Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VI. 2. 2. Решения Соборов



На протяжении многих лет существовало твердое убеждение, что Дидим был осужден в 549 году на Латеранском соборе вместе с Оригеном и Евагрием. Сам оригенизм был осужден на Константинопольском Соборе 543 года, а Ориген и Дидим были преданы анафеме на втором константинопольском соборе 553 года: «Если кто говорит или думает, что мучение бесов и нечестивых людей не вечно и после некоторого времени будет иметь конец, а затем последует восстановление (апокатастасис) демонов и нечестивых людей в прежний чин: анафема!»[902]. Правда, этот анафематизм принадлежит не пятому Вселенскому собору (553)[903], как думало большинство ученых XVII-XIX вв., а поместному Константинопольскому собору 543 г., на котором V Вселенский собор готовился[904]. В новой редакции анафематизмов против Оригена и его последователей, принятой Вселенским собором осуждения такого мнения нет[905].

Несмотря на эти открытия, утверждение о том, что на Пятом Вселенском Константинопольском Соборе в 553 году вместе с Оригеном и его учением (включая предсуществование душ) были осужден и Дидим встречается у многих авторов как по окончании Собора, так и до нашего времени. Например, об осуждении Оригена, его учения и его последователей пишет Кирилл Скифопольский в житии Саввы Освященного вскоре после Пятого Собора, явно приписывая это осуждение Пятому Вселенскому Собору: «t|~ tojnun Ágja~ kaJ o>koumenik|~ p1mpth~ sun3dou 6n Kwnstantinoup3lei sunaqroisqejsh~ koinï kaqolikï kaqupebl/qhsan #naq1mati }Wrig1nh~ te kaJ qe3dwro~ ¦ Mofouestja~ kaJ t+ perJ pro¸p=pxew~ kaJ #pokatast=sew~ E8agrj0 kaJ Didvm0 e>rhm1na»[906]. На Шестом Вселенском соборе (Деяние одиннадцатое) Софроний, бывший архиепископ Иерусалимским, говорит: «<...> принимаю ещё и <...> Пятый Святой и Вселенский Собор, бывший также в этом царствующем городе во времена Юстинианова управления скипетром Римской империи, а также (принимаю) и все определения его. <...> Он уничтожает и исторгает в погибель прежде всего безумного Оригена и все его напыщенные бредни, а также и вымыслы, полные нечестием всякого рода; вместе с ним и учение Евагрия и Дидима и все языческие и чудовищные и совершенно баснословные пустословия. <...>..»[907]. Этого же мнения придерживался в наше время А.Ф.Лосев.

Но формально Ориген и его учение не были осуждены Пятым Вселенским Собором. Формально в 11-м анафематизме 8-го заседания Пятого Собора читаем: «Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена с их нечестивыми писаниями и всех других еретиков, осуждённых и анафематствованных св. кафолической и апостольской церковью и вышеуказанными четырьмя св. соборами, и всех мудрствовавших и мудрствующих подобно вышеупомянутым еретикам и до кончины пребывавших в нечестии, - таковым да будет анафема"[908].

Архиепископ Филарет (Гумилевский) уточняет, что мнение об осуждении Оригена на V вселенском Соборе является ошибкой или неточностью из-за того, «что документы императора Юстиниана со списком осуждений Оригена (и других), адресованные на самом деле поместному Константинопольскому Собору 543 года (за десять лет до Пятого Вселенского) при Константинопольском патриархе Мине, оказались приложенными к деяниям Пятого Вселенского Собора»[909]. Возвращаясь к Пятому Собору 553 года, нужно заметить, что на самом деле историческая наука точно не знает, как именно в 553 году происходило осуждение Оригена и оригенистов. Некоторые историки сходятся во мнении, что Ориген, его учение и последователи были осуждены накануне открытия Пятого Вселенского Собора и осуждены тем же самым составом лиц, которые потом стали участниками Пятого Собора. Например Флоровский пишет: «Перед Собором Юстиниан обратился к епископам с новым посланием об Оригене. По-видимому, осуждение Оригена было провозглашено собравшимися отцами раньше официального открытия Собора, поэтому о нём и не говорится в соборных “деяниях”. Однако, в анафематизмы собора оно включено <...> »[910]. Между тем, для признания формального осуждения Церковью Оригена, его учения и оригенистов, не имеет принципиального значения то, что Ориген был осуждён не на Пятом Вселенском Соборе, поскольку и Шестой, и Седьмой Вселенский Соборы повторили в своих определения анафематизмы и утвердили их. Так в 1-м правиле Шестого Собора написано: “<...> признаём и научаем преемников признавать как бы произнесёнными от имени Духа благочестивые изречения 160-ти богоносных отцов, собиравшихся в сем царствующем городе при благочестивой памяти Юстиниане, бывшем нашем императоре, которые соборно анафемствовали и отреклись от Феодора Мопсуетского, учителя Несториева, Оригена, Дидима и Евагрия, воспроизводивших языческие басни и снова повторявших нам в бреду ума и в сонных видениях переходы и превращения некоторых тел и душ и нечестиво восставших против воскресения мёртвых <...>»[911]. А в шестом деянии Седьмого Собора написано: «<...> За ним [за Четвёртым Вселенским Халкидонским Собором] следует собравшийся в Константинополе Собор ста шестидесяти пяти святых отцов при блаженной памяти Юстиниане. Они анафемствовали Оригена, который называется адамантовым, Евагрия, Дидима, вместе с их нечестивыми сочинениями <...>»[912].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.