Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОНЦЕПЦИЯ «ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»



Клиническое содержание понятия «задержка психиче­ского развития» отчасти повторяет то, что англоязычные авторы относят к ММД. Подобные состояния более чем у половины неуспевающих учеников являются основной при­чиной трудностей в обучении [Лебединская К. С., 1982].

История изучения задержек психического развития на­чинается с работ Е. Lasegne(1864) и К. Larrain (1871) [цит. по Сухаревой Г. Е., 1965], которые первыми описали клини­ку инфантилизма у детей. Позднее Т. П. Симпсон (1933), сужая данную группу, описала клинику психического ин­фантилизма и отметила, что, кроме незрелости эмоциональ­но-волевой сферы, у таких детей обнаруживается и некото­рое отставание в развитии познавательных способностей (не достигающее степени олигофрении), внимания, памяти, что создает им определенные трудности при обучении в школе. Впоследствии клинические представления о данных состоя­ниях углублялись и уточнялись в работах А. Ф. Мельнико­вой (1936), Г. Е. Сухаревой (1959,1965), И. А. Юрковой (1959, 1971), М. С. Певзнер (1966) и др. Позднее это направление ис­следований плодотворно развивал ось в работах К. С. Лебедин­ской (1982), И. Ф. Марковской (1982) и др.

На протяжении нескольких десятилетий, прошедших по­сле первых описаний, клинические критерии задержек пси­хического развития были в определенной степени пересмот­рены. В 30-50-е годы задержками развития обозначали широкую клиническую группу нарушений психического раз­вития, включая олигофрению [Озерецкий Н. И., 1938], а I для обсуждаемой категории детей использовался термин «психический инфантилизм», служивший, по сути, нозоло­гической категорией [Озерецкий Н. И., 1938; Симпсон Т. П., Модель М. М., Гальперин Л. И., 1935; Юркова И. А., 1959]. С начала 60-х годов в клинический обиход вошел диагноз «задержка темпа психического развития» [Сухарева Г. Е., 1965; Певзнер М. С., 1966], а несколько позже — «времен­ные задержки психического развития» [Власова Т. А., Певз­нер М. С., 1971]. На этом этапе изучения проблемы задерж­ки психического развития расценивали как временное, обратимое состояние, имевшее во всех случаях благоприят­ный прогноз, и на этом основывали отграничение от олигофрении, являющейся стойким состоянием [Кудрявце­ва В. П., 1962; Певзнер М. С., 1966]. Однако уже тогда име­лись наблюдения, свидетельствовавшие о том, что не у всех подобных детей патологическая симптоматика полностью компенсируется [Сухарева Г. Е., 1965; Юркова И. А., 1971]. В связи с этим подобный диагноз ряд исследователей расце­нивают как недостаточно корректный и склонны эту доста­точно разнородную группу подразделять на несколько бо­лее однородных клинических категорий: психический инфантилизм (гармонический, дисгармонический, ослож­ненный и неосложненный), «интеллектуальные расстрой­ства (или пограничная интеллектуальная недостаточность) при длительных астенических состояниях», «интеллекту­альные нарушения при недоразвитии речи» [Сухарева Г. Е., 1965; Ковалев В. В., 1979], «резидуальная церебрастения с западением школьных навыков» [Мнухин С. С., 1968] и т. п. Тем не менее в практической медицине и дефектологии ди­агноз «задержка психического развития» в настоящее вре­мя является наиболее употребимым. В соответствии с со­временными представлениями, к задержкам психического развития относят как случаи замедленного психического раз­вития («задержки темпа психического развития»), так и от­носительно стойкие состояния эмоционально-волевой или интеллектуальной недостаточности, не достигающие степе­ни слабоумия. При подобной более широкой трактовке ди­агноза задержки психического развития имеют благопри­ятный прогноз не более чем в половине [Лебединская К. С., 1982] или даже в одной трети случаев [Лупандин В. М.,1978].

Наряду с наиболее типичными вариантами задержек пси­хического развития, представленными разными вариантами психического инфантилизма, существует клиническая груп­па, отличающаяся фрагментарностью, парциальностыо недо­развития. Подобные состояния были описаны достаточно дав­но [Мнухин С. С., 1934, 1968], но получили обобщенное диагностическое обозначение «специфические задержки пси­хического развития» лишь после введения Международной классификации болезней девятого пересмотра. В1СВ-10 эти рубрики именуются как «специфические нарушения психо­логического развития» и включают наряду с другими «специ­фическое расстройство чтения» и «специфическое расстрой­ство спеллинга» (западный аналог диагноза «дисграфия»).

К этой категории относят состояния, при которых на фоне со­хранных интеллектуальных способностей имеется незрелость или недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта. При этом дети испытывают значительные трудности в про­цессе усвоения чтения или письма.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.