Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Послойный подход. Связывание частей



Послойный подход включает совпадение использования телесных подходов, скажем, технику Фельденкрайза или рольфинг и психотерапевтический метод. Этот подход не так четко обрисован в литературе, но он ясно виден в реальной работе психотерапевтов, послойный подход занимает промежуточное положение между работой с "личностью, как с частями" и работой с "личностью как целым",

Послойность сначала кажется объединением. Терапевт может инициировать диалог с клиентом и развивать его В соответствии с работой гештальттерапии с полярностями, например, диалог между частями "Я". Одновременно терапевт работает над присвоением тела клиента и помогает уменьшить мускульное напряжение, работа представляет собой изящный дует, два параллельных, но разных голоса образуют общую мелодическую линию, физический и психологический методы остаются отдельными голосами, хотя работают вместе. Для неопытного глаза работа кажется объединенной, и временами она действительно может таковой быть, но для изощренного глаза ясна граница между соматическими и психологическими процессами.

Несмотря на изящный дуэт послойная работа продолжает рассматривать личность, как состоящую из отдельных элементов. Как и в чередующем подходе, виден некоторый разрыв между методами, нарушающий единство физических и психологических процессов. Можно осуществлять одновременно физическую и психологическую работы, которые не имеют обшей темы и не переплетаются с опытом клиента точно так же, как когда вы сидите в парикмахерской и ведете разговор о погоде, в то время, как вам подстригают волосы Совпадение методов не гарантирует совпадения опыта. Может быть, именно едва неуловимое несовпадение ощущения клиентом телесного "Я" и его "думающего Я" и разрушает интеграцию "Я" как целого.

Как было упомянуто выше, способность к обновлению работы с телом и психологической работы также содействует разделению «Я». Мы часто чувствуем свое тело объектом, а не своим «Я». И что бы то ни происходило с телом, когда оно осознанно ощущается и переживается, это легко отделяет его от «Я» (self). Послойная работа не обращается к процессам расхода и к рассмотрению тела как объекта, и тем самым не обладает методом восполнения между слоями работы.

Другая потенциальная проблема послойного подхода состоит в том, чтофизический и психологический методы могут происходить из разныхтеоретических и философских источников. Например, клиент-центрированная терапия (Роджерс, 1951) и транзактный анализ (Берн, 1964) невключают ясного понимания телесных феноменов в свою теорию и метод.Использование этих подходов вместе с телесными методами привело бы ксохранению слоев физической и психологической работы параллельными иразъединенными. Нет ясного понимания важности или связи телесныхфеноменов и эмоциональных процессов, и это означает, что нетметодологически ясного пути всех слоев работы.

Хуже того, последний подход не исключает использования двух методов, противоречащих друг другу философски и теоретически. Например, гештальт-терапия и рольфинг по-разному смотрят на природу напряжения как сопротивления. Это справедливо и по отношению к райхианской и гештальттерапии, которые часто используются вместе (обычно, Райхианская техника используется как телесный компонент, а гештальт-терапия как вербальный), но их взгляды на личность резко расходятся.

Эти два несовместимых подхода означают, что: либо а) терапевт должен игнорировать разницу между ними и тем самым поставить клиента в затруднительное положение, например, разница между райхианским взглядом и взглядом гештальт-терапии состоит в том, что первый стремится снять сопротивление, а второй, напротив, считает его необходимым; либо б) терапевт должен основательно изменить один из подходов, чтобы тот ничем не походил на исходный. Таким образом, можно законным путем чередовать рольфинг и гештальт-терапию, но только если кто-то решается использовать их вместе, то он либо не должен будет строго придерживаться теории и духа рольфинга, либо теории и духа гештальттерапии, или обоих. По настоящему объединенный подход стремится к целостности и в методологии и во взгляде на личность.

 

 

Личность как целое.

Целостный взгляд основан на том принципе, что целое - это нечто большее, чем сумма его слагаемых., или отличается от нее. Целое - это не просто результат срастания частей, но, скорее, ему присуща особая целостность, структура и интеграция частей. Например, слово состоит из частей,называемых буквами, которые могут состоять отдельно, но слово, сформированное из букв, это целое само по себе, и существенно отличается от простого набора букв. Оно имеет особый порядок и форму. Также и большее по размеру целое - предложение, состоящее из слов, - не просто эффект сложения набора слов, но оно имеет свое собственное значение благодаря своей структуре. Те же слова могут составить другое предложение с совершенно другим значением, совершенно новое целое, и каждое целое - это нечто большее, чем сумма его частей.

В человеческой сфере принцип целостности призывает нас взглянуть на личность в ином свете, отличном от того, который превалирует в культуре и науке. С точки зрения традиционной дуалистической перспективы, мы определяем «личность» как набор частей, собранных вместе: тело, которое само - собрание частей, в нем находится психика, так же состоящая из частей (например, эго, ид, супер-эго, или Я-концепция, персона и т.д.) Как китайский ящик, тело содержит психику, которая содержит «Я» и т.д.

Рассматривать личность как целое, большее, чем сумма его частей, - значит рассматривать личность во всех ее частях: тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д., но это не то же самое, что рассматривать каждую часть отдельно. Это интегрированное функционирование различных аспектов целого, во времени и пространстве, что и есть личность. С этой точки зрения считать один аспект личности исключительной причиной возникновения проблемы - значит искусственно разделять то, что на самом деле - функционирующее единство.

 

 

Целостный подход

Целостный (integrated) подход к личности старается взглянуть на любой процесс (такие как конфликт, жизненная тема, физический симптом) как на часть большого целого, которое включает соматические и физиологические аспекты. Любое психологическое явление {например, конфликт между частями «Я», эмоциональная травма, незаконченное взаимодействие) есть часть большого гештальта, которое включает физическое выражение этой дилеммы (например, паттерн, напряжение, манера поддерживания тела, задержка дыхания). Любой соматический симптом, такой как хроническое напряжение или искажение позы, - есть выражение большого целого, включающее психологическую дилемму и являющееся частью его выражения. Обратите внимание на употребление слов «включает» (includes) и «часть» вместо «порождается» («caused by») и «причина» Классический психосоматический взгляд, существующий в психиатрии, заключается в убеждении, что психиатрический конфликт является причиной физических симптомов. Целостный подход рассматривает и то и другое как единое выражение «Я» или, в терминах гештальттерапии - организма.

В отношении метода целостный подход нацелен на совмещение всех аспектов личности так, чтобы личность могла почувствовать себя единым организмом, а не смешением частей. С этой точки зрения терапевтическаятехника не должна разрывать личность, рассматривая какой-либо один аспект личности как непременно отличающийся от других Более определенно, в целостной терапии:

- Психологические процессы, будучи вербализованы - например, конфликты или убеждения - явно связаны со своими телесными выражениями.

- Физические процессы, такие как позы, мышечный панцирь и соматические нарушения, рассматриваются как значимые, выражения личности,

- И физические, и психологические процессы рассматриваются как аспекты одного целого - личность/организм - деление на части внутри каждого владения - предмет терапевтического рассмотрения. Терапевтическая техника стремится вернуть ощущение себя как целого и восстановить единство частей

Давайте рассмотрим несколько примеров. Возьмем случай, когда у клиента возник дискомфорт в сексуальной сфере. Терапевт, приверженец исключающего подхода, может рассматривать негибкость контроля супер-эго клиента или его иррациональные убеждения, касающиеся секса. Соматический терапевт может сосредоточить внимание на снятии напряжения в области таза клиента. В целостной терапии, однако, напряжения в области таза и сдерживание противоположных движений и дыхания, и убеждения и конфликты внутри личности видятся идентичными. Сексуальные конфликты включают обе сферы: и физическое напряжение и психические конфликты. В целостной' терапевтической работе эти две вещи объединены вместе и излечиваются как функциональное целое, причем внимание уделяется тому пути, по которому этот конфликт становится чем-то между «Я» и телом, т.е. определяется отражение телесных аспектов «Я».

Также, физические симптомы, такие как напряжения в области плеч, являются частью целого, включающего и психологический контекст. Например, такое напряжение может сдерживать за спиной руки, чтобы клиент не поддавался импульсу оттолкнуть кого-либо и установить границы. Терапевтическая работа помочь не только преодолеть это напряжение в плечах, но и соединить это напряжение с убеждением «Я не должен настаивать на моем желании оттолкнуть» и осуществлять работу с незавершенной ситуацией, которая вызывает в клиенте страх и напряжение, освобождая его руки для агрессивного движения. Под связью я подразумеваю не только интеллектуальное понимание или интерпретацию, но переживания в настоящий момент обоюдного единства, целостности, напряжения в плечах и страха утверждения своих прав, Пренебречь напряжением и работать только с убеждениями - значит пренебречь целым и оставить опыт клиента разделенным и не связанным.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.