Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теории «ожидания - взаимодействия»



 

Дж.Хоманс, Дж.Хемфилл, Р.Стогдилл, С.Эванс и другие предприняли попытку создания операциональной модели лидерства.

Так, Дд. Хоманс развил теорию роли лидера, используя три основных переменных: действие, взаимодействие и чувства (настроение). Он пришел к выводу, что чем активнее роль индивида внутри группы, чем больше его действия приведены в соответствие с групповыми нормами, тем шире размах его взаимодействия с другими членами группы, что порождает чувство взаимного расположения, то есть лидерство определяется в терминах порождения взаимодействия149. Хемфилл также считал, что любые лидерские действия инициируют структурирование отношений взаимодействия; соответственно, лидерство определяется им как действие по созданию такой структуры. Стогдилл, подобно У.Джемсу, обосновал идею того, что в процессе взаимодействия членов группы при решении задачи каждый из них ожидает, что другие будут продолжать действовать и взаимодействовать, как и прежде. Роль лидера, который будет вовлечен в процесс взаимодействия, определяется ожиданиями со стороны последователей. Лидерский Потенциал любого конкретного члена группы обусловлен размером того, как он способствует структурированию взаимоотношений и ожиданий150.

К группе теорий «ожидания - взаимодействия» относится «теория случайностей» Ф.Фидлера. В начале 60-х годов Ф.Фидлер и его коллеги пришли к выводу, что в разных условиях эффективными являются разные типы лидерства151. Например, в большинстве случаев демократичный, заботящийся о человеке лидер способствовал повышению общей культуры группы, улучшению морального климата в ней, а также продуктивности поведения и деятельности членов группы. Однако в некоторых группах повышения продуктивности работы смог добиться только авторитарный, деятельный, ориентированный на выполнение задачи лидер.

В ходе дальнейших исследований выяснилось, что нельзя предсказать ход действий группы на основе лишь личных качеств лидера, но вполне возможно это сделать, если известна та особая ситуация, в которой лидер осуществляет свою функцию. Ф.Фидлер попытался измерить основные^по его мнению, слагаемые эффективности лидера: «возможное сходство между противоположностями» (ASo - assumed similarity between opposites) и «степень уважения к наименее предпочтительному из коллег» (LPC - Least Proffered Co-worker). Несмотря на некоторую специфичность этих критериев, они вместе с тем несут определенную смысловую нагрузку и связаны с такими понятиями, как «терпимость» и «ориентированность на выполнение задачи».

Модель Фидлера различает два стиля лидерства: ориентированный на задачу и ориентированный на общение. Эти два стиля выявляются в результате использования теста на определение ASo и LPC. Индивиды, которые резко разграничивают своих коллег на лучших и худших (высокий ASo), чаще бывают ориентированы на выполнение задачи и более требовательны к самим себе и к членам своей группы. Те же, кто терпимо относится к наименее способным из своих коллег (низкий ASo), как правило, уважают других и их желания, а также менее склонны отдавать приказания в категорической форме.

В своих ранних исследованиях Фидлер установил, что в подразделениях армии и ВВС США наблюдалась зависимость между эффективностью их деятельности и показателями ASo командиров: подразделения, которыми командовали люди с низким ASo, поддерживавшие своих подчиненных, отличались высокой эффективностью; менее эффективные подразделения, в свою очередь, имели командиров, не считавшихся с подчиненными, то есть с высоким показателем ASo152. Впоследствии Фидлер утверждал, что «характер связи, показатель ASo и эффективность работы подразделения соответствовали социометрической модели данной группы153. Во время проведения теста на установление LPC опрашиваемых просят определить человека, с которым им работать хуже или неприятнее всего. Высокие баллы LPC ассоциируются с благоприятной оценкой и ориентацией на отношения между людьми, низкие баллы LPC - с неблагоприятной оценкой и ориентацией на задачу.

Фидлер предложил оценивать каждую конкретную ситуацию по трем параметрам: 1) эмоциональность взаимоотношений «лидер - группа»; 2) структура и сущность поставленной задачи; 3) позиционная власть лидера. Под эмоциональностью отношений «лидер -группа» понимается то, насколько лояльно, тепло или доброжелательно группа принимает своего лидера, насколько он привлекателен для последователей. Сущность задачи, стоящей перед группой, определяется по четырем признакам:

- насколько в представлениях членов группы кажется правильным выбранное решение;

- насколько ясно группа понимает все требования, предъявляемые к данному решению (четкость формулирования задачи);

- какие существуют ограничения, касающиеся действий, связанных с выполнением задания;

- является ли данное решение единственным, или возможны альтернативные варианты154.

Под позиционной властью лидера понимается та степень, до которой он может поощрять и наказывать своих последователей, то есть использовать санкции в отношении них. Возможность и содержание санкций определяются объемом законной власти, связанной с должностью лидера, организацией, частью которой является данная группа, традицией или формально признаваемым институтом власти.

Выделив в каждом из трех параметров по два уровня - высокий и низкий, Фидлер получил восемь различных ситуаций, в которых возможно функционирование группы (см. схему 4 на стр. 76).

Исследования подтвердили зависимость между стилем лидерства и действиями группы в каждой из восьми ситуаций. В результате были сделаны следующие выводы: при благоприятных условиях, когда лидер имеет сильное влияние в группе, которая к тому же его поддерживает, а задача поставлена достаточно четко, группа готова к тому, чтобы ей дали распоряжение к выполнению задачи155. Другими словами, наибольшего эффекта в таких условиях может добиться властный, контролирующий тип лидера. Тот же тип оказывается наиболее эффективным и в наименее благоприятных условиях: при недостатке власти, отсутствии четко поставленной задачи и плохих отношениях «лидер - группа». При средних условиях, где группа недостаточно структурирована, задача поставлена нечетко или ненадежны отношения «лидер - группа», лучше всего работает снисходительный, корректный тип. То же относится и к ситуации, когда цель не ясна, позиция лидера слаба, но он любим группой. Напротив, если лидеру недостает поддержки, но власть его крепка, а цель поставлена четко, то наиболее подходящим здесь окажется сильный, авторитарный лидер, ориентированный на достижение цели. «Эффективность определенного типа лидера в какой-либо ситуации зависит и от того, устраивает ли его лично эта конкретная ситуация»156.

В результате совместного исследования Фидлер и Ме-уиз установили, что действия группы соответствуют показателям способностей лидера только в том случае, если группа социометрически поддерживает или одобряет его157. Это открытие, собственно, и составляет сущность «теории соответствия» Ф.Фидлера. Тот факт, что человек может считаться лидером в неорганизованной, спонтанно возникшей группе, а действия группы не всегда соответствут способностям и качествам лидера, наводят на интересную мысль: когда группа осознает необходимость самосохранения как наиглавнейшую свою задачу, то лидером, вероятнее всего, становится тот, кто прилагает максимальные усилия именно в этом, а не в каком-либо другом направлении.

Итак, «теория случайностей» требует в оценке эффективности лидера непременного учета качеств лидера, особенностей ситуации, которые взаимодействуют таким образом, чтобы сделать качества лидера применимыми к насущной задаче. Вокруг этой теории, до сих пор вызывающей к себе большой интерес, не угасает полемика188.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.