Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Богослужение на день Успения Богоматери



 

Святая Церковь прославляет блаженную кончину и всякого праведника, потому что эта кончина есть конец его земных трудов и подвигов и начало бессмертной жизни и славы небесной; но преимущественно ублажает она всечестное Преставление честнейшей Херувимов, Пресвятой Матери Господа. Успение Богоматери есть одно из величайших торжеств Церкви, к которому и приготовляемся особенным постом. Сие событие, после Вознесения Господня, есть славнейшее для самой Церкви Небесной, которая восприняла Душу, во всем человеческом роде святейшую и блаженную, и всерадостное для Церкви земной, потому что Матерь Божия, вознесенная во славу небесную, отселе сделалась могущественнейшею и неусыпной защитницей и помощницей всех верующих на земле. Посему, вспоминая Успение Богоматери, святая Церковь прославляет его торжественными и сладостными песнопениями. "О чудо! — восклицает Церковь (на стихирах вечерних) — источник жизни полагается во гробе и гроб делается лествицею к небу!" Обращаясь же к Самой Виновнице торжества, поет: "Дивны тайны Твои, Богородице! Ты явилась престолом Всевышняго, и ныне преставилась от земли к небу; — Успение Твое славят Власти и Престолы, Начала и Господства, Силы, Херувимы и Серафимы; земнородные же радуются о Божественной славе твоей". Вспоминает и чудесное собрание Апостолов к святейшему одру великой Усопшей, как "по мановению Божиему восхищенные на высоту на облаках, Богоносные Апостолы от всех стран достигли Пречистого и живоначального тела". Умственные взоры верных возводятся к миру горнему и они созерцают, как "превышние Небесные Силы, пришедши со своим Владыкой, Богоприятное и Пречистое тело предсылают и невидимо вопиют к превышним чиноначалиям: се Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата и поднимите Матерь присносущного Света!" Три паремии, усвоенные праздникам Богородичным, читаются и в настоящий праздник: первая (Быт. 28; 10-17) представляет лествицу Иаковлеву, соединяющую небо с землей, изображая тем одушевленную лествицу, которой сошел на землю Сам Сын Божий. Вторая (Иез. 43; 27,44; 1-4) говорит о таинственных вратах храма, виденного Иезекиилем. Врата сии, зрящие на восток, затворены, и Дух Святый возвещает, что они всегда затворены будут и никтоже пройдет сквозь их, яко Господь Израилев пройдет ими, и будут затворены: вот преобразование девственной Матери Господа, Которая и прежде Рождества, и в Рождестве, и по Рождеству была и пребыла непорочной Девой! Третья паремия (Прем. 9; 1-11) изображает Премудрость, создавшую Себе дом и уготовившую для нас трапезу. По разумению святой Церкви, Премудрость есть Сын Божий, а дом Его, первее всего, есть Пресвятая Дева, вместившая в Себе Невместимого. — На литии и стиховнах опять торжественные песни, но уже соединяемые с молениями. Они славят высшую небес и славнейшую Херувимов Всенепорочную Невесту и Матерь Того, в Ком благоволение Отца, свещу Неприступного Света, спасение верных и упование душ наших. "Днесь небо простирает недра, приемля рождшую всеми Невместимого, и земля источник жизни, отдающи благословение, украшается благолепием. Вси поклонимся Ей молящеся: сродного присвоения не забуди, Владычице, верно празднующих Твое Успение! — Спаси нас, исповедающих Тя, Богородицу, от всякого обстояния, — Мати Творца всех Христа Бога, Того молящи не престай о нас, — Христианский род вознеси и спаси души наша!" На утрени еще более слышим хвалебных и молитвенных песней превознесенной Богоматери. Во время полиелея, при свете многих светильников, храм оглашается торжественным величанием: "Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога, и всеславное славим Успение Твое!" Лик, повторяя сей стих, сопровождает его словами святого Псалмопевца, которые приличествуют одушевленному селению и кивоту Божию — Богоматери. — "Воскликните Господеви вся земля! — Бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе. — Освятил есть селение Свое Вышний. — Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоя!" Евангелие — общее праздникам Богородичным. Это сказание о свидании Богоотроковицы с праведной Елисаветою, когда Пресвятая Дева устами сродницы своей, по внушению Святого Духа, наречена Матерью Господа и Сама, исполненная того же Духа, пророчествала: "се отныне ублажат Мя вси роди; яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его" (Лк. 1; 39-49, 56). После сего, как бы в исполнение пророчественных слов Богоматери, два канона, один Космы Маюмского, другой Иоанна Дамаскина, ублажают пречестное Успение и воспевают славу и величие Ее. Первый певец воспевает, как невещественные чины и Апостолы сопровождают тело небошественное (песнь 1); как Апостолы со страхом прикасаются к Богоприятному селению, а руки одного дерзновенного (еврея) осуждает на посечение Сам Бог, сохраняющий честь кивота одушевленного (п. 3); как небо земное вселяется в Небесное и Нетленное Селение (п. 4). — Вот "облаком носимый, Апостольский лик от концев собирается послужить Тебе, облаку легкому, от коего Всевышний воссиял —- Солнце правды находящимся во тьме и сени" (п.5). "Царь всех Бог дарует Тебе, Мати Божия, то, что превыше естества: сохранив Тебя девой в Рождестве, во гробе тело Твое соблюдает нетленным, воздая Тебе честь, как Сын Матери" (п.6). — "Законы естества побеждаются в Тебе, Чистая Дево: Рождество девствует и смерть предобручает жизнь; по Рождестве Дева и по смерти жива, Ты всегда спасешь, Богородице, твое наследие!" (п.9). Подобным образом и другой песнотворец изображает таинство и славу Успения Пренепорочной. В святом восторге он призывает все земные и небесные существа, да славят Препрославленную. "Девы отроковицы, с пророчицей Мариамиею воскликните ныне исходную песнь: бо Дева Богоматерь преставляется к небесному селению" (п. 1). — "Да вострубят ныне трубы Богословов, да огласится воздух, сияя безмерным светом, да поют Ангелы Успение Пречистой Девы" (п.5). — "Да вострубят трубой духовной небесные горы, да радуются холмы, и да играют Божественные Апостолы: Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующая" (п.7). — Весь канон заключается молитвенной песней: "Приими от нас песнь исходную, Мати Живаго Бога, и светоносною Твоею и Божественною осени благодатию; Императору победительная, христолюбным людем мир, оставление грехов поющим, и душам спасение подающи". После канона еще повторяется, но уже в более краткой картине и более тихом песнопении, изображение преславного Успения. В краткой светильничной песне с умилением слышим глас самой Преблагословенной Девы, знаменующий последний день Ее земной жизни: "Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманстей веси, погребите тело Мое, и Ты Сыне и Боже Мой, приими дух Мой!" Потом в стихирах хвалитных описывается это чудесное совокупление Апостолов, которые "в едином лике предстали Пресвятому телу, и, погребше Его честно, глас Гавриилов воспели: радуйся, благодатная Дево—Мати безневестная, Господь с Тобой!" Некоторые песни, слышанные нами на утрени, повторяются в приличных местах и на литургии. Так часть канона (песнь третья из первого, песнь шестая из второго канона) читается на блаженных (то есть, вместе с известными стихами о блаженствах Евангельских: Мф. 5; 3-12). По входе поются тропарь и кондак праздника. Вместо Достойно поем ирмос девятой песни: "Побеждаются естества уставы...".

Тропарь праздника:

В Рождестве (Христа Спасителя) девство сохранила еси, во успении (Твоем) мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу (к жизни вечной), Мати сущи Живота (Сама — Матерь Жизни), и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.

Кондак праздника:

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах (в ходатайстве за нас перед Богом) непреложное упование (неизменную надежду) гроб и умерщвление (смерть) не удержаста; яко же бо Живота Матерь к животу престави во утробу (Ея) Вселивыйся приснодевственную.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.