Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Информация и информационные ресурсы



Развитие информации и появление информационных ресурсов прошли несколько стадий:

- изобретение письменности, что облегчило накопление и передачу знаний;

- изобретение книгопечатания резко увеличило производство, накопление и передачу информации;

- появление (конец XIX века) телефона, телеграфа, радио и т.д;

- появление микропроцессорной техники и персональных компьютеров (70 гг. XX в) привело к появлению информационного обьщества;

Появление персональных компьютеров превратило информацию из средства передачи знаний в ресурс производства т.е. товар.

Появился информационный бизнес.

Информационный бизнес связан с информацией не только как с товаром, но и, в первую очередь как с ресурсом производства или средством улучшения коммерческой деятельности.

 

Информационный ресурс – совокупность знаний, данных, технологий, систем искусственного интеллекта, систем анализа и обработки информации, служащих основой или способствующих созданию материальных благ или различных видов продукции.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированную производителем в вещественной или невещественной форме (технологии, программы, наборы данных, базы данных, экспертные системы и т.д.).

Информационная услуга– получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Переход от информации к информационным ресурсам означает переход от совокупности разрозненных данных к совокупности взаимосвязанных информационных моделей, обладающих свойством накопления и использования данных.

 

Информационные модели

Геоинформационные данные содержат четыре интегрированных компонента:

  1. Географическое положение (размещение) пространственных объектов представляется 2-х, 3-х или 4-хмерными координатами в географически соотнесенной системе координат (широта/долгота).
  2. Атрибуты - свойство, качественный или количественный признак, характеризующий пространственный объект (но не связанный с его местоуказанием).
  3. Пространственные отношения определяют внутренние взаимоотношения между пространственными объектами (например, направление объекта А в отношении объекта В, расстояние между объектами А и В, вложенность объекта А в объект В).
  4. Временные характеристики представляются в виде сроков получения данных, они определяют их жизненный цикл, изменение местоположения или свойств пространственных объектов во времени.

Информационная модель – формализованное отображение существующего объекта реальности сохраняющее основные свойства объекта и не содержащее второстепенные свойства т.к. в этом случае понадобилась бесконечная база данных. Модель обеспечивает формализованное представление исследуемых элементов системы и их взаимосвязи.

 

Рис.6.1.

 

Одним из назначений моделей является организация информационного обмена. Обмен может быть произведен на формализованном языке – на стандарте обмена информацией.

Семиотика – теория языковых знаков, связи их друг с другом, связи с человеком и с объективной реальностью, исследует процессы обмена информацией между информационными моделями. Семиотика охватывает не только языки (русский, английский и др.), но и математические символы, знаки на топографических картах, знаки дорожного движения и др.

Семиотика выделяет три основные характеристики модели как знаковой системы – синтаксис (правила построения и критерии принадлежности к виду), семантика (метода отображения информации объекта в информацию модели и саму эту информацию), прагматика (полезность, методы оценки полезности модели).

 

Виды и характеристики модели:

1. Слабо типизированные модели в которых данные разнородны по формату и структуре и сильно типизированные.

2. Динамические модели, которые допускают изменение параметров и структур модели во времени и служат для описания их во времени и статические модели. В квазистатических моделях временной интервал действия модели разбивается на участки в которых строится статическая модель. Абсолютно статических моделей нет. Электронный атлас – квазистатическая модель.

3. По способу отображения объекта модели могут быть аналоговые (фотоснимок) и дискретные (например, цифровая модель рельефа, построенная на основе аналитического описания поверхности).

4. Масштаб действия модели – определяется функциями и территориальными размерами объекта, а также числом характеристик модели, называемым пространством параметров.

5. Жизненный цикл модели который определяется сроком разработки и возможного эффективного применения модели. Можно выделить шесть фаз жизненного цикла информационной модели – фаза разработки концепции, проекта модели, фаза реализации модели, фаза эксплуатации и актуализации, фаза модернизации, фаза завершения эксплуатации модели.

6. Формы представления моделей данных: аналитическая - когда известны законы поведения, графическая и табличная - при наличии статистических данных, графовая – в сложных системах.

 

Сбор информации

Входной поток первичной информации, поступающий из внешней среды является обязательным компонентом любой геоинформационной системы.

Источниками информации могут служить любые объекты окружающего нас мира: предметы неживой природы, живые объекты, события, явления, процессы (социальные, экономические, природные и проч.), также сами информационные процессы и технологии, а также субъекты, владеющие сведениями.

Анализ внешней среды с целью выявления источников информации производится с учетом следующих критериев:

- надежность, доступность и достоверность источника информации;

- объем и форма предоставления информации источником;

- стоимость информационных услуг;

- совместимость формы предоставления источником информации с требованиями информационной системы потребителя.

При сборе информация регистрируется, кодируется, аннотируется, систематизируется и унифицируется.

Неунифицированная информация в ГИС, чаще всего поступает следующими путями:

- непрерывный мониторинг процессов и явлений;

- статистический анализ информации об объектах;

- электронный поиск в информационных системах;

- информационная разведка и др.

Прием и регистрация первичной информации в ГИС может производится вручную, автоматизированными способами или автоматически. При ручном способе данные фиксируются на специальных бланках или в журналах в установленной форме, а поступающие документы регистрируются и сохраняются в виде оригиналов или копий. При автоматизированном способе регистрация осуществляется на машинном носителе с помощью автоматизированных или полуавтоматизированных устройств путем диалога. Автоматическая регистрация выполняется без участия человека и предполагает прямое подключение ГИС к источнику информации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.