Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕЛИТЬСЯ МАСТЕРСТВОМ С ДРУГИМИ



 

Королевский сын был добр с теми, кто работал рядом с ним и был так же угнетаем, как и он. Раньше он просто благосклонно относился к слугам, благодаря, конечно же, настоянию Маленькой Няни.

Теперь, после стольких испытаний и перемен в его характере и сознании, наследник совершенно по-другому смотрел на обездоленных, лишённых всяких прав людей. Он уже любил их, простых и сердечных, по-своему умных и добрых, и они отвечали ему тем же. Королевский сын помогал им, и они помогали ему; тяготы были разделены и не казались уже такими невыносимыми и непреодолимыми.

В свободное от работы время, хотя его почти не было, наследник научил мальчика-слугу играть на свирельке, и тот выводил такие красивые мелодии, что можно было заслушаться. Девушкам-вышивальщицам принц рисовал красивейшие узоры на их полотнах, учил подбирать нити по оттенкам и цветам, от чего их работы стали красивее, чем прежде.

В благодарность за бескорыстную помощь девушки подарили ему пяльцы с натянутым на них полотном и нитки для вышивания, и лунными ночами королевский сын вышивал портрет своей любимой Маленькой Няни. Это скрасило его невыносимую жизнь и наполнило ещё большей любовью, которая учила терпению, но не покорности.

Женщин-песенниц он научил петь песни, неизвестные им ранее. Пение их нравилось не только хозяину, но и гостям, которые зачастили к вельможе.

Многое в жизни слуг поменялось с приходом нового работника. Они дивились его умениям в изысканных искусствах, с удовольствием перенимали у него секреты его мастерства и с огромным желанием учили его своему ремеслу. Они любили этого не похожего на них человека, утончённого, по-особому красивого, умного, справедливого и честного, и отмечали в нём бесконечное терпение и доброту. Никто не знает, от кого это пошло, но между собой вся прислуга и рабочий люд стали называть его королём.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Как и почему искусство помогает людям выжить?

2. Как вы понимаете мысль автора о том, что любовь учит терпению, но не покорности?

3. Искусство жить среди людей... В чём оно заключается?

4. Есть ли основания для того, чтобы квалифицировать дан­ный фрагмент как практически самостоятельную миниатюру?

5. Как бы вы сформулировали тему и идею отрывка?

 

Примерный план

I. Королевский сын и люди вокруг него.

II. Помощь принца — помощь принцу.

1. Принц и слуга.

2. Принц и вышивальщицы.

3. Принц и песенницы.

III. Отношение окружающих к принцу.

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Образ принца как композиционный центр фрагмента».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. В чём вы видите своеобразие синтаксиса текста? Оцени­те его строфику.

 

 

УРОК СУДЬБЫ

 

Наследника престола доставили в башню смерти, откуда, по словам судей, никому ещё не удавалось выбраться. Отсюда, как утверждали блюстители порядка, выносили только мертвецов после нескольких лет пребывания в одиночной камере.

Новое обиталище королевского сына, куда его бросили, было каменным, с кроватью у стены, деревянным столом и табуреткой. Когда принц осмотрел его, то понял, что жизнь его здесь и закончится, что он ничего уже не сможет сделать во спасение своего королевства от беззакония, невежества и варварства.

В маленьком окошке, которое было под самым потолком, виднелся кусочек синего неба. Оно было точно такого же цвета, как и глаза Маленькой Няни.

Лежа на кровати лицом к этой оконной щели, наследник думал о своей возлюбленной. Он вспомнил каждый год, проведённый с ней, каждый день, каждый час и даже каждое мгновение. Какими счастливыми были эти минуты! Сколько блаженства было в той жизни, которую он по достоинству не ценил! Недаром говорится: имея — не храним, потерявши — плачем.

В последние дни перед разлукой он даже забывал о Маленькой Няне. «Как же такое могло быть?! — удивлялся теперь принц. — Как можно было забыть о той, кто дороже всего сердцу?!» Но эта небрежность с его стороны была, и он считал, что именно за неё он так сурово наказан.

Наследник знал, что Маленькая Няня любила его так самоотверженно, что готова была на самопожертвование ради него, а он не только не оценил этого чувства, но и пренебрёг этой сильной любовью. Он не был высокомерен, а просто увлёкся более интересным занятием, которое отнимало у него практически всё время.

Занимаясь подготовкой к балу, он чувствовал себя почти королём, который всё может, которому всё доступно и подвластно. Ему казалось, что он сейчас перевернёт весь мир. Но этот мир перевернул его. Судьба жестоко наказала себялюбца за такую небрежность.

По законам Судьбы это не было мелочью, которая могла пройти бесследно. Если кому-то была причинена боль, если кто-то по чьему-то неразумению пострадал, то она возвращает эту боль, усиливая её многократно. Но если бы только люди знали об этом!

Теперь, лёжа на железной кровати, на травяном матраце, кишащем клопами, принц понимал, что закон Судьбы суров и неумолим. Он воздаст за всё и в полной мере. И это не только справедливо, но и правомерно.

Когда-то он незаслуженно обидел человека, который готов был отдать ради него свою жизнь. Он не только по достоинству не оценил это, но и попросту пренебрёг великим даром Судьбы. Теперь она отняла у него свой дар, лишила своего благодеяния, и Маленькая Няня не по своей воле покинула дворец.

Находясь в этом ужасном месте, принц научился молиться, чего раньше делать не умел и не любил. Но теперь он молился с пристрастием, прося у Бога одного: благополучия его любимой, его Маленькой Няне, с которой он испытал счастье жизни. Все его молитвы были посвящены только ей, и в каждой он просил, чтобы Судьба была милосердна к этому великодушному, бескорыстному и добронравному человеку. Чтобы она послала ей хороших и добрых людей, не оставила без крова и еды, наделила всем лучшим, что только можно дать человеку.

Он посылал благодарность Судьбе за то счастье, которое имел и не смог вовремя оценить. Королевский сын понял, каким счастьем обладал и не смог удержать в руках. Теперь ему казалось, что, будь его Маленькая Няня рядом, он бы был самым счастливым человеком на свете. Но этому, как он полагал, не суждено было сбыться. Не надеясь на спасение, наследник всё же не впадал в отчаяние, а жил тем, что давало ему возможность не терять человеческого достоинства.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Что же такое закон Судьбы?

2. Можно ли жить и оставаться человеком в нечеловеческих условиях?

3. Почему фрагмент носит название «Урок судьбы»?

4. Какое значение для героя фрагмента имеет пребывание в башне смерти?

5. Как бы вы сформулировали тему и идею фрагмента?

 

Примерный план

I. Принц в башне смерти.

II. Раздумья принца.

1. Мысли о возлюбленной.

2. Закон Судьбы.

3. Принц и его молитвы.

III. Остаться человеком в нечеловеческих условиях.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Напишите сочинение-рассуждение «Тема, проблематика и идея фрагмента».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Своеобразие син­таксиса текста».

 

 

СЧАСТЬЕ

 

С утра до вечера два любящих сердца были в разлуке, а к ночи они встречались, и их счастью не было конца. Принц и Маленькая Няня были похожи на двух голубков, которые не могут наворковаться, насмотреться друг на друга.

Наследник сбрил свою бороду и совершенно преобразился. Его мужественное лицо с тонкими чертами сочетало в себе силу духа и красоту тела. Принц был величественен и прост. Жизнь научила его многому, и теперь в нём прекрасно уживались строгость и доброта, холодный разум и горячее сердце, здравый рассудок и чувственная душа, взрослая серьезность и детская весёлость.

Маленькая Няня была очарована своим мужем. Такого человека она не знала, никогда не встречала и о таком, наверное, даже не мечтала.

Большинство людей, которые встречались на её пути, почему-то имели только одно хорошее качество, которое могло их украсить; дурного же в людях было больше, и это очень удручало её. Если человек был добр, то почему-то не очень красив; если главным в нём была простота, то почему-то она соседствовала с глупостью; если он имел власть и был богат, то почему-то обязательно был злым, корыстным, эгоистичным и жестоким.

Как заметила Маленькая Няня, хороших черт у людей было гораздо меньше, чем плохих. На удивление, плохие качества чаще уживались в одном человеке, чем хорошие, от этого он терял то человеческое обличье, которое приближало его к Богу. Нередко скопление дурного делало человека хуже зверя, что очень огорчало её, очень любившую людей и желавшую им только добра. Она хотела видеть людей если не богами, то существами, достойными человеческого имени.

В принце же было всё по-другому: дурные качества исчезли, и он стал похож на Бога, в котором главенствовали только праведность и справедливость.

С того дня, как наследник и Маленькая Няня поженились и поселились в городе, где правили науки и искусства, счастью молодой женщины не было конца. Ей верилось и не верилось, что её король рядом и не только любит её, но женат на ней.

Принц не просто любил свою жену, а благоговел перед ней и испытывал такое блаженство, что забывал обо всём на свете. Его бережность и забота, направленные на неё, были такими, каких не проявляют даже к самому нежнейшему цветку.

Маленькая Няня напоминала ему нежнейший цветок, который можно повредить неосторожным движением. Принц знал, что есть растения, соцветий которых нельзя касаться руками. Даже от прикосновения лепестки сворачиваются, и цветок увядает. Поэтому наследник боялся хоть чем-то причинить боль своей любимой. Страх потерять счастье, какого не бывает даже в сказках, делало его сверхчутким и особенно внимательным. Он знал, что только он сам может сберечь своё счастье и никто другой за него этого не сделает. Поэтому он лелеял цветок блаженства и берёг его пуще глаза.

Маленькая Няня видела это и высоко ценила такое отношение супруга к себе. Зная дерзкого мальчика и строптивого юношу, утонченная внешность которого совершенно не гармонировала с его грубостью и нетерпимостью, она познавала теперь человека мужественного и сильного, мягкость и ласка которого делали этого гиганта утончённым и изящным. Такие перемены в принце приятно удивляли её и, конечно же, радовали.

Будучи юным, королевский сын не проявлял к своей подруге столько внимания и нежности. Теперь же, закалённый жизненными бурями, он с особым трепетом относился к существу, которое так и осталось маленьким и хрупким и требовало к себе особого внимания.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Что значит любовь для принца и Маленькой Няни? Как это чувство преобразило их?

2. Согласны ли вы с названием фрагмента — «Счастье»?

3. А что вы вкладываете в понятие «счастье»?

4. Идеальный человек... Возможно ли такое?

5. Как бы вы сформулировали тему и идею фрагмента?

 

Примерный план

I. Счастье двух влюблённых.

II. Принц и Маленькая Няня.

1. Преображение принца.

2. Размышления Маленькой Няни о людях.

3. Благоговение принца перед возлюбленной.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Один из романов г. Уэллса называется «Люди как боги». Можно ли эту фразу отнести к принцу и Маленькой Ня­не? Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Своеобразие ле­ксического ряда и синтаксического строя фрагмента».

 

 

УРОК МУЗЫКИ

 

Отношения между учителем и учеником стали постепенно налаживаться. Мальчик становился более послушным и ответственным. Но не всегда им владело благоразумие, иногда своенравие одерживало верх, и с этим приходилось бороться.

Однажды перед уроком музыки слуга доложил, что не может найти лютню, которой не оказалось на обычном месте. Учитель вопросительно посмотрел на своего ученика. По виду ребёнка было понятно, что исчезновение инструмента — его рук дело, но обвинять сына вельможи в неблаговидном поступке было делом бессмысленным. Мальчик мог повести себя непредсказуемым образом, поэтому требовалась хитрость, чтобы выйти из этой ситуации победителем и не задеть самолюбия баловня.

Принц знал, что игра на инструменте давалась юному вельможе нелегко. Это занятие было для мальчика серьёзным испытанием, требовавшим усидчивости и прилежания, поэтому ученик нередко прибегал к уловкам, которые могли бы отменить урок музыки. И теперь он стоял с равнодушным выражением лица, которое должно было показывать, что он совершенно непричастен к исчезновению лютни.

Все попытки отыскать инструмент не увенчались успехом. Его нигде не было. Слуги только разводили руками.

— Хорошо, — спокойно сказал учитель, — мы сегодня не будем заниматься на лютне, мы будем осваивать другой инструмент.

— Но у нас нет другого инструмента, — заявил юный вельможа, надеясь на то, что урок музыки будет всё-таки отменён, а вместо него предложено что-то более интересное.

— Мы его сделаем, — решительно произнёс принц. — Следуй за мной. Сейчас у нас будет прогулка к реке.

Ученик, довольный своей победой, последовал за учителем к реке, что была недалеко от дома вельможи. Они прошли к месту, густо заросшему тростником.

— Сейчас мы сделаем инструмент и продолжим наши занятия, — сказал принц как о чём-то само собой разумеющемся.

Он достал из кармана небольшой нож, наклонил ствол тростника и отрезал от него часть. Потом недолго поколдовал над тростниковой палочкой и наконец приставил её к губам.

К великому удивлению ученика, из тонкой тростинки вдруг полилась удивительная мелодия. Зачарованный мальчик забылся. Прекраснейшие звуки унесли его в новый, необыкновенный, неведомый и чудесный мир, где обитает волшебство.

Когда учитель закончил играть, мальчик опустил глаза и тихо сказал:

— Прости меня. Это я спрятал лютню. Мне не даётся игра на ней, и я хотел, чтобы уроков музыки больше не было. Но теперь я понял, что музыка делает всё вокруг лучше и красивее, она рождает в душе, вот здесь, — и мальчик показал на грудь, — что-то особенное, от чего хочется смеяться или плакать.

— Музыка делает нас богаче, — сказал учитель, — она рождает в душе чувства, которые помогают нам воспринимать мир по-новому. Без музыки жизнь была бы пустой и мрачной. Музыка наполняет её звуками, словно красками, и делает её особенно прекрасной. Когда люди познали музыку, они стали более чуткими. Только музыка может научить остро чувствовать боль и радость, добро и зло. Музыка развивает слух, и человек, познавший это чудо, совершенно по-другому воспринимает и саму жизнь, которая звучит для него во всем её великолепии.

Принц замолчал. Он вспомнил маленькую девочку, которая научила его слушать и слышать музыку, понимать её язык и любить её. Маленькая Няня прекрасно играла. Слушая её игру, принц забывался и мыслями уходил в дали сказочных грёз, где путешествовал по новым странам и землям, о которых ничего не знал, но которые очень любил.

— Если бы ты слышал, как играет сама волшебница, то забыл бы обо всём на свете и захотел так же владеть инструментом, как владеет им эта удивительная фея, — сказал учитель. — Звуки её музыки трогают струны человеческого сердца, и оно начинает плакать и ликовать, любить и сострадать. Мне часто казалось, что Маленькая Няня играет не на арфе или лютне, а на самом сердце. Мне чудилось, что я улетаю в какой-то иной мир, в котором всё по-другому: там ярче цвета, сильнее чувства и прекраснее сама жизнь. Я любил и до сих пор люблю эту волшебную страну, поэтому я часто играю на разных инструментах. Это помогает мне чувствовать себя сильным и прибавляет сил в преодолении всех трудностей. Кто хочет познать и этот мир, тот учится искусству хорошей игры на инструменте. Я познал его, и этому научила меня моя волшебница! — восхищённо произнёс принц.

— Я хочу услышать, как играет волшебница, — требовательно произнёс ученик.

В своём желании мальчик был очень настойчив. Пришлось устроить выступление маленьких девочек, а заодно и их воспитательницы в доме соседа, который был несказанно рад каждому приезду сына вельможи.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. А каково ваше отношение к музыке?

2. Как бы вы прокомментировали сравнение «любовь — мело­дия»?

3. Можно ли утверждать, что в этом тексте переплетаются тема любви и тема музыки?

4. Перемены в личности ученика... Как они рисуются авто­ром?

5. А как бы вы сформулировали тему и идею фрагмента?

 

Примерный план

I. Пропажа лютни.

II. У реки.

1. Изготовление инструмента.

2. Удивительная мелодия.

3. Преображение ученика.

4. Монолог принца:

а) смысл и назначение музыки;

б) как играет волшебница.

III. Концерт в доме соседа.

 

Задания

I вариант

I. Перескажите текст подробно.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «“Урок музыки” как лирическая миниатюра».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Образ музыки в тексте: лек­сические и синтаксические средства создания».

 

 

ТАЙНА ЛЮБВИ

 

Однажды сын вельможи проснулся от плохого сна и, не отдавая отчёта своим действиям и мыслям, выбежал в сад. Он хотел спрятаться в розовой беседке, но увидел, что там кто-то есть.

Юный вельможа тихо подошёл к укрытию неизвестных. И каким же было его удивление, когда он обнаружил в этом чудесном уголке, за кустами цветущих роз, фею и своего учителя!

Он подошёл ближе и стал любоваться волшебниками. Они очаровали его. Так, случайно наткнувшись на тайну, он стал подсматривать за жизнью чародеев. А она была поистине удивительна и необыкновенна!

Волшебники могли долго сидеть молча и смотреть куда-то вдаль и от этого совершенно не уставали; могли бесконечно говорить о чём-то с таким увлечением, что хотелось непременно подслушать, о чём же говорят эти необыкновенные существа; а могли бесконечно касаться губами волос, лица, рук и застывать в долгом слиянии губ, что так восхищало мальчика.

Наблюдая из своего убежища за этими сказочными людьми, мальчик понимал, что на свете всё-таки есть любовь, что она очень красивая и от неё замирает сердце в сладкой истоме; что это чувство нельзя сравнить ни с чем, даже с тем, когда тебе достаётся то, чего очень желал. Даже самое желанное не вызывает такого особенного трепета в груди, как ощущение любви, не порождает такого блаженства и неги, как это непонятное состояние.

Маленький вельможа радовался, когда прекрасные волшебники оказывались в заветной беседке, и очень огорчался, когда, придя в сад, не обнаруживал там своих чародеев. Эти прекрасные видения, которые случались наяву, порождали в нём желание встретить когда-нибудь прекрасную фею и влюбиться в неё, и чтобы она обязательно тоже влюбилась в него, и тогда у него непременно будет такое же счастье, как у его учителя.

Но от глаз мальчика было скрыто гораздо больше, чем он видел. Вечера и ночи были полны такими удивительными тайнами, которые привели бы его в неописуемый восторг, но на его долю не выпало счастья погрузиться в таинства этих чудесных мгновений, которые принадлежали только двум волшебникам и дарили им особую благодать.

В зимние холодные ночи, когда на улице падал снег, принц и Маленькая Няня танцевали босиком на снегу. Этот чарующий танец был из их детской сказки: кружился огромными хлопьями снег и плыли в этой зимней мелодии два счастливых существа — прекрасный чародей и удивительной красоты фея. Они кружились и кружились в своём обворожительном волшебном хороводе, и вокруг становилось светло, как от тысячи горящих свеч. Танец был так прекрасен, что лучше его, казалось, ничего на свете не бывает!

Этого никогда не видел и об этом даже не подозревал юный ученик. Ему также не приходилось видеть, как его учитель искусно укладывает волосы на голове своей любимой волшебницы и она становится такой удивительно красивой, какими не бывают даже самые прекрасные принцессы из сказок. А потом кудесник разбирает всю эту красоту, созданную им на голове любимой, и утопает руками и лицом в золотых волосах.

Многое, что происходило с волшебниками, было скрыто от взора мальчика, но то, что ему удавалось видеть тайком, благотворно влияло на него и учило красивым и добрым чувствам.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Почему фрагмент носит название «тайна любви»?

2. Любовь — главное в жизни человека... Согласны ли вы с этим?

3. «Воспитание чувств» — так называется один из романов Г. Флобера. Можно ли то, что переживает сын вельможи, назвать «воспитанием чувств»?

4. Представьте, что сын вельможи записывает свои впечатле­ния от увиденного... Что бы вышло у него из-под пе­ра?

5. Как бы вы сформулировали тему и идею произведения?

 

Примерный план

I. Сын вельможи любуется волшебниками.

II. «На свете всё-таки есть любовь».

III. Желание любви.

IV. То, что скрыто от глаз.

1. Тайны двух волшебников.

2. Танцы на снегу.

3. Золотые волосы любимой.

V. Воспитание чувств.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «“Тайна любви” как стихотворение в прозе».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Лексический ряд и синтакси­ческий отрой текста».

 

 

УРОК МУДРОСТИ

 

За время службы в доме вельможи принц многому научил своего ученика и многому научился сам. Он приобрёл способность говорить о сложных вещах простым и доступным языком, как это делают великие мудрецы, и заметил, что сам становится мудрее.

Он понял, что мудрость находится в самом человеке и мало просто чувствовать её, нужно ещё и уметь пользоваться ею, что означает отдавать её всем, кто в ней нуждается. А в мудрости нуждаются многие, особенно те, кто хочет познать жизнь и сделать её лучше.

Он также понял, что мудрость — это бесценное богатство и в одиночку обладать такой роскошью грешно: нужно раздавать её, чтобы приумножить, сделать достоянием многих, чтобы обогатить всех, как это делают ученые и мудрецы. Но для этого надо иметь больше, чем одного ученика.

Желание стать мудрецом и учить народ появилось у принца однажды и уже не покидало его никогда. Но он знал, что передать людям знания жизни и наделить их мудростью бытия легче, чем уничтожить существующие законы, уродующие человеческую жизнь. Изменить их не удавалось ещё ни одному мудрецу, потому что законодательство находится в руках не мудрецов, а правителей, чаще тупых или глупых, недальновидных или тщеславных, чем умных и добросердечных.

«Законы создает король, — рассуждал сам с собой наследник престола, — значит, прежде нужно стать королём. Но справедливые законы может создать только мудрец. Поэтому король, прежде всего, должен быть мудрецом. Наверное, не напрасно моё взросление и возмужание прошло в трудностях, которые делают волю сильной. Вероятно, всё у меня и сложилось так, чтобы я набрался жизненного опыта и мудрости, чтобы познал жизнь не с высот королевского трона, а с подстилки последнего нищего. Теперь, пройдя суровую школу жизни, я могу стать таким королём, который сможет изменить законы человеческого бытия. Но для этого я должен стать правителем, которого обязаны слушать все и которому беспрекословно все должны подчиняться. Только это мне ещё недоступно. Ворота дворца пока закрыты для меня», — с горечью думал принц.

Он понимал, что королева, получив неограниченную власть, правит королевством по своему недальновидному усмотрению.

Она наконец-то удовлетворила своё тщеславие и безграничную жажду управлять всем государством, а не только распоряжаться во дворце и царствует теперь не в согласии с сердцем и разумом, а вопреки им и в угоду своему больному самолюбию.

Принц знал, что, пока королева будет жива или будет при здравии, позволяющем править страной, ему не видать ни трона, ни королевства и что он бессилен перед тем положением, которое сложилось. Но это не злило и не удручало его.

Он научился принимать всё, что с ним происходит, как уроки — суровые, жестокие, но полезные. Он только говорил себе: «Значит, так угодно судьбе. Значит, ещё не все её испытания я прошёл» — и продолжал жить так, чтобы не совершать новых ошибок, за которые может последовать новое наказание.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Мудрость и власть — совместимо ли это?

2. А для чего нужна мудрость?

3. Всё, что происходит в жизни, — это уроки. Согласны ли вы с этим?

4. А вы умеете говорить о сложном просто?

5. Как бы вы сформулировали тему и идею фрагмента?

 

Примерный план

I. Принц становится мудрее.

II. Отдавать мудрость всем, кто в ней нуждается.

III. Желание учить народ.

IV. Стать правителем-мудрецом.

V. Жизнь как цепь уроков.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «“Урок мудрости” как текст-рассуждение».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Особенности син­таксического строя текста».

 

 

НЕВЕСТЫ

 

Королевские особы были ничем не лучше простого люда: они с такой же жадностью ели и пили, будто всю жизнь недоедали или вообще голодали. Короли рвали мясо как голодные звери, жирными руками брались за бокалы с вином, королевы и их дочери наталкивали в рот сладкое, от чего щёки их безобразно раздувались.

Молодой король скользил взглядом по принцессам. Они были самые разные: одни даже симпатичные, но с тупым выражением глаз; другие явно некрасивы, но, как правило, очень богаты; третьи и некрасивы, и неумны, да ещё жадны, что явно читалось в том, как они ели.

Как заметил король, ни одна из них не была такой утончённо привлекательной, очаровательно красивой и восхитительно умной, как Маленькая Няня. Из множества прибывших на показ принцесс не нашлось той, которая была бы хоть жалким подобием безродной девушки. Жгучая тоска по дорогой сердцу женщине заполнила сердце короля, и он уже не мог ни есть, ни пить, ни веселиться.

«Кто она, моя Маленькая Няня? Почему она так красива и умна? Откуда появилась? И почему пришла именно ко мне? — задавал себе вопросы король. — Это моё счастье? Моя Судьба? Или это иное явление, ещё неведомое мне? Она вошла в меня и стала моей сутью. Я постоянно слышу её голос, он звучит внутри меня, поучает, советует, журит. А может, это мой другой человек, который существует во мне и которого мудрецы называют голосом совести? Я верил ему всегда, потому что он единственный, кто никогда не лжёт, не лукавит, не льстит. Он всё время спорит и говорит умные вещи, до которых я не могу додуматься сам. Моя Маленькая Няня — это великая Мудрость, которая способна разбудить в человеке его другую суть, другое его Я, которое именуют совестью. Если она есть у меня, значит, она должна быть у каждого. Но я нечасто встречался с людьми совестливыми. Разве может человек, имеющий совесть, осудить другого человека на смерть? Разве может избить кого-то или просто ударить? Разве может облить кипятком, насыпать на кровавую рану соль, обречь на голодную смерть? Разве может обокрасть кого-то, обмануть, обругать? Человек, имеющий совесть, не сможет этого сделать. Стало быть, тот, кто совершает дурные поступки, не имеет совести, своего внутреннего судьи, который без лукавства способен судить самого себя. Совестливый человек никогда не обманет, никогда не обкрадёт другого и не обречёт другого на страдания и муки. Тот, кто делает это, лишён Божественного дара — совести. Этого чувства нет у животных. Они не могут стыдиться за свои поступки. Но, не имея этого дара, они наделены мудростью. За что же некоторые из людей лишёны и того и другого? Чем они так провинились перед Богом, что Он не наградил их ни разумом, ни совестью? А может, человек сам себя лишил этого? Нужно только перестать думать и осмыслять свои поступки, и тогда ни разум, ни совесть не будут нужны. Зачем думать о том, кого собираешься обокрасть, обмануть или убить? Будешь много думать — пробудишь ненароком совесть, которая заговорит внутри тебя и может произнести такую обличительную речь, после которой собственная жизнь станет невыносимой. А зачем обрекать себя на муки, если можно жить беззаботно и счастливо? Наверное, так думает большинство из людей, а иначе они бы так не жили. Совесть бы изводила их по ночам. — Король посмотрел на принцесс и увидел в каждой из них желание стать женой молодого правителя. — Но ведь ни одна из них не любит меня. А если не любит и всё-таки желает стать половиной другого человека, стало быть, она лжёт самой себе, мне и всем остальным. Значит, этот человек уже не имеет совести. И разве я могу стать мужем обманщицы, заранее зная, что мне лгут? Если я принимаю эту ложь, значит, я такой же, как моя избранница, но более этого — я буду ещё и пособником чужой лжи. В этом случае я буду тоже лжецом. А лжец не может стать мудрецом. Не может быть Учителем, способным научить людей правильно жить. Это не по мне. И ничто не заставит меня пойти против моей совести. Я люблю только одну женщину и предан только ей. Только она может полноценно дополнить меня. Никакое приданое не сделает меня внутренне богаче и сильнее. Я хочу прожить свою жизнь так, чтобы не умереть бесславно, чтобы оставить такой след, который помог бы людям найти дорогу к истине, чтобы не осквернить творения Бога, который создал меня человеком».

Король не слышал слов министра, который расписывал ему присутствующих принцесс, претендовавших на звание невесты короля, а потому не узнал о них ещё одной лжи.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Не могли бы вы выделить элементы сатирического изобра­жения в тексте?

2. В чём особенности композиции текста?

3. Невесты — Маленькая Няня. Как реализуется в тексте ан­титеза?

4. Проблема совести... Как она ставится и разрешается в тексте?

5. А что такое совесть в вашем представлении?

 

Примерный план

I. Королевские особы за столом. Галерея принцесс.

II. Внутренний монолог принца (проблема совести).

III. Король и министр.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Текст фрагмента как сочета­ние описания и рассуждения».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особенности.

2. Выполните мини-исследование: «Лексический состав и син­таксическое своеобразие внутреннего монолога принца».

 

 

ИСТИННЫЕ ПРАВИТЕЛИ

 

Король и Маленькая Няня стали правителями королевства, которое было разорено после предыдущего неразумного правления. Смена одних правителей городов на других ничего не дала.

Новые ставленники так же обворовывали народ и казну, как и их предшественники. Новые судьи были ничем не лучше старых, потому что в судах по-прежнему обвинялись невиновные, и большей частью бедные и бесправные.

Несмотря на отмену смертной казни, как и прежде, убивали тех, кто был не угоден новым ставленникам короля. Тёмный, невежественный народ вершил самосуд, сжигая ведьм и целителей, мудрецов и учёных. И с этим беззаконием было невозможно бороться даже королю, потому что замена одних законников на других ничего не решала.

Постоянно нужно было что-то делать, и король делал всё, что мог, но почти ничего не менялось. Борьба с существующими беззакониями отнимала много времени и сил у короля, а положительных результатов не приносила.

Но не это было тем страшным бедствием, которое нужно изжить. Самым опасным было невежество, из которого необходимо было выводить страну. И по приказу короля строились библиотеки, театры и, конечно же, школы и академии. В каждом городе теперь была своя школа, и все, кто желал, могли обучаться бесплатно.

Но заботы о государстве, отнимавшие у короля почти всё его время, не заслоняли то счастье, которое было в его семье. По прошествии нескольких месяцев с тех пор, как королевская чета поселилась во дворце, у них родился сын, и его назвали Лав, что означало Любовь. Для малыша нашли прекрасную няньку, у которой была дочь, чем-то напоминавшая Маленькую Няню. Супруги радовались такому совпадению судеб и видели в этом большое счастье.

Постепенно жизнь в королевстве всё-таки стала улучшаться. Нравы менялись, потому что просвещённость народа доходила до той высоты, когда из просто грамотных люди становились духовно развитыми. Их сознание было таковым, что не только дурные поступки, но даже дурные мысли претили им.

Всё меньше и меньше становилось лжецов, воров, убийц и другого рода преступников. И наконец настало время, когда необходимость в судах и тюрьмах отпала.

Помыслы людей стали чище, поступки правильнее, и зло постепенно исчезало, будто растворялось в океане добра и любви. Ненависть и вражда не могли существовать там, где царила всеобщая любовь.

Многое менялось в этом королевстве благодаря тому, что духовность стала единственным законом жизни, который делал всех людей равными, благородными и миролюбивыми. Не было теперь личного, всё было общим, и люди дорожили имеющимся богатством во имя будущих поколений.

Королевский дворец давно стал дворцом наук, искусств и новой государственной культуры. В нём не только обучались наукам и искусствам, но здесь был прекрасный театр, где разыгрывались разные пьесы.

Королевский театр был самым богатым, потому что костюмы брались из гардероба королей, а мебель — из самого королевского дворца (ей в былые времена пользовались сами короли). Но не только этим был знаменит этот театр и не только тем, что был доступен для всех желающих, а тем, что своими спектаклями он учил людей прекрасному, мудрому и высокому. И каждый, кто смотрел эти театральные представления, хотел жить лучше, как жили те, о ком рассказывалось со сцены.

Много счастья и радости стало в жизни людей этого королевства, особенно тех, кто хотел жить не для себя, а для всеобщего счастья, кто отдавал себя для блага других. Этим жила и королевская чета, которая не причисляла себя к королям.

Король и Маленькая Няня давно не носили королевских нарядов и были всегда в гуще людей и событий. И люди видели в них не правителей, даже самых сказочных, справедливых и достойных уважения, а своих учителей, помогавших народу строить новую, прекрасную жизнь.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Согласны ли вы с утверждением, что самое опасное для любой страны — это невежество народа?

2. Картина, нарисованная автором, это утопия? Или всё же подобное возможно?

3. Духовность — единственный закон жизни. Как вы это по­нимаете?

4. «Не было теперь личного, всё было общим...» Что вы ду­маете об этом?

5. Жить для всеобщего счастья... Повторим за Владимиром Маяковским: «А вы могли бы?»

 

Примерный план

I. Трудно быть королём.

1. Воровство наместников.

2. Продажность судей.

3. Непросвещённость народа.

4. Торжество беззакония.

II. Деятельность короля.

1. Борьба с беззаконием.

2. Просвещение народа.

III. Перемены в семье: рождение сына.

IV. Изменения к лучшему.

1. Просвещение — путь к духовному развитию.

2. Суды и тюрьмы больше не нужны!

3. Царство всеобщей любви.

4. Духовность — единственный закон жизни.

5. Королевский дворец — центр культуры.

6. Королевский театр — школа прекрасного.

7. Жизнь для всеобщего счастья.

V.Правители как учителя.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Пафос текста и речевые сре­дства его реализации».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Лексический со­став и синтаксическое своеобразие текста фрагмента».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.