— Скажи, Господи, можно ли управлять счастьем и горем?
— Человеку подвластно многое, — ответил Бог.
— Тогда научи нас этому.
— Я дам вам по маятнику, и вы сможете сами отмерять своё горе и своё счастье.
Поблагодарили братья Бога и возвратились домой с ценным подарком.
Один брат качнул маятник в сторону счастья и закружился в порыве этого хмельного ветра, но, дойдя до той точки, которая была отмерена силой толчка, маятник пошёл в обратном направлении с такой же силой и отнёс брата к событиям безрадостным. Хлебнув горя, брат мгновенно отрезвел от безумного счастья и понял, что горе и счастье — абсолютно равные величины, две стороны одной сути и одного без другого не существует. Значит, чтобы уменьшить горе, надо уменьшить желание счастья, которое не бывает вечным, и чем оно будет ровнее и тише, тем на душе будет спокойней.
Умный брат понимал, что всего, чего хочешь, не иметь, всей радости, которой желаешь, не испытать, а потому нет существенной разницы между «много» и «очень много», потому что всё равно не знаешь точной меры того, что невозможно измерить. И он установил свой маятник на такую величину колебаний, которая позволила ему и познать счастье, и не ослабнуть в горе. И счастье и горе были почти равны, а жизнь брата стала протекать в покое, и сам он стал более уверенным и сильным в житейской мудрости.
Счастье украшало его жизнь, а горе не обезображивало ее. Сначала они спокойно сменяли друг друга, а потом слились в одну ровную полосу жизни, где всё воспринималось как должное, где всё строилось в крепкой связи с разумом и душевным чутьём. И не мог сказать брат, ставший впоследствии мудрецом, счастлив ли он, но всегда говорил, что несчастье обходит его стороной. Так и прошёл умный человек по жизни долго и спокойно, мудро и праведно, не причиняя никому зла, а раздаривая другим радость. И не для себя уже он жил, а потому и не нуждался в личном счастье.
Другой брат качнул маятник в сторону счастья и закружился в вихре опьяняющей радости, но, дойдя до конечной точки, и его маятник на мгновение остановился и с ещё большей силой пошёл в сторону несчастья. Неожиданность эта потрясла второго брата, от внезапности такой он чуть не захлебнулся и не лишился жизни. Оправившись от такого удара, безумец с ещё большей силой толкнул маятник в сторону счастья и понёсся в призрачный мир иллюзий. Упиваясь эйфорией счастья, он так и не заметил, что его снова отнесло к другому берегу и с головой окунуло в омут.
Долго барахтался неугомонный брат, но, выбравшись, решил толкнуть маятник ещё сильнее, чтобы успеть ухватить ещё больше счастья. Когда он снова оказался в болоте невзгод, когда горе с головой стало затягивать его в трясину бедствий, ему пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы выкарабкаться, но, выбравшись, он с ещё большей силой качнул маятник в сторону счастья в надежде получить столько, что сможет перекрыть любое горе.
Продолжалось это качание из стороны в сторону долго. И чем было больше счастье, тем тяжелее невзгоды, и не понимал глупый брат сути этого явления. Так он всю жизнь толкал маятник к счастью, стараясь качнуть как можно дальше, чтобы получить как можно больше, но потом прикладывал ещё большие усилия, чтобы преодолеть удары судьбы. До последнего мгновения своей короткой жизни безумный стремился счастьем перекрыть горе. Но в мире гармонии всё так уравновешено, что ничего невозможно получить, не расплатившись. Это — главный закон природы, о котором не знают или не помнят, забывают или не хотят знать. А итог один...
И хоронили молодого годами старца, истратившего все свои силы на бесполезную работу — добывание счастья, — порожденную ненасытным желанием и тщеславием.
У каждого человека в душе есть свой маятник, и какова амплитуда его колебаний, такова и человеческая жизнь.
Вопросы для предварительной беседы
1. А как вы считаете, можно ли «управлять» счастьем и горем?
2. Как вы понимаете мысль автора, что «горе и счастье — ... две стороны одной сути и одного без другого не существует»?
3. Согласны ли вы с тем, что «ничего невозможно получить, не расплатившись»?
4. В чем особенность композиционного решения текста?
5. Почему во фрагменте, посвящённом первому брату, присутствуют элементы рассуждения, а в той части текста, где речь идёт о втором брате, их нет?
Примерный план
I. Братья и Всевышний.
II. Судьба первого брата.
1. Размышления о счастье и горе.
2. Путь мудреца.
III.Судьба второго брата.
1. В погоне за счастьем.
2. Итог жизни.
IV. Мораль.
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните сравнительную характеристику: «Лексический и синтаксический строй фрагментов, посвящённых двум братьям».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Докажите, что текст притчи можно квалифицировать как развёрнутое метафорическое сравнение «жизнь — маятник».