Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изобразительно-графические способности



Для оценки изобразительных способностей и состоянаЛ графических навыков нами использовались следующие за.дания: 1. Тематический рисунок: а) дом, дерево, человек б) человек. 2. Срисовывание фигур (изображения круга, пря. моугольника, ромба и трапеции). Для всех рисунков давались листы бумаги одинакового формата 130 х 95 мм. Рисунка оценивались в баллах в зависимости от наличия существенных деталей. Оценочные «веса» каждого признака устанав­ливались в рисунке человека по критериям Б. Соойепо (1926), в рисунке дома и дерева — на основании литератур, ных данных о деталях, обычно имеющихся в рисунках здоровых детей 7-8 лет [Сакулина Н. П., 1965; Лабунская Г. В., 1965; Зуапсага ^., 1978]. Учитывались наличие композиции в рисунке и соблюдение пропорций (см. гла­ву 5). Срисованные геометрические фигуры оценивались по пятибалльной системе в штрафных баллах (т. е. чем хуже качество, тем выше оценка).

Рисунки «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) и «Человек» (Ч) детей с дислексией так же, как и у детей с ЗПР, в общих чертах похожи на рисунки здоровых детей 6-8 лет со всеми присущими этому возрасту особенностями [Игнатьев Е. И., 1961; Сакулина Н. П., 1965; Лабунская Г. В., 1965] (рис. 2). Имеются и существенные отличия: им более свойственны схематизм, бедность композиции, «фризовое» (в один ряд) расположение предметов и фигур, статичность и недоста­ток реализма. У фигуры человека обычно изображаются лишь наиболее крупные части тела (голова, туловище, ко­нечности), а более мелкие (глаза, нос, рот, пальцы, воло­сы) — отсутствуют. Интересно отметить, что фигура чело­века в рисунке ДДЧ часто оказывается беднее деталями по сравнению с его отдельным изображением в рисунке Ч (рис. 3, 4, а, б). У здоровых детей этого обычно не происхо­дит. Руки и ноги они нередко рисуют одной линией («па­лочковые»). Большинство здоровых детей в этом возрасте изображают их двумерными. Суммарные оценки за ДДЧ и срисовывание фигур при дислексии обычно хуже, чем у де­тей с ЗПР (табл. 13). Однако грубых дефектов изображе­ний, свойственных детям с низким интеллектом («голово­ноги», распад изображений и др.), у них не бывает.

Очень редко у детей с дислексией в рисунках встречает­ся композиционная организация (наличие нескольких планов, элементы сюжета). Одним из наиболее ярких патоло­гических признаков, который встречается у них и отсутст­вует у здоровых детей, является нарушение пропорций как между частями одного изображения, так и между отдель­ными изображениями. У детей с ЗПР это происходит досто­верно реже. Довольно часто рисунки непропорционально ма­лы по сравнению с пространством листа бумаги (табл. 14, рис- 4, а, б). При срисовывании наиболее распространены такие о ки, как грубое искажение размеров и пропорций фигур, кажение величины углов (рис. 5, а, б, в). Результат у обычно хуже, чем у детей с ЗПР. Указанные различия сравнении соответствующих клинических групп оказа, достоверными.

Таким образом, приведенные данные с очевидно доказывают, что незрелость изобразительно-графичес: способностей является патогномоничной для дислек Остается неясным, какое звено этого сложного нав: ответственно за выявленную недостаточность.

Согласно существующим представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный вык формируется в тесной зависимости от следующих факторов: а) зрительного восприятия; б) произвольной фической активности; в) зрительно-моторной координа (О. И. Галкина, Б. Ф. Ломов, Е. И. Игнатьев, Н. П. Саку лина). Как было показано в предыдущих разделах, зря тельно-пространственное восприятие у детей с дислексии существенно не страдает. Высокие результаты в субтесте Лабиринты» свидетельствуют о том, что произвольная пафическая деятельность и элементарные формы зритель­но-моторной координации у них не нарушены. Можно пред­положить, что причиной неполноценности изобразительно-графической продукции является несовершенство сложных форм зрительно-моторной координации.

Для проверки этой гипотезы нами была изучена техни­ка срисовывания фигур. В частности, был проанализиро­ван процесс срисовывания круга как наиболее привычной и часто изображаемой детьми фигуры. С точки зрения ведущей афферентации, можно представить два способа изображения круга (упрощая реальную картину): а) с опо­рой преимущественно на кинестетический контроль за вы­полнением движений, полагаясь на «память руки», как у (етей младшего дошкольного возраста, и б) на основе ие­рархически организованной зрительно-кинестетической аф­ферентации, т. е. с опорой на произвольные формы зрительно-моторной координации. В первом случае круг изображается одним движением руки и имеет лишь одно соединение, а во втором — в несколько приемов или путем нащупывающего движения руки. В нашем эксперименте здоровые дети 7-8 лет выполняли это действие вторым из вышеназванных способом. При этом в линии, образующей круг, можно найти два и больше соединений или вся она состоит из мелких отрезков линий, положенных один око­ло другого («нащупывающая линия», по Е. И. Игнатьеву). Как показал анализ, большинство детей с дислексией вы­полняют эту фигуру одним движением, т. е. опираются только на кинестетический контроль, полагаясь на «память руки» (табл. 15). Это подтверждает наше предположение о том, что основной причиной низкого уровня изобразитель, ной деятельности у этих детей является незрелость сло% ных, произвольных форм зрительно-моторной координации На физиологическом уровне это, по-видимому, обуслов.% но слабостью межанализаторной интеграции [ОасЫез ДУ. 1980]. Такое положение вещей приводит к ослабление связи акта рисования со зрительными и перцептивными образами, что, в свою очередь, обедняет рисунок деталям^ [Корнев А. Н., 1983]. По нашим наблюдениям, большин­ство детей, не усвоивших букв, имеют наиболее низки! уровень развития изобразительных навыков.

Дефицит изобразительно-графических способностей при­нимает непосредственное участие в патогенезе дислекси особенно на этапе усвоения звуко-буквенной символики.

Сукцессивные функции

Из всех предпосылок интеллекта нарушения сукцессивных функций, пожалуй, чаще других встречаются щ избирательных нарушениях школьных навыков [Мн; хин С. С., 1968; Демьянов Ю. Г., 1971]. Не составляе исключения и дислексия. Нарушения различения, заш минания и воспроизведения временных последовательне стей стимулов, действий или символов при специфич^ ских расстройствах чтения обнаруживали С. С. Мнухи! (1934), В. ВоеЬгшя (1968), 8. Сап^гег (1979) и друп исследователи. Дети на низком уровне выполняют таю задания, как воспроизведение последовательности д] жений, звуковых и графических ритмов, допускают мне ошибок при воспроизведении последовательности изобр; ний, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), способны к автоматизации речевых рядов (времена го; дни недели, месяцы) [Согст 8., 1974; ШсЫе В., А1;еп 1976]. Имеются разные точки зрения по вопросу о модальной специфичности указанных нарушений. В. ВаЫсег (1 считает, что при дислексии сукцессивные операции страда­ют только на вербальном материале. "№?". ОаоМез (1980) по­лагает, что недостаточность носит полимодальный характер. Исследуя данную группу функций, мы использовали сле­дующие задания: а) «рядоговорение» (времена года, дни не­дели по порядку); б) воспроизведение звуковых ритмов из 3-6 ударов с разными интервалами; в) тест «Кулак — ребро - ладонь» и аналогичный, но усложненный (добавлено движение ногами) тест.

 

 

Эксперименты показали, что дети с дислексией, так же <ак и дети с ЗПР, достоверно отстают от здоровых во всех 1вречисленных заданиях. Наиболее часто у них встречается слабость автоматизации речевых рядов (64% случаев), эезке страдает воспроизведение звуковых ритмов (46%), и зще реже встречаются затруднения при воспроизведении серии движений (33%).

Воспроизведение звуковых ритмов может быть неполноценным как из-за состояния слухового анализатора (на этапе анализа предъявленного образца), так и вследствие особенностей функционирования моторных систем (на эта­пе воспроизведения). Для уточнения причины выявлен­ных трудностей целесообразно сопоставить это задание с другими тестами, затрагивающими указанные функции. Частота сочетания низких результатов в воспроизведении ритмов с отставанием в тесте «Кулак — ребро — ладонь» служит косвенным показателем роли недостаточности мо­торики в анализируемом нарушении. С другой стороны, наличие низких результатов одновременно в «ритмах» и субтесте «Повторение цифр» из АВМ-\^18С дает анало­гичную информацию в отношении речеслухового анализа­тора. Первый тип сочетаний встречается среди наших ис­пытуемых в восьми случаях из двадцати двух (36%), второй — в восемнадцати случаях (82%). Различия досто­верны (р < 0,002). Тот факт, что большинство детей, не справившихся с воспроизведением ритмов, одновременно проявляют несостоятельность при воспроизведении циф­ровых рядов, указывает на заинтересованность высших отделов слухового анализатора. По-видимому, именно сла­бость церебральных систем, обеспечивающих удержание в кратковременной памяти ритмически организованных се­рий звуковых сигналов, приводит к низким результатам при воспроизведении ритмов.

Дефицит тех или иных сукцессивных функций, по на­шим наблюдениям, встречается у 88% детей с дислексией. В разной степени эти нарушения проявляются при «дис-Фазическом» и «дисгнозическом» вариантах расстройства, о «дисфазической» подгруппе больше страдает воспроизве­дение звуковых ритмов, а в «дисгнозической» — доминиру­ет слабость автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели) (табл. 16).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.