Пророки, Патриархи, взыграйте, Христос рождается, Царь небес на землю приходит... Дева грядет неизреченно родить в вертепе предвечное Слово, —ликуй, вселенная, услышав о сем, прославляй с Ангелами и пастырями хотящего явиться Отроча младо — Превечного Бога!" С вечера 20-го числа начинаются на повечериях трипеснцы и каноны, составленные по образу канонов и трипеснцев Страстной седмицы; умилительный напев ирмосов возбуждает в душе сладостное чувство ожидания величайшего праздника Рождества Христова, который в церковных месяцесловах именуется также пасхой. Наконец, наступает канун праздника — день, посвященный особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления вечерней звезды. Литургия в этот день совершается Василия Великого и обыкновенно соединяется с великой вечерней. (Только в том случае, если навечерие праздника случится в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Златоуста, и совершается она в свое время, отдельно от вечерни)

В этом случае и Царские часы переносятся на пятницу.

Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные Патриархом Иерусалимским Софронием. Эти часы называются Царскими, потому что древние греческие императоры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной тожественностью слушать их; потому в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. Все псалмы, пророчества, чтения из Апостола и Евангелия избраны применительно к празднику. Каждый час начинается вдохновенными псалмами Богоотца Давида, в которых он, созерцая за много веков пророческим оком грядущее величие своего Божественного Потомка — Христа, воспевает Его славу: «Красен добротою паче сынов человеческих; излился благодать во устнах Твоих... Престол Твой, Боже, в век века, возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Tвoux!» Богоотец видит и свою Дщерь Преблагословенную, Деву Марию, и, именуя Ея Царицей, предвозвещает Ее славу во всяком роде и роде (пс. 44); видит и волхвов, с дарами грядущих поклониться новорожденному Царю Царей: «царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут, и поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему» (пс. 71). Он воспевает и Его предвечное рождение от Отца: «из чрева прежде денницы родих Тя» (пс. 109), и Его будущее славное царство (пс. 71, 109, ПО). После псалмов поются умилительные песнопения, в которых Церковь живописует в трогательных чертах, как записывалась некогда в Вифлееме со старцем Иосифом Дева Мариам, как настало время рождения Богомладенца и не оказалось нигде для них пристанища; как вертеп заменил для Царственной Матери прекрасные палаты. "Скажи нам, Иосифе, — поет Церковь, — как это произошло, что ты приводишь Деву в Вифлеем непраздною? — Я, отвечает он, рассмотрел тщательно древние пророчества и получил удостоверение от Ангела, что Мария родит Бога неизреченно... Удивлялся Ирод, видя благочестие волхвов, и спрашивал о возрасте Младенца, и вот матери лишились детей, и нежный возраст младенческий безжалостно истреблялся; ссыхались сосцы матерние, и удерживались источники их млечные, — лютое было горе тогда!.."

Все чтения из Пророков повторяются потом на вечерне; чтения же из Посланий апостола Павла излагают учение о безначальном, предвечном рождении Сына Божия от Отца, о Его Божественном достоинстве, об усыновлении нас Богу через Господа Иисуса. А Евангельские сказания раскрывают в подробности разные обстоятельства Рождества Христова.

На великой вечерне в глубоко-поучительных стихирах на "Господи, воззвах", составленных патриархами Германом и Анатолием, величественно изображается тайна Рождества Христова: "Приидите, возрадуемся пред Господом, возвещая настоящую тайну: средостение вражды разрушилось, пламенное оружие обращается назад, Херувим отступает от древа жизни, и я причащаюсь райской пищи, от которой был изгнан за преслушание, ибо неизменный Образ Отца, Образ Его Вечного Существа, приемлет вид раба... Бог истинный, Он остается каким был, и то, чем не был, на Себя приемлет, по человеколюбию создавшись человеком... Свет от Света, Сияние Отца! Ты просветил всю тварь, — всякое дыхание славит Тебя! — Что Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явился ради нас на земле человеком! Каждая из созданных Тобою тварей благодарение Тебе приносит: Ангелы — пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пастырие — удивление, земля — вертеп, пустыня — ясли, а мы приносим Матерь-Деву!"

Эти стихиры заканчиваются прекрасным песнопением отшельницы Кассии, в котором, как на картине, изображается состояние мира во дни Христова Рождества: "Когда Август единовластвовал на земле, прекратилось многовластие у людей, а когда Ты вочеловечился от Пречистой Девы, настал конец многобожию идолов; под одним царством всемирным были тогда все грады, и во едино владычество Божества уверовали все народы; повелением Кесаревым была перепись всех людей, а мы вписались в число верных, во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего: велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!"

После входа начинается ряд паремий, числом до восьми: 1-я паремия указывает в Богомладенце Творца неба и земли (Быт. 1, 1-13); во 2-й Дух Божий вещает устами Валаама о Христе Спасителе: «возсияет звезда от Иакова и востанет Человек от Израиля» (Чис. 24; 5-9. 27; 18); в 3-й слышим предсказание пророка Михея о том, что из Вифлеема изыдет Старейшина, Которого происхождение предвечно (Мих. 4; 6, 7. 5; 2-4). Тут чтение прерывается и лики поют: "Тайно родился Ты, Спасе, в вертепе, но небо всем проповедало Тебя, как бы устами, звезду являя, и волхвов привело к Тебе поклоняющихся верою, с ними же помилуй нас!" Последние слова повторяются несколько раз при чтении псалма 86-го. Затем продолжается чтение паремий: в 4-й пророк Исаия возвещает о Христе, под образом жезла от корня Иесеева, Который будет облечен всеми дарами Духа Божия и дарует познание Господа всей земле (Ис. 11; 1-10); в 5-й Иеремия возвещает о явлении Бога на земле и о Его жизни между людей (Вар. 3; 36.4; 4); в 6-й Даниил изъясняет сон Навуходоносору о грядущем вечном Царстве Божием (Дан. 2; 31-36, 44, 45). И снова чтение прерывается пением: "Возсиял Ты от Девы, Христе, духовное солнце правды, и звезда показала Тебя невместимого, вмещающегося в вертепе". А чтец произносит по стихам псалом 92. Наконец читаются паремии 7-я и 8-я, обе из Книги пророка Исаии. «Отроча родися нам Сын и дадеся нам... Се Дева во чреве приимет и родит Сына...» (Ис. 9; 6-7. 7; 10-16. 8; 1-4, 8-10). Последняя паремия заканчивается торжественным словом Пророка: С нами Бог...

По окончании литургии среди церкви возжигается светильник, изображающий звезду, и священнослужители в первый раз поют тропарь и кондак праздника.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.