Благословлял Бога в скорбях своих великий ветхозаветный страдалец, праведный Иов, но и он, как человек, временами жаловался на свои несносные страдания и проклинал день своего рождения (Иов. 3; 2), и сожалел, что он не умер в утробе матери (Иов. 3; 11-12). «Почто бо дан есть сущъш в горести свет, — говорил он, — и сущым в болезнех душам живот, иже желают смерти и не получают, ищуще якоже сокровища» (Иов. 3; 20-21)... Как в цветущем саду, ликуя, воспевали Бога три отрока в пещи Вавилонской, но понятно это ликование, когда огонь не касался даже их одежды, когда пламень обращался для них в росу прохлаждающую... А вот страдать, и в самых страданиях забывать о страданиях, терпеть нестерпимые муки, и среди этих мук прославлять Господа, воспоминая Его неизреченные милости, явленные всему роду человеческому, — быть рассекаемым на части, и при всем этом думать только о дивных делах Божиих, — такое, непостижимое для ума человеческого мужество могли проявлять только Христовы мученики, в которых столь славно являла себя сила Христова. Вот одно из многих сказаний о таком мужестве мучеников.
Великомученика Иакова II рсянина режут на части: ему отрезали большой перст на правой руке. Мученик возводит очи на небо и говорит: "Господи Боже, Великий в крепости, перстом Твоим изгоняющий бесов (Лк. 11; 20), приими сей перст, за Тебя наущением бесовским урезанный, как ветвь виноградной лозы: ибо и у лозы обрезают ветви, чтобы она больше приносила плода". Мучитель отрезает второй перст, а мученик молится: "Приими, Господи, и вторую ветвь от лозы, которую насадила десница Твоя!" Ему отрезают третий перст, а он говорит: "Освободившись от трех искушений в мире, от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, благословляю Отца и Сына и Святаго Духа, и с тремя отроками прославляю Тебя, Господи!" Отрезают четвертый перст, а он молится: "Приемлющий хваление от четырех животных (Откр. 4; 8), приими страдание четвертого перста моего за святое имя Твое!" Отрезают перст пятый, и Иаков говорит: "Исполнилась радость моя, как радость пяти мудрых дев (Мф. 25; 2)". Мучители уговаривают его пожалеть себя, но страдалец отвечает им: "Когда пастухи стригут овец, то разве оставляют у них одну сторону неостриженной? Я — овца Христова стада: обрезайте, как волну, все члены мои!" — и снова стал молитвенно беседовать с Богом. И вот ему отрезают первый перст на левой руке, а он говорит: "Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня и шестой перст принести Тебе, простершему за меня в шестой день и час Свои пречистые руки на кресте!". Отрезают еще перст, а он славит Бога: "Как устами седмижды днем с Давидом прославлял я судьбы Твои, Господи, как теперь седмию перстами, за Тебя отрезанными, прославляю Твою милость, на мне являемую!" Режут еще перст, и он вещает: "Ты Сам, Господи, приял во осмый день обрезание по закону, а я претерпеваю за Тебя отрезание осьмого перста: не лиши меня лицезрения пресветлого лица Твоего!". Отрезают следующий перст, а мученик молится: "Ты, о Христе мой! в девятый час предал Дух Свой Богу Отцу на кресте, а я в болезни урезания девятого перста благодарю Тебя, что сподобил меня лишиться членов моих за имя Твое!". Когда же отрезали десятый перст, он воскликнул: "В десятострунном псалтири прославляю Тебя, Боже мой, сподобившего меня претерпеть отрезание всех перстов на обеих руках моих, за десятицу завета Твоего, на двух скрижалях написанного!"
Снова уговаривают его мучители, и снова он отвергает все их увещания, обещания и угрозы. Ему начинают отрезать персты на ногах, и он с тем же спокойствием прославляет Господа при отрезании каждого перста. Так, при отнятии первого перста он говорит: "Слава Тебе, Христе Боже; у Тебя пронзены были не руки только, но и ноги; сподоби меня стать сею десною ногой хотя в числе последних одесную Тебя!" При отнятии второго перста он молится: "Удвоилась на мне милость Твоя, Господи, ибо Ты избавляешь меня от смерти второй" (Откр. 20; 14). Отрезают и бросают перед ним третий перст, а мученик с улыбкой вещает: "Иди во имя Троицы и ты, третий перст, к дружине твоей: как зерно пшеничное, в землю брошенное, и ты мног плод принесешь в день общего воскресения!" Отрезают перст четвертый, а святой утешает себя: "Векую прискорбна еси, душе моя, и векую смущаеши мя? Уповай на Бога, силой четвероконечного креста спасающаго мя (внимайте, неразумные ревнители восьмиконечного креста, что говорит мученик Христов!), и я прославлю Его, от четырех стихий создавшего меня!" Отрезают перст пятый; мученик говорит: "Славлю Тебя, Господи, пять язв на кресте претерпевшего, что удостаиваешь Ты меня участи верных рабов, пять талант умноживших!" Ему отрезают мизинец левой ноги, а он говорит: "Мужайся, малый перст шестой; Бог, сотворивший в шестой день тебя, малого, с большими, равно и воскресит тебя с этими большими!" Отрезают седьмой перст и мученик обращается к мучителям со словами: "Разоряйте сию ветхую храмину, под которой укрывается седмоглавый змий; Создатель, в седьмой день почивший от дел Своих, уготовил мне храмину нерукотворенную, вечную на небесах!" Отрезают восьмой перст, а Иаков рассуждает: "Тот, Кто сохранил в ковчеге Ноевом восемь душ, спасет и меня, хотя и проливаете вы мою кровь, как воду". Отрезают девятый перст, и он молится: "Укрепи меня в терпении, Боже истинный, как укрепил Ты во благодати Твоей девять чинов Ангельских во время искушения!" Отрезают последний перст на ноге, а он восклицает: "Вот, я принес в жертву Тебе, Иисусе Христе, совершенный Боже и совершенный Человече, две десятицы перстов моих!" Тогда отсекают ему всю стопу правой ноги, и он говорит: "Да станет нога моя во Царствии Небесном на правоте!" Отсекают затем стопу левой ноги, а он, взирая на небо, молится: "Услыши мя, Господи, сотвори со мною знамение во благо, избави меня от стояния ошуюю Тебя!" Отсекают правую руку, а он восклицает: "Милость Твою, Господи, во век воспою. Ты Сам исполняешь на мне слово Твое: «и аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю и верзи от себе!» (Мф. 5; 30). Отсекают левую руку, а он молится: "Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, не те, которые сходят во ад, держась пути шуяго, а мы, живые, благословим Тебя отныне и до века". Отсекают правое плечо, а он говорит: "Тот, Кто возложил на плечо Свое овцу погибшую, поставит и меня одесную Себя со овцами Своими". Отсекают левое плечо, и он говорит: "Господь, Егоже власть на раме Его (Ис. 9; 6), не попустит меня уклониться ко власти темной на страну шуюю". Стали отрезать ему ноги до колен; тогда страдалец болезненно возопил: "Господи, Боже мой, «ниже в листех мужеских благоволит. Благоволит Господь в боящихся Его» (Пс. 146; 10-11), помоги мне, рабу Твоему, ибо меня сокрушают болезни смертные!" Мучители на это заметили ему: "Вот, мы говорили тебе, что болезни тяжкие ждут тебя, а ты не верил нам". Страдалец отвечал им: "Я для того и возопил в болезни моей, чтобы вы знали, что я человек, плотью обложенный, и что, следовательно, только Один Бог укрепляет меня! Но Он же и облечет меня в новую плоть, которую не смогут коснуться никакие ваши орудия мучительские!" И непобедимый воин Христов стал прославлять Господа Ангельской песнью: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф", — взывал он, лежа на земле, и призывал милость Божию, — да укрепит его до конца. Наконец, мучители отрезали честную главу его, и он предал дух свой Богу.
Как свеча догорал он перед Богом, как фимиам кадильный восходили к Богу его славословия, и доныне ощущается это дивное благоухание молитв его, и теперь без умиления сердечного нельзя читать рассказ о его страданиях, и по прочтении невольно восклицаешь с Царственным Пророком: "Дивен, воистину «дивен Бог во святых Своих…» (Память святого великомученика Иакова Персянина празднуется Церковью 27 ноября/10 декабря).
("Четий Минеи ", рассказ о святом мученике Иакове Персянине)