Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИТЧА ОБ УЧЕНИКЕ, ПРЕДАВШЕМ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ



 

Один ученик отправился на базар за чашкой риса для Учителя. На базарной площади он увидел толпу и решил посмотреть, что там за сборище. Взгляду его представилось странное зрелище: на возвышении стоял человек в богатых ярких одеждах, который, жутко кривляясь, громко и возбуждённо что-то говорил. Ученик прислушался. Первые слова, которые он услышал, сначала возмутили его, потом привели в смятение, но чем дальше он слушал новоявленного глашатая истины, тем больше приходил в возбуждённое состояние, которым была заражена толпа слушающих. От странных слов в голове ученика стали появляться иные, чем были когда-то, мысли, а человек, который кричал всё громче и громче, вколачивал чужеродные слова в голову уже одурманенных людей, как клинья в дерево. Человек, провозглашавший, как казалось ему самому, истину, обвинял Учителя в дьявольских наваждениях, называл его чёрной чумой, пытался развенчать перед тупой толпой «самозванца», которого истинно верующие называли посланником Бога.

— Он заманивает вас в чёрные сети и влечёт душу в пучину тьмы, — надрывно кричал возбужденный глашатай правды.

Ученик долго слушал площадного крикуна и в конце концов усомнился в Божественной истинности своего Учителя. Он не вернулся больше к тому, кто много лет давал ему знания и учил жизни, а, уподобившись горлопану, пошёл разносить «правду» о том, кто не требовал признания, кто жил только тем, что доверял своим ученикам сокровенное учение и Божественную тайну.

Долго ходил ученик по селениям, разнося новую весть. Он давно уже уподобился и в речах своих, и в одежде своей «новоявленному учителю», сеющему смятение в душах. И однажды в возбужденной орущей толпе бывший ученик, а ныне новоиспеченный глашатай истины увидел ясные, спокойные глаза. Он отвёл свой взгляд и устремил его на привычную для затуманенных очей картину беснующейся толпы, но неведомая сила потянула его взор туда, где светились две ярких звезды лучезарных глаз.

Величие спокойствия сияющего взгляда смутило новоиспеченного учителя, привело в трепет, взволновало и разорвало нить блестящих бусинок слов, порочащих истину. Мысли рассыпались и растерялись. А человек с ясными глазами повернулся и пошёл прочь. Он удалялся всё дальше и дальше, и чем больше становилось расстояние от него до толпы ротозеев, тем выше он поднимался. Он шёл уже над землей, над водой, по ясному, чистому небу уверенной походкой, и она была до боли знакомой ученику. И вдруг он вспомнил, что так спокойно и уверенно ходил только его Учитель и только у него были такие мудрые и ясные глаза.

— Учитель! — неосознанно крикнул глашатай новой истины, и толпа повернула голову туда, куда направляла рука опомнившегося ученика.

— Это — дьявол! — завопила толпа. — Ты сам сказал, что это — чёрный, страшный человек, слуга и помощник сатаны, сам сатана! Если он — твой учитель, значит, и ты из этого бесовского племени. Бей его! — закричал кто-то из толпы. — Бей! — подхватили другие.

И в ученика полетели камни...

Когда толпа, наглумившись, устала, удовлетворенная своим безумством, она покинула площадь, оставив под раскалённым солнцем окровавленное, обезображенное ранами безжизненное тело.

 

Не Учителя предает оступившийся, но себя обрекает на страшный суд Истины.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

I. Пророки и лжепророки... Кого из исторических деятелей вы бы отнесли к тем и к другим?

2. «Смятение в душах...» Как вы понимаете это выражение?

3. Как бы вы квалифицировали тип авторской эмоциональнос­ти, проявленный в этом тексте (его пафос)?

4. Как вы думаете, какие личностные качества ученика могли способствовать его предательству?

5. Закономерен ли финал произведения?

 

Примерный план

I. Ученик и «глашатай правды».

II. Ученик предаёт Учителя.

III. Встреча с Учителем.

IV. Вознесение Учителя.

IV. Смерть ученика.

V. Мораль: «Не Учителя предаёт оступившийся, но себя обрекает на страшный суд Истины».

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. С Учителем связано ощущение покоя; с «глашатаем», учени­ком и толпой — беспокойства. Какими средствами языка это достигается?

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Синтаксис текста “Притчи об ученике, предавшем своего Учителя”».

 

 

ПРИТЧА О ЧАШЕ ЖИЗНИ

 

Пил человек Чашу Жизни, и всегда она была такой, как ему хотелось. Но пришло время, когда стала ощущаться горечь, и чем больше человек пил, тем горше становилась Чаша его Жизни. Тогда обратился он к Богу:

— Господи, почему Чаша моей Жизни стала такой горькой? Я праведно живу, приношу людям только добро, почему же яд скопился на дне этого сосуда?

— Человеку не дано видеть причины, — ответил Бог, — но я нарушу Закон Тайны Судьбы и дам тебе возможность узреть то, что ты сейчас пьёшь, и пусть это поможет тебе с достоинством осушить бесстрастный сосуд.

И в тот же миг перед взором человека всплыли страшные картины его деяний. Глядя на свои чудовищные проступки, он не верил тому, что это творил он сам. Он увидел глаза людей, которым причинил боль, и понял, что его Чаша недостаточно горька, чтобы искупить содеянное.

 

Молодость не ведает, чем обогатит старость. Старость забывчива и не помнит, чем наградила её молодость, наивно считая пройденную жизнь источником мудрости, поэтому обе беспечны и неразумны, одна — в дурной расточительности, другая — в глупом беспамятстве.

Если бы молодость видела будущее, старость бы не знала страданий. Если бы старость помнила прошлое, тяжесть бы её была легче.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Что такое Чаша Жизни?

2. Молодость и старость... Что вы думаете об их взаимо­связи?

3. Может ли боязнь того, что будет в старости, влиять на молодость?

4. Как вы думаете, были бы счастливы люди, если бы знали своё будущее?

5. Как, по-вашему, искупается содеянное?

 

Примерный план

I. Горечь в Чаше Жизни.

II. Человек и Бог.

1. Картины деяний человека.

2. Невозможность искупить содеянное.

III. Авторский итог (мораль). Молодость и старость: расточительность и беспамятство.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Афоризмы в тексте притчи».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Речевой образ автора».

 

 

ПРИТЧА О РАСПЛАТЕ

 

Нанялся бедняк к богачу на работу. Вывел хозяин работника в поле, показал, что нужно сделать, и сказал, сколько заплатит. Понимал бедняк, что работы много и труд непосильный, но его утешала обещанная ему плата. Он радовался тому, что сможет облегчить положение своей семьи на какое-то время. Но труд был тяжелее, чем показался на первый взгляд, да и погода не баловала: то стояла сушь, то лил беспрестанно дождь, то налетал ураганный ветер. И не было у работника ни отдыха, ни покоя. И плакал бедняк, и терял надежду, но работу не бросал, ибо труднее переносить голод, чем тяжесть труда. Настало время сбора урожая, и впервые возрадовался работник, глядя на плоды своего труда, впервые надежда озарила его сердце. И пришёл он к хозяину за расплатой.

— Не оправдал ты моих ожиданий, — сказал богач. — Много сгнило от дождей, много высохло от засухи, много загублено ветром, за всё это я вычту из твоего заработка, а что осталось, ты получишь у моей жены.

Пошёл бедняк к жене богача, та сунула ему несколько монет и выпроводила со двора. Посмотрел работник на свой скудный заработок и заплакал, обильные слёзы покатились по его щекам, горечь переполнила душу. Уставший и больной, он тащился к дому, где ждала его нищая семья.

Миновало время, и давно уж было забыто это событие, каждый жил своей жизнью, но вдруг у богача в одночасье пал скот, сгорел дом, заболели дети, умерла жена. Несчастья шли по пятам, отнимая у богатого то одно, то другое. Ослабевший от горя, он обратился к Богу:

— Скажи, Всевышний, чем разгневал я Тебя? Я исправно выполняю все Твои законы, усердно молюсь Тебе, за что же такая немилость ко мне?

— Не молитвой, а делами своими человек творит судьбу свою. Сколько ты присвоил чужого, столько и потерял, — ответил Бог.

— Но я в тысячу раз меньше недодаю, чем теряю сам, — оправдывался богач.

— А где точная мера того, что теряют бедняки на твоей работе? Ты не учитываешь их слёз и ушедшего из их тела здоровья, не берёшь в расчет их нужды и голода, горя и душевной боли. Все это ты получаешь теперь с лихвой и должен принять с благодарностью, — терпеливо объяснял Господь.

— Тогда ты не Бог, коль так несправедлив! — вскричал богач. — Ты отнял у меня больше, чем я недоплатил, а я недоплатил по справедливости: часть урожая сгнивала от дождя, часть выгорала при засухе, а часть уничтожалась ветром.

— Не у работников ты отнимаешь — у себя; и терять будешь, пока не осознаешь.

Ничего, кроме злобы и проклятий, не было в душе у богача. Обильные слёзы катились теперь по его щекам, горечь переполняла его сердце. Обессиленный, тащился он по жизни, в которой несчастье сменяло горе. Потерявший всё снова жаждал богатства и, как и прежде, обкрадывал других, чтобы улучшить свою жизнь, и по-прежнему что-то постоянно терял. В конце жизненного пути, беспомощный, больной и одинокий, он лежал на смертном одре и проклинал жизнь, Бога и всё на свете.

Он так и не понял Великого Закона Справедливости.

 

Легче уходить из жизни тому, кто меньшую ношу грехов за плечами имеет. И минует ужасы ада тот, чей ум просветлеет до смерти. Отягощённому грехами и умирать тяжелее, и до светлых Врат Вечного Покоя не дойти.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Почему богатство так часто соседствует с обманам, несправедливостью и злом?

2. Собственность есть кража... Согласны ли вы с этим?

3. Так в чем же состоит Великий Закон Справедливости?

4. Чем вы объясняете печальный финал жизни богача?

5. Принятие наказания с благодарностью. Возможно ли это?

 

Примерный план

I. Бедняк на службе у богача.

II. Расчёт за работу.

III. Несчастья проследуют богача.

IV. Разговор с Всевышним.

V. Богач на смертном одре.

VI. Мораль: «...минует ужасы ада тот, чей ум просветле­ет до смерти».

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Особенности композиции текс­та».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Своеобразие синтаксиса текс­та».

 

 

ПРИТЧА О ВЛАСТОЛЮБЦЕ

 

Один человек очень любил власть. Главным смыслом его жизни, единственной целью было достижение всемогущества. И шёл он к нему, пренебрегая всем и убирая всё, мешающее ему на его пути. Но впереди него всё время оказывался незаметный, невзрачный, маленький человечишка, который портил своим появлением настроение властолюбцу.

Деспоту и так приходилось нелегко: только он преодолеет одну трудность, как возникнет впереди другая, а тут ещё человеческая сущность, мешающая ему на пути. Снова и снова появлялся впереди тот, кого обойти невозможно, кто вставал немым укором и бесстрастным стражем справедливости. Они, два человеческих существа, словно оба шли по одной дороге и оба поднимались к одной высоте, и властолюбец очень боялся, что этот ничтожный человеческий червь займёт его высоту.

Многое и многое было уничтожено устремлённым к власти, но наконец цель была достигнута: земля завоёвана, люди покорены, самая высокая вершина земли была у его ног. И властолюбец приказал срубить пик вершины и сделать плато для его трона. Прислужники выполнили его приказ, и царский трон стоял на самой высокой вершине земли.

Взобрался на него властолюбец и с недосягаемой высоты стал обозревать свои владения. И представилась его взору сладостная картина: ничтожным и крохотным было всё! Но не мог в полной мере возрадоваться тиран, потому что среди покорённых и покорившихся он не увидел того, кто поднимался с ним к высотам. Не было его внизу, не было его и рядом. Тогда поднял деспот голову вверх, к небесам, и жаром обдало его корыстолюбивое тело — на необозримых небесных высотах, в ярком, чистом свечении стоял тот, кто поднимался по трудной дороге вверх.

Сколько раз сбрасывали непокорного вниз верноподданные властолюбца, сколько раз наносили побои и увечья, чтобы он не обгонял будущего земного властелина, но все усилия уничтожить стремящегося к выси были тщетны. Несмотря ни на что, он оказался выше, и более этого — излучал сияние, от которого сверкали земля и люди.

И возмутился тиран, вскричал от негодования. Неустойчивый трон дрогнул и опрокинулся вместе с властолюбцем вниз, в страшную глубокую пропасть. Сердце отсчитывало последние удары, дыхание — последние ритмы, а в груди безумной лавой кипела злоба, и никак не мог понять деспот, какая сила помогла ничтожному человеку подняться до таких Божественных высот и засиять в Божественном свете. Он вспомнил глаза покоренных людей: чистотой взгляда они были обращены к освещённому высшим Светом Существу, чистотой устремлений были направлены к этому лучезарному образу.

В дикой злобе рванулся тиран, чтобы очернить грязным словом Возвышавшегося над землёй, но страшная боль прервала дыхание на полувздохе, а биение сердца — на полуударе. И досталось тело властолюбца не Высшему Свету, не памяти человеческой, а земным червям.

 

Разные стремления ведут к разным высотам.

Разные желания приводят к разным достижениям.

Разные цели приносят разные победы.

А человек рождён, чтобы стать либо Серафимом крылатым, либо гадом ползучим. Он сам хозяин своей судьбы, ваятель жизни, создатель памяти о себе.

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Как власть уродует человеческую душу?

2. Кто же был тот неизвестный, что оказывался все время впереди властолюбца?

3. Власть — это цель или средство?

4. А для чего, по-вашему, рождается человек?

5. Согласны ли вы с тем, что человек — «сам хозяин своей судьбы»?

 

Примерный план

I. Властолюбец и «человечишка».

II. Достижение властолюбцем заветной цели.

III. Разочарование властолюбца и его гибель.

IV. Мораль: человек — «сам хозяин своей судьбы, ваятель жизни, создатель памяти о себе».

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «“Притча о властолюбце” как произведение учительного красноречия».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте».

 

 

ПРИТЧА О ХУДОЖНИКАХ

 

Жил на свете художник. Прекрасные картины он создавал, радовал людские сердца, но неудовлетворенность была в его душе: хотел он запечатлеть на своём полотне Бога и оставить Его Образ людям. Он уходил в горы, где преодолевал вершины в поисках Священного Лика, спускался в пустыню, где проводил время в посте и в молитве, останавливался у моря, где вслушивался в небесный шёпот волн и в песню человекоподобного дельфина.

И вдруг в одно ясное утро увидел художник удивительный, серебристо сияющий свет. Красота и чистота его были Божественны, и он понял, что это — лик Бога. Художник вернулся в свою мастерскую и, призвав всё своё умение, перенёс на полотно лучезарный Образ Божества.

Уходя из жизни, живописец передал священную картину своему ученику. Тот долго смотрел на полотно и решил, что изображенный свет красив, но это — не Бог, Всевышний должен быть другим. И он приложил к картине свою руку, нарисовав в центре излучения лицо. Больше за всю свою жизнь художник так и не дотронулся до полотна, но его штрих исказил истинный образ Всевышнего. Умирая, он передал картину своему ученику. Тот тоже нашёл картину неполной и дорисовал то, что принесло ему его видение.

Так полотно переходило из рук в руки, от ученика к ученику, и каждый незадачливый художник вносил в него свои поправки. В итоге на полотне стал больше просматриваться бес, чем Бог, а так как картина носила имя первого художника, то гнев людей был обращен к первосоздателю. Его обвинили в сатанинстве, могилу осквернили и уничтожили, а имя заклеймили.

Прошло время, и один из учеников решил создать полотно с ликом Творца, но, прежде чем приступить к работе, он повторил путь первого собрата. Когда художник вернулся домой, он создал высочайшего мастерства полотно, на котором сиял лучезарный свет невидимого Божественного Лика. Теперь полотно с сатанинским образом нужно было уничтожить, чтобы остановить возмущение людей. Но что-то мешало художнику коснуться ножом тонкого тела полотна. Словно кто-то удерживал его руку, чей-то голос молил о милосердии, и решил мастер снять слой краски с полотна и оживить его другим образом.

Кропотливой и трудоёмкой была работа, но остановиться художник уже не мог. Слой за слоем он снимал с полотна краски и наблюдал, как менялся образ. Исчезали безобразные черты и тени, он преображался и светлел. С каждым разом становился образ человечнее и красивее, светлее и чище. И вот на полотне начал проступать последний слой; волнение охватило мастера, и он с особым трепетом принялся за работу. И каково же было его удивление, когда на очищенном полотне он узрел то же лучезарное сияние, как на своём. Он сравнил две картины и увидел, что они похожи, словно их писал один человек: два совершенно одинаковых величественных образа сияющего света и одна сливающаяся воедино гамма цветов!

И понял художник: лик Бога открывается лишь тем, кто хочет его увидеть, а не нарисовать в своём воображении. Образ Бога — один. И только тому он откроется, кто достоин лицезреть Великую Сущность. И тут же с грустью подумал, что после него придут мастера, которые захотят внести свою лепту в создание Священного Лика. В их понимании, в их восприятии и в их ощущении Он будет другим. И тогда они снова исказят истину, осквернят Великую Суть, очернят Светлый Образ и, вероятнее всего, на его полотне тоже нарисуют беса, а его обвинят в сатанинстве, поглумятся над прахом и заклеймят имя.

 

Это — участь всех тех, кто поднимается над рутиной к свету, кто живёт не в угоду толпе и не идёт у неё на поводу, а возвышается над ней.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Запечатлеть Образ Бога... Возможно ли это?

2. В чём, по-вашему, смысл творчества?

3. Согласны ли вы с тем, что настоящий творец — это тот, «кто живет не в угоду толпе и не идёт у неё на поводу, а возвышается над ней»?

4. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной»). Как оно перекликается с текстом притчи?

5. Как вы понимаете слова автора: «лик Бога открывается лишь тем, кто хочет его увидеть, а не нарисовать в своём воображении»?

 

Примерный план

I. Художник в поисках Бога.

II.Создание Образа Божества.

III. «Исправление» картины.

IV. Создание полотна с ликом Творца одним из учеников.

V. Восстановление учеником картины учителя.

VI. Прозрение художника: «лик Бога открывается лишь тем, кто хочет его увидеть».

VII. Мораль(о судьбе художника в обществе).

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Жанровая специфика “Притчи о художниках”».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «“Повторяемость ситуации” как композиционный приём в тексте “Притчи о художниках”».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.