— Я слышал, что через семь лет человек становится мудрым. Я прожил уже свои семь лет, но не стал умнее своего деда.
— В первые семь лет человек научается не только видеть, слышать и говорить, но и познавать мир. Ты достиг этого. Проживи ещё семь лет, и ты преодолеешь ещё одну ступень.
Через семь лет юнец снова оказался перед Богом.
— Я прожил второе семилетие своей жизни, но мало чего достиг.
— Ты прожил только детство, которое открыло перед тобой мир, отрочество, которое научило тебя мыслить и трудиться, но тебе необходимо прожить ещё семь лет, чтобы узнать ещё больше, — сказал Бог отроку.
Миновало ещё семь лет, и юноша опять обратился к Богу.
— Я прожил третье семилетие своей жизни, но чувствую, что я ещё недостаточно умён.
— Первые три семилетия — это юность человека, ты прожил их, но не осознал ещё всей ценности жизни, и тебе говорят, что ты юн. Но после двадцати восьми лет тебе уже никто не скажет, что ты юн. Только тогда начнётся твоя зрелость, и ты войдёшь в полное сознание, станешь на путь наивысшего развития всех твоих сил, деятельности своей и труда. Иди вперёд, тебя ждут новые открытия твоей жизни. Цени прошлый опыт и набирай новый. Настанет час, когда ты овладеешь великой мудростью.
Прошло ещё несколько семилетий, и перед Богом предстал Мудрец.
— Я поднимался по лестнице вверх к непостижимым высотам Знаний и Мудрости, преодолевая ступень за ступенью каждое семилетие моей жизни, но так и не познал всех Знаний и не изведал всей Мудрости. Мне хотелось познать всё, но для этого, видимо, одной жизни мало.
И ответил Бог Мудрецу:
— Когда Я создал Землю, ты пришёл на неё бездуховной песчинкой и прожил долгую жизнь камня, набирая опыт твёрдого тела Земли. Когда ты преодолел эту первую свою ступень, душа твоя переселилась в растение и постигала опыт живых, но неразумных членов Великой Жизни. И новая ступень была тобою пройдена. И тогда душа твоя перешла в животное, и появилась в тебе способность ощущать мир при помощи глаз, ушей и сердца. И много ты узнал и постиг. И настало время стать на новую ступень, и испытал ты счастье человеческой жизни. Но был ты сначала полудиким и только учился человеческому. Потом ты преодолел ступень разума и стал человеком творящим. Но стремление твоё к познанию было таково, что подняло оно тебя на новую ступень — на высоту Мудрости. Но не удовлетворила тебя и эта ступень. Твоя жажда познания заслуживает уважения, и Я открою тебе дверь в Высшие Миры. Мало кто достигает этих Высот, но ты достиг Моего Высшего Благословения. Иди, тебя ждут Великие открытия и познание Вселенной.
И человек ступил на самую высокую ступень человеческого Мира, чтобы подняться к Богу.
Каждый проходит путь, вымощенный Богом. Но одни его проходят быстро, потому что устремление к Высокому даёт им крылья, другие превращают его в бесконечность, потому что страсти тянут их к низменному, словно тяжкий груз.
Вопросы для предварительной беседы
1. Какую роль в тексте и почему играет число семь?
2. Что вы думаете об «истории эволюции человека», изложенной Богом?
3. Как в этой «истории» устанавливается нерасторжимость природы?
4. Как вы думаете, в чём же смысл пути человеческого?
5. Человек творящий... Как вы понимаете это?
Примерный план
I. Мальчик, юнец и юноша перед Богом.
1. После первых семи лет жизни.
2. Когда закончилось детство.
3. На границе юности и зрелости,
II. Мудрец и Бог.
1. «Мне хотелось познать всё, но для этого, видимо, одной жизни мало».
2. «...Я открою тебе дверь в Высшие Миры».
III. Человек поднимается к Богу.
IV. Мораль: «Каждый проходит путь, вымощенный Богом».
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Повторяемость ситуации как композиционный приём».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Проведите анализ лексического состава и синтаксического строя монолога Всевышнего.