Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма «С») Р.Б. Кеттелла, 1970



Методика представляет собой вариант адаптированного личностного опросника Р.Б. Кеттелла, предназначен­ного для измерения 16 личностных факторов. Данная ме­тодика дает многогранную информацию об индивидуаль­ных особенностях личности. Черты личности, которые диагностируются с помощью данной методики, Р.Б. Кеттелл называл конституциональными факторами. Факторы обозначаются соответствующими латинскими буквами. Максимальные отклонения в личностных характеристи­ках определяются высокими или низкими оценками, по­лучаемыми по факторам. Низкие оценки соответствуют первой характеристике фактора, а высокие — второй.

Фактор А — «замкнутость—общительность».

Фактор В — «низкий интеллект—высокий интеллект».

Фактор С — «эмоциональная неустойчивость—эмоцио­нальная устойчивость».

Фактор Е — «подчиненность—доминантность».

Фактор F— «сдержанность—импульсивность».

Фактор G — «подверженность чувствам, желаниям— высокая нормативность поведения».

Фактор Н — «робость—смелость».

Фактор I — «жесткость—чувствительность».

Фактор L — «доверчивость—подозрительность».

Фактор М — «практичность—развитое воображение».

Фактор N — «прямолинейность—дипломатичность».

Фактор О — «уверенность в себе—тревожность».

Фактор Q1 — «консерватизм — радикализм».

Фактор Q2— «конформизм—нонконформизм».

Фактор Q3— «низкий самоконтроль—высокий само­контроль».

Фактор Q4 — «расслабленность—напряженность».

Фактор МD — «адекватность самооценки».

Чем выше оценка по второму фактору, тем в большей степени испытуемый завышает свои возможности и себя переоценивает.

Количественный и качественный анализ приведенных выше базисных факторов1 методики позволяет объединить их в три блока, первый из которых характеризует интеллек­туальные особенности личности. Это факторы: В, М, Q1. Второй блок характеризует эмоционально-волевые особен­ности личности. К нему относятся факторы: С, G, I, О, Q3, Q4. Третий блок раскрывает коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Это направ­ление оценивается факторами: А, Н, F, Е, Q2, N. L.

1 Содержание базисных факторов и их подробная интерпре­тация см. «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации», 1992; «Альманах психологических тестов».

 

Тест М. Люшера

Цветовой тест М. Люшера (см. Лучшие психологические тесты, 1992; Собчик, 1990, 2001) предназначен для изуче­ния эмоциональных особенностей отношения человека к Значимым для него людям. Он определяет как сознатель­ный, так и частично неосознаваемый уровень этих отно­шений. Тест М. Люшера базируется на положении о том, «сто существенные характеристики невербальных компо­нентов отношения человека к значимым другим и к само­му себе отражаются на цветовых ассоциациях. В связи с этим цветовой выбор испытуемого позволяет выявить до­статочно глубокие и частично неосознаваемые характери­стики этих отношений, минуя при этом искажающие, за­щитные механизмы вербальной системы сознания.

В полном тесте Люшера имеется 7 наборов различных цветов, что в общей сложности составляет 73 цветных полоски 25-ти различных цветов. Для достижения быст­рых результатов может быть использован так называемый «Краткий» или «Быстрый» тест, состоящий из 4-х основных цветов (красного, синего, зеленого и желтого) и 4-х дополнительных (фиолетового, коричневого, серо­го и черного).

«Краткий тест» М. Люшера является вспомогательным орудием диагностики стресса и тревожности. Его приме­нение ограничивается в основном взрослыми. Для прове­дения исследования испытуемого знакомят с инструкци­ей. В начале перед ним на белом листе раскладывают в любом порядке восемь цветных карточек. Испытуемого просят выбрать из восьми карточек ту, цвет, которой больше все­го ему нравится. Карточка с выбранным цветом отклады­вается в сторону цветной стороной вниз. Затем процедура повторяется, а каждая следующая карточка кладется пра­вее предыдущей. Таким образом, испытуемый расклады­вает цветные карточки от наиболее приятной к наиболее неприятной. Предварительно все карточки нумеруются: синяя — 1, зеленая — 2, красная — 3, желтая — 4, фиоле­товая — 5, коричневая — 6, черная — 7, серая — 0. Цвето­вой выбор фиксируется в протоколе.

При оценке результатов тестирования большое значе­ние приобретают следующие параметры выбора. Если ос­новные цвета находятся в первой — пятой позициях, счи­тается, что основные потребности лиц, сделавших конк­ретный цветовой выбор, удовлетворяются. Если основные цвета оказываются на шестой, седьмой или восьмой пози­циях, то имеет место конфликт, провоцирующий тревож­ность или депрессию. Основные цвета в шестой — восьмой позициях рассматривают как отвергаемые, их подчеркива­ют и помечают буквой А.

Дополнительные цвета, занимающие первую, вторую или третью позиции, рассматриваются как компенсирую­щие. Их также помечают знаком «плюс» (+) и буквой С.

Интенсивность стресса определяется количеством вос­клицательных значков (!). Крайние позиции — первая и восьмая — рассматриваются как самые неблагоприятные. Они обозначаются тремя восклицательными знаками (!!!). Вторая и седьмая позиции характеризуют среднюю сте­пень интенсивности стресса. Они обозначаются двумя вос­клицательными знаками (!!). Третья и шестая позиции счи­таются наиболее слабыми, поэтому они обозначаются лишь одним значком (!). Восклицательные знаки ставятся над цветовым выбором.

!!! !! ! ! !! !!!

С С С А А А

+ + + _ _ _

6 0 7 5 2 1 4 3

Чем больше сумма значков, тем сильнее, интенсивнее стресс. Возможное максимальное количество восклицатель­ных знаков равно 12! Процедуру цветового выбора жела­тельно проводить дважды — в начале и в конце психодиаг­ностики. Второй выбор, как правило, характеризует ре­альный уровень тревожности. Он может оказаться ниже, чем первый. Таким образом, с помощью теста М. Люшера тревожность и стресс могут быть определены на самых ранних стадиях развития.

Методика РАRI (Е.С. Шефер и Р. К. Белл)

 

Методика РАR.1, в буквальном смысле означает «Исследовательский ин­струмент родительских позиций и отношений») предназ­начена для изучения наиболее общих принципов и моде­лей воспитания, используемых родителями, а также внут­рисемейных отношений (см.: Лучшие психологические тесты, 1992). Авторы методики американские психологи ЕС. Шефер и Р.К. Белл. За рубежом методика РАR1 широ­коиспользовалась в Польше, Словакии и Чехии. На на­шей популяции данная методика была адаптирована кан­дидатом психологических наук Т.В. Нещерет, а также кан­дидатом психологических наук Т.В. Архиреевой. Последняя датаметодике новое название, более соответствующее ее английскому варианту, а именно: «Измерение родительс­ких установок и реакций».

Методика включает 115 утверждений, касающихся вос­питания детей и семейной жизни. Все утверждения соот­ветствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Сужде­ния расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Общая сумма баллов определяет выраженность признака. Максимальная выраженность признака — 20, минималь­ная — 5. К высоким оценкам относятся 17, 18, 19, 20; к низким — 5, 6, 7, 8. Методика позволяет оценить: 1) спе­цифику внутрисемейных отношений и особенности орга­низации семейной жизни и 2) специфику родительско-детских отношений. В связи с вышеизложенным в методи­ке выделяются следующие аспекты родительских позиций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.