Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Работа специалиста по социальной работе



В предупреждении насилия в семье важную роль играет специалист по социальной работе. В его непосредственные функции входит выявление неблагополучных семей, социальный контроль над членами неблагополучных семей, передача дела в случае необходимости в правоохранительные органы и в органы опеки.

Специалист по социальной работе является ключевой фигурой и связующим звеном между различными структурами в помощи жертвам домашнего насилия. Мировая практика свидетельствует о том, что, оказывая профессиональную помощь своему клиенту, он обязан владеть некоторым набором теоретических и практических знаний в области медицины и здравоохранения.
Деятельность специалиста по социальной работе характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходами к вмешательству в проблему.

Воспитательный подход позволяет специалисту по социальной работе выступать в роли учителя, консультанта, эксперта, давать советы, обучать.

Посреднический подход предусматривает роль помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемы. При этом специалист может разъяснять ситуацию, помогать мобилизации внутренних ресурсов.

Адвокатский подход применяется в тех случаях, когда специалист по социальной работе выполняет ролевую функцию защитника от имени конкретного клиента. Он оказывает помощь в объяснении ситуации, подборе аргументации, документально обоснованных обвинений.

Домашнее насилие часто может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагают все усилия, чтобы не «вынести сор из избы» – либо из-за чувства стыда, либо из страха, либо из-за ощущения беспомощности, невозможности что-то изменить к лучшему, а иногда просто по незнанию. Последнее особенно типично для ситуации домашнего насилия над детьми. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария – это сложная и важная профессиональная задача специалистов по социальной работе, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности.
В ситуации домашнего насилия этим специалистам приходится решать следующие задачи:

· просветительские,

· обучающие,

· диагностические,

· терапевтические,

· консультативные,

· организационные,

· административные.

Как дополнительную, но принципиально важную, можно выделить еще одну задачу – обеспечение психологической самозащиты, позволяющей специалисту не стать объектом манипуляций клиентов и избежать профессионального «выгорания». Специалисты по социальной работе находятся в группе риска еще и потому, что выбору этой профессии способствует ряд личностных свойств, которые создают благоприятные условия для возникновения разных психологических проблем (например, формирования созависимости).

Как показывает опыт, есть определенные стратегические задачи, которые необходимо решить вместе с клиентом. Это определение в той или иной форме ожиданий и ролей, которое может быть весьма различным у клиента и у специалиста по социальной работе. Если этого не сделать, то может возникнуть разочарование, взаимная неудовлетворенность, невозможность разрешения проблемы и т. д. В зависимости от роли клиента в ситуации насилия, его возраста, пола, индивидуальности это может выглядеть очень по-разному. Тем не менее, на каждой стадии процесса необходимо:

· совместно c ребенком определить, каковы ожидаемые результаты, так как их понимание может не совпадать;

· прояснить взаимные обязательства (клиент должен четко представлять, что он должен сделать сам, а что будет обязанностью социального работника);

· совместно определить проблему на каждом этапе. Поскольку ребенок находится внутри ситуации, ему очень трудно оценивать ее объективно, например, он может принимать симптомы за причины, не осознавать собственных интересов, смешивая их со своей позицией. Специалисту по социальной работе нужно сделать собственное заключение о существе проблемы и достичь согласия с ребенком в ее формулировке.

В зависимости от возраста, степени зрелости, эмоциональной готовности ребенка и многих других факторов специалисты по социальной работе могут осуществлять различные подходы к решению проблемы жертвы и играть разные роли:

· опекуна, задача которого – убедить ребенка довериться его действиям и советам;

· эксперта, гораздо более компетентного, чем жертва насилия, но допускающего его участие в решении проблемы;

· инструктора и преподавателя, обучающих ребенка, как и что делать, и позволяющих ему это делать самому под их контролем;

· помощника в решении проблемы, оказывающего разнообразные виды необходимой поддержки;

· сотрудника в нахождении и генерировании альтернативных решений на равных;

· помощника в обнаружении фактов, рекомендующего, где и как их можно раздобыть, и способствующего их нахождению;

· «зеркала», отражающего проблему пострадавшего и помогающего ему разглядеть ее более ясно.

Работая со взрослыми участниками ситуации домашнего насилия, специалисту по социальной работе необходимо учитывать особенности обучения взрослых по сравнению с детьми. Поскольку семья, пол, социально-экономический уровень, индивидуальные различия оказывают существенное влияние на результаты обучения, то особенно важно учесть, что многие особенности экстремальной ситуации домашнего насилия могут противодействовать эффективности образовательных усилий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.