Развитие информации и появление информационных ресурсов прошли несколько стадий:
- изобретение письменности, что облегчило накопление и передачу знаний;
- изобретение книгопечатания резко увеличило производство, накопление и передачу информации;
- появление (конец XIX века) телефона, телеграфа, радио и т.д;
- появление микропроцессорной техники и персональных компьютеров (70 гг. XX в) привело к появлению информационного обьщества;
Появление персональных компьютеров превратило информацию из средства передачи знаний в ресурс производства т.е. товар.
Появился информационный бизнес.
Информационный бизнес связан с информацией не только как с товаром, но и, в первую очередь как с ресурсом производства или средством улучшения коммерческой деятельности.
Информационный ресурс – совокупность знаний, данных, технологий, систем искусственного интеллекта, систем анализа и обработки информации, служащих основой или способствующих созданию материальных благ или различных видов продукции.
Информационный продукт – совокупность данных, сформированную производителем в вещественной или невещественной форме (технологии, программы, наборы данных, базы данных, экспертные системы и т.д.).
Информационная услуга– получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Переход от информации к информационным ресурсам означает переход от совокупности разрозненных данных к совокупности взаимосвязанных информационных моделей, обладающих свойством накопления и использования данных.
Информационные модели
Геоинформационные данные содержат четыре интегрированных компонента:
Географическое положение (размещение) пространственных объектов представляется 2-х, 3-х или 4-хмерными координатами в географически соотнесенной системе координат (широта/долгота).
Атрибуты - свойство, качественный или количественный признак, характеризующий пространственный объект (но не связанный с его местоуказанием).
Пространственные отношения определяют внутренние взаимоотношения между пространственными объектами (например, направление объекта А в отношении объекта В, расстояние между объектами А и В, вложенность объекта А в объект В).
Временные характеристики представляются в виде сроков получения данных, они определяют их жизненный цикл, изменение местоположения или свойств пространственных объектов во времени.
Информационная модель – формализованное отображение существующего объекта реальности сохраняющее основные свойства объекта и не содержащее второстепенные свойства т.к. в этом случае понадобилась бесконечная база данных. Модель обеспечивает формализованное представление исследуемых элементов системы и их взаимосвязи.
Рис.6.1.
Одним из назначений моделей является организация информационного обмена. Обмен может быть произведен на формализованном языке – на стандарте обмена информацией.
Семиотика – теория языковых знаков, связи их друг с другом, связи с человеком и с объективной реальностью, исследует процессы обмена информацией между информационными моделями. Семиотика охватывает не только языки (русский, английский и др.), но и математические символы, знаки на топографических картах, знаки дорожного движения и др.
Семиотика выделяет три основные характеристики модели как знаковой системы – синтаксис (правила построения и критерии принадлежности к виду), семантика (метода отображения информации объекта в информацию модели и саму эту информацию), прагматика (полезность, методы оценки полезности модели).
Виды и характеристики модели:
1. Слабо типизированные модели в которых данные разнородны по формату и структуре и сильно типизированные.
2. Динамические модели, которые допускают изменение параметров и структур модели во времени и служат для описания их во времени и статические модели. В квазистатических моделях временной интервал действия модели разбивается на участки в которых строится статическая модель. Абсолютно статических моделей нет. Электронный атлас – квазистатическая модель.
3. По способу отображения объекта модели могут быть аналоговые (фотоснимок) и дискретные (например, цифровая модель рельефа, построенная на основе аналитического описания поверхности).
4. Масштаб действия модели – определяется функциями и территориальными размерами объекта, а также числом характеристик модели, называемым пространством параметров.
5. Жизненный цикл модели который определяется сроком разработки и возможного эффективного применения модели. Можно выделить шесть фаз жизненного цикла информационной модели – фаза разработки концепции, проекта модели, фаза реализации модели, фаза эксплуатации и актуализации, фаза модернизации, фаза завершения эксплуатации модели.
6. Формы представления моделей данных: аналитическая - когда известны законы поведения, графическая и табличная - при наличии статистических данных, графовая – в сложных системах.
Сбор информации
Входной поток первичной информации, поступающий из внешней среды является обязательным компонентом любой геоинформационной системы.
Источниками информации могут служить любые объекты окружающего нас мира: предметы неживой природы, живые объекты, события, явления, процессы (социальные, экономические, природные и проч.), также сами информационные процессы и технологии, а также субъекты, владеющие сведениями.
Анализ внешней среды с целью выявления источников информации производится с учетом следующих критериев:
- надежность, доступность и достоверность источника информации;
- объем и форма предоставления информации источником;
- стоимость информационных услуг;
- совместимость формы предоставления источником информации с требованиями информационной системы потребителя.
При сборе информация регистрируется, кодируется, аннотируется, систематизируется и унифицируется.
Неунифицированная информация в ГИС, чаще всего поступает следующими путями:
- непрерывный мониторинг процессов и явлений;
- статистический анализ информации об объектах;
- электронный поиск в информационных системах;
- информационная разведка и др.
Прием и регистрация первичной информации в ГИС может производится вручную, автоматизированными способами или автоматически. При ручном способе данные фиксируются на специальных бланках или в журналах в установленной форме, а поступающие документы регистрируются и сохраняются в виде оригиналов или копий. При автоматизированном способе регистрация осуществляется на машинном носителе с помощью автоматизированных или полуавтоматизированных устройств путем диалога. Автоматическая регистрация выполняется без участия человека и предполагает прямое подключение ГИС к источнику информации.