Российское законодательство априори находится на стороне ребенка. Хотя права российских детей нарушаются сегодня как в семье, так и в государственных учреждениях, насилие в первую очередь, по данным статистики, происходит в семьях. В связи с этим актуальной задачей является совершенствование российского законодательства в области охраны прав детей и семейной политики. Целый ряд статей УК в настоящее время предусматривает ответственность за совершение насильственных действий в отношении детей. Статья 69 Семейного кодекса РФ свидетельствует, что родители могут быть лишены родительских прав, если они:
· уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе от уплаты алиментов;
· отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
· злоупотребляют своими родительскими правами;
· жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое и психологическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
· являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
· совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Уголовное законодательство защищает подростков-жертв насилия. Если вы приняли решение о возбуждении уголовного дела, то в первую очередь необходимо пройти медосмотр, чтобы не только получить медицинскую помощь, но и собрать документально подтвержденные доказательства. Для этого ребенку необходимо воздержаться от приема ванны или душа, а вам – сохранить одежду, в которой ребенок был в момент преступления.
Уголовное право разделяет потерпевших подростков на две возрастные категории: это малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние лица (от 14 до 18 лет). При оказании помощи малолетним имеются некоторые особенности: поскольку они не могут самостоятельно защищать свои права, в этом им помогают близкие родственники или законные представители.
Заявление о совершенном насилии подается либо в милицию, либо в прокуратуру. Заявления могут быть устные и письменные. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, следователем, прокурором или судьей, принявшим заявление. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя (ч. 1, 2 ст. 110 УПК РФ). За ложный донос предусмотрена ответственность по статье 180 УК РФ. Ложные заявления о насилии могут использоваться для сведения личных счетов, вымогательства денежных сумм и т. п. Следует знать, что если заявителю не исполнилось 16 лет, то предупреждение об ответственности за заведомо ложный донос не делается.
В соответствии со ст. 109 УПК РФ прокурор, следователь, орган дознания и судья обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях – в срок не более 10 суток. Взрослые, обратившиеся по поводу насилия над детьми, обязаны предоставить необходимые материалы и дать объяснения по поступившему заявлению или сообщению без производства следственных действий, предусмотренных УПК РФ.
По поступившему заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:
· о возбуждении уголовного дела,
· об отказе в возбуждении уголовного дела,
· о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.
О возбуждении уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания, судья выносят постановление. Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, равно закреплению следов преступления (ст. 112 УПК РФ).
На основании постановления проводится судебно-медицинская экспертиза. При этом важно иметь заключение предшествующего осмотра врача, который желательно произвести непосредственно после инцидента. Также играют роль сохранившиеся на теле следы насилия, являющиеся неопровержимыми свидетельствами.
В соответствии со статьей 53 УПК РФ, потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший и его представитель имеют право заявлять ходатайство, предоставлять доказательства, знакомиться со всеми материалами дела с момента окончания предварительного следствия, участвовать в судебном разбирательстве, заявлять отводы, приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор или определение суда и постановления народного судьи. Потерпевший имеет право подать иск в размере нанесенного материального и морального ущерба. Под моральным ущербом (ст. 151 ГК РФ) понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.) или нарушающими личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам нуждаются в призрении, помощи и защите. Государство и общество обязаны создавать систему защиты таких детей. Эффективность этой системы зависит, прежде всего, от того, каковы ее основные источники.
Можно выделить пять таких источников:
· общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом социальном заказе общества;
· достижения всего комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, медицины, социологии, философии;
· теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт;
· педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи, школы, учреждений культуры и др.);
· творческий потенциал работников социальной сферы (специалистов по социальной работе, социальных психологов, социальных педагогов и др.).
Используя накопленный в России положительный опыт призрения детей, подключая к его реализации общественные организации и частных лиц, государство должно достойно выполнять функции контроля за деятельностью этих учреждений. Это возможно благодаря, в первую очередь, постоянному совершенствованию нормативной базы, на основе которой осуществляется профилактика злоупотреблений и оказание помощи нуждающимся детям.
Сноски
1. Психологическое насилие в отношении детей в данной работе не рассматривается.
2. Исследование проведено в семи экономических регионах России. Всего опрошено 1076 женщин и 1056 мужчин в более чем 50 населенных пунктах. Выборная совокупность определялась согласно квотным параметрам, предоставленным Госкомстатом РФ отдельно по каждому региону о состоящих в браке (супруги из полных семьей): место проживания, пол, возраст, образование, количество детей, уровень доходов. Метод исследования: раздаточное групповое анкетирование.
3. Таблица приведена по книге: Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004. – С. 309.
4. Вот лишь некоторые заголовки подобных публикаций: «Основы дрессировки, или Как изменить мужчину без его ведома», «Искусство обольщения», «Поймайте на крючок мужчину», «Об обладании и управлении мужчиной».
Под редакцией С. Л. Акимовой, кандидата медицинских наук, доцента, директора Санкт-Петербургского общественного фонда «Поддержка медицины»
Издание подготовлено и выпущено в свет при финансовой поддержке программы МАТРА-КАР Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов
Жизнь без насилия. Материалы научно-практического семи нара «Домашнему насилию – НЕТ!» / И. С. Клецина, М. В. Оршанская, Н. В. Лохматкина, Т. В. Кольцова, Г. В. Вершинина; под ред. С. Л. Акимовой; сост. С. Л. Акимова. – СПб.: Островитянин, 2009. – 80 с.
ISBN 978-5-98921-019-0
В сборник вошли материалы научно-практического семинара «Домашнему насилию – НЕТ!», проведенного 15 марта 2009 года в Санкт-Петербурге. Научно-методические материалы предназначены для использования в практической работе социальными службами, органами местного самоуправления, женскими неправительственными организациями, медицинскими и социальными работниками, психологами, журналистами, педагогами, юристами.