Основные направления получения открыто доступа к конфиденциальной информации являются:
· сбор информации, содержащийся в СМИ, книгах, технических и научных изданиях, рекламных материалах, включая официальные документы, например, судебные отчеты;
· использование сведений, распространяемых служащими конкурирующей фирмы;
· биржевые отчеты и отчеты консультантов, финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проекты, брошюры конкурирующей фирмы; отчеты своей фирмы;
· изучение продукции конкурирующих фирм, выставочных и промышленных образцов;
· использование данных, получаемых во время бесед со служащими конкурирующей фирмы (без нарушения законов);
· замаскированные опросы и «выуживание» информации у служащих конкурирующей фирмы на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);
· беседы о найме на работу со служащими конкурирующей фирмы – заполнение ими анкет и вопросников;
· так называемые «ложные» переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии или продукции;
· наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации, обычно с резким увеличением оклада (законный подкуп);
· использование информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;
· подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах (без нарушения законов);
· мусор обыкновенный, подлежащий утилизации.
Люди–один из наиболее опасных источников конфиденциальной информации фирмы. К данной категории относятся сотрудники, обслуживающий персонал, клиенты, партнеры, лицензиаты, поставщики, продавцы, покупатели и т.д. Главной особенностью данной категории является способность действовать активно, думать, анализировать, обобщать, делать выводы, скрывать, хитрить и предпринимать другие действия вплоть до вступления в сговор и сотрудничества с конкурирующей стороной. Снизить опасность данного источника может лишь постоянная работа с ним со стороны руководства фирмы: знание настроений, желаний, условий труда, моральное и материальное поощрение, стимулирование труда и другие формы и методы работы с людьми.
По мнению зарубежных специалистов, вероятность утечки информации, составляющей коммерческую тайну, при проведении таких действий, как подкуп, шантаж, переманивание сотрудников фирмы, внедрение своих агентов, составляет 43%; получение сведений путем их выведывания у сотрудников – 24%. Таким образом, персонал фирмы является, с одной стороны, важнейшим ресурсом предпринимательской деятельности, а с другой стороны – отдельные сотрудники в силу различных обязательств могут стать источником крупных потерь и даже банкротства фирмы. Именно поэтому организационные и административные меры защиты информации необходимо сочетать с социально-психологическими мерами.
Итак, какие же качества личности сотрудника не способствуют сохранности доверенных ему секретов, кто из сотрудников в силу этого требует особого внимания и поддержки со стороны руководства.
Специальные исследования и практический опыт показывает, что к таким качествам относятся следующие:
· завышенная самооценка своего «Я», своих возможностей контролировать людей и ситуации;
· склонность к поиску радости или забвения в алкоголе, наркотиках, острых ощущениях;
· хвастовство, стремление казаться значительнее, чем есть, пускать пыль в глаза;
· острое недовольство служебным или материальным положением;
· разочарование в своих способностях и возможностях;
· неумение предвидеть последствия своих поступков;
· эмоциональная неустойчивость;
· недисциплинированность;
· низкая самооценка;
· безответственность неаккуратность;
· крайний эгоизм;
· завистливость;
· лживость;
· трусость.
Документы.Также как и люди, данная категория относится к наиболее опасному источнику шпионажа. Документы представляют собой одну из наиболее распространенных форм обмена информацией, ее накопления и хранения. Любой документ несет в себе информацию, цена которой определяется статусом этого документа:
Официальные документы: личные дела и мед. Карты, докладные, объяснительные записки и письма в разные инстанции, всевозможные задокументированные данные, собранные официальными (отдел кадров, жил. контора, милиция и т.д.) службами о конкретном лице или организации. Официальные документы – указы, законы, постановления, приказы, руководства. Информация получаемая с таких источников считается достаточно надежной, хотя не исключена и намеренная фальсификация.
По своему предназначению и направленности документы охватывают и отражают практически все стороны жизни и коммерческой деятельности фирмы. Хищение, снятие копий, подделка, фальсификация и уничтожение являются наиболее распространенными способами воздействия злоумышленника на данный носитель коммерческой информации. Поэтому установление в фирме определенных правил ведения делопроизводства носителей коммерческой тайны, обращение с документами, а также поведение сотрудников будет способствовать снижению опасности данного источника.
Технические средства условно подразделяются на технические средства обеспечения предпринимательской деятельности (ОПД) и технические средства автоматизированных систем обработки данных (АСОД).
В группу средств ОПД входят самые различные средства, такие как: телефоны и телефонные связи, телевизоры и промышленные телевизионные установки, радиоприемники и радиотрансляционные системы, системы ГГС, усилительные системы, охранные и пожарные системы и т.п. в основе данных средств находится их способность преобразовывать акустические колебания в электрические и электромагнитные поля, способные образовывать электромагнитные каналы утечки конфиденциальной информации.
Технические средства АСОД – это группа средств. Их особенность заключатся в том, что они обладают большой информационной емкостью. В их памяти содержатся миллионными миллиарды бит конфиденциальной информации, доступ к которой может принести непоправимый ущерб. Технические средства как источники коммерческого шпионажа являются достаточно широкой и емкой в информационном плане группой источников. Защита данной группы средств от коммерческого шпионажа требует больших материальных затрат.
Продукция – один из важных источников коммерческой информации, за характеристиками которой активно охотятся конкуренты. Особого внимания заслуживает новая и находящаяся в подготовке к производству продукция. Известно, что для продукции существуют определенные этапы ее «жизненного цикла», включающие: замысел, изготовление макета, разработка и создание опытного образца, проведение испытаний, принятие в серийное производство, эксплуатация, модернизация и снятие с производства. Каждый из этапов жизненного цикла» сопровождается определенной присущей ему специфической информацией, в получении которой заинтересована конкурирующая сторона.
Публикации – это книги. Статьи, монографии, обзоры. Сообщения, рекламные проспекты, доклады, тезисы и тому подобные издания.
Французский исследователь методов промышленного шпионажа Морис Дениззер по этому вопросу отмечает: «современная научная, промышленная и экономическая информация большей частью легко доступна. 95% интересующих злоумышленника сведений можно получить из специализированных журналов, научных трудов, отчетов компаний, внутренних изданий предприятий, брошюр и проспектов, раздаваемых на ярмарках и выставках. Цель шпионажа – раздобыть остальные 5% необходимой ему информации, в которой кроется фирменный секрет, «тайна мастерства».
Все, занимающиеся коммерческим шпионажем, хорошо знают, что самые лучшие источники информации не «жертвы», а болтуны. Говоря обо всем, что знают, о чем думают, считая при этом: чем больше расскажешь, тем больше пользы. И неслучайно злоумышленники стремятся посетить различные съезды специалистов, конгрессы, конференции, симпозиумы, научные семинары, семинары по обмену опытом и тому подобные публичные выступления. Для заимствования опыта конкуренты поступают на учебу на платные курсы по подготовке специалистов коммерческих структур, а затем по полученным знаниям, методикам, программам открывают свои фирмы.
Технические носители. К техническим носителям коммерческой информации относятся: кино-, фотоматериалы (микрофильмы, кинофильмы и т. д.), магнитные носители (ленты, диски(, видеодиски, видеофильмы, перфокарты, перфоленты, информация на экранах ЭВМ, промышленные и телевизионные установки, табло индивидуального и коллективного пользования и другие. Особенностями технических носителей являются высокие темпы роста парка технических средств и АЭВМ, их широкое применение в самых различных сферах человеческой деятельности, высокая степень концентрации информации на технических носителях, а также масштабность участия людей в использовании этих носителей в практической деятельности.
Отходы. К данной группе относятся промышленные и производственные отходы.
Отходы производства – это так называемый бросовый материал. Они могут давать информацию об используемых материалах, их составе, особенностях производства, технологии. Широкая доступность, а их можно получить на свалках, помойках, местах сбора металлолома, в корзинах кабинетов, - делает данную группу источников одной из опасных, Особая опасность возникает при отсутствии на предприятии определенных устанавливающих правил обращения, учета и уничтожения отходов.
Более серьезным источником являются промышленные отходы. Вскрытие состава продукции, проведение ее химического анализа может сказать о многом.
По своей совокупности источники конфиденциальной информации содержат полные сведения о составе, содержании и направлении деятельности коммерческой структуры. Естественно, что такая информация необходима конкурентам, и они приложат максимум усилий, чтобы ею завладеть.
Из всех источников коммерческого шпионажа особую опасность для фирмы представляют такие источники как: люди, документы, технические средства и продукция. Задача каждого предпринимателя – особое внимание в защите этих групп источников.
Под каналом утечки информации понимается путь следования информации от источника к злоумышленнику.
Рассматривают вещественный, акустический, визуальный и электромагнитный каналы утечки информации.