Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИТЧА О ТОМ, КАК РАСПОРЯДИЛИСЬ МУДРЕЦЫ СВЕТОЧЕМ ЗНАНИЙ



 

Сошёл посланник Бога на землю, и первыми, кого он увидел, были мудрецы.

— Я дам вам знания, — сказал он, — чтобы вы научили людей Божественной Мудрости, и станете вы земными Учителями, наставниками людей, сотрудниками моими.

И согласились мудрецы принять Светоч Знаний и понести его людям. И протянули вперёд руки, и в каждой ладони вспыхнул немеркнущий огонёк Божественной Мудрости.

— Идите, — услышали они повеление посланника Бога и разошлись в разные стороны, но по-разному стали они раздавать Свет тем, кому несли его.

Один мудрец дошёл не дальше дворца, где предложены ему были в обмен на Мудрость все богатства земные. Он сытно ел, сладко пил, носил самые дорогие одежды, ему во всём повиновались рабы, его окружал хоровод невольниц, а огонёк в его руке постепенно гас. Когда последняя искра исчезла, он понял, что ничего больше не знает, но, чтобы не потерять то, что приобрёл взамен Божественного Знания, он обратился к изящнейшей лжи, которая продолжала его кормить и одурманивать людей.

Другой мудрец, раздавая знания, увидел, как люди поклоняются ему. Толпа людей становилась всё больше, а могущество над ней — сильнее. Ему понравилось управлять толпой, но более этого ему нравились лесть, прославление его и возвеличивание толпой до всемогущего Бога. Огонёк в его ладони вскоре исчез, осталось только безумство и в голове мудреца, и в головах отупевших людей, и, кроме безумства, эти человеческие существа ничего уже не могли породить.

По-разному распоряжались мудрецы Светочем Божественных Знаний: одни говорили слишком мудро и сложно, другие скрывали часть знаний, третьи распоряжались им недостаточно разумно — и пламя в руке каждого изменяло свои размеры и силу своего излучения. Но были и такие, которые отдавали, не боясь, что Великой Мудрости станет у них меньше. Они ничего не брали взамен, потому что не нуждались в том, что было лишним. Не было для них ничего дороже сияющего пламени в руке. И чем больше они отдавали, тем больше становилось пламя, которое не помещалось уже на ладони, и начинала светиться рука, потом — всё тело. И они становились единым Светом, озаряющим умы и сердца людей.

 

По свечению человеческой Души можно судить, как человек распорядился искрой Божественного Света, которую даёт каждому Бог.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

I. Действия двух мудрецов описаны в тексте подробно. Мож­но ли считать этих людей мудрецами?

2. Что такое «свечение человеческой Души»?

3. А как, по-вашему, следует «распоряжаться искрой Божествен­ного Света»?

4. Власть и богатство... Не в этом ли смысл человеческо­го существования?

5. А что вы думаете о роли знаний в человеческом обще­стве?

Примерный план

I. Мудрецы принимают Светоч Знаний от посланника Бога.

II. Мудрецы среди людей.

1. Мудрец и земные богатства.

2. Мудрец и власть.

III. Путь Мудрости к людям.

IV. Свечение человеческой Души.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Своеобразие композиции притчи».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Абстрактные существительные в речевой ткани произведения».

 

 

ПРИТЧА ОБ УЧЕНИКАХ

 

Один учитель долго учил учеников своих и наконец спросил:

— Вы постигли те знания, которые я дал вам?

И ученики передали учителю учение слово в слово.

— Вы поняли смысл, — сказал учитель, — но я не уверен, что вы усвоили суть.

И возмутились ученики:

— Мы ведь изложили твоё учение твоими же словами. Как ты можешь не верить нам?!

— Я поверю, когда вы на деле докажете это.

И ученики ушли в жизнь, чтобы доказать учителю своё совершенство.

Один ученик попал к владыке дворца, у которого не было наследника, и тот пообещал ему всё свое богатство взамен знаний, которые будут переданы только ему, правителю этой страны.

— Я должен открыть знания всем, кто пожелает принять их, а потому никакие богатства не удержат меня в стенах твоих душных чертогов, — сказал ученик.

— Народ нищ и глуп, ты будешь обречён на вечную нищету рядом с ним, — возразил владыка.

— Меня не пугает нищета, — ответил ученик, — но я не сомневаюсь в том, где скрыта истинная глупость.

И он с легкостью покинул дворец.

Второй ученик попал в богатые земли и стал владельцем богатств. Он ходил в народ, сеял знания, делился хлебом, но богатства, которыми владел, считал своим личным достоянием. Когда в дом его пришли сотоварищи-ученики, живущие среди народа и не имеющие собственной обители, он сказал, приветствуя их:

— Я рад вам, дорогие гости. Этот дом открыт для гостей, и вы можете гостить в нём столько, сколько пожелаете. А когда покинете его, эти стены будут долго помнить вас.

Соученики его поняли, что их будут помнить тем дольше, чем быстрее они покинут этот дом:

— Мы благодарны тебе, брат наш, за гостеприимство, но не можем долго задерживаться, потому что нас ждут в других местах.

— Мне жаль, — ответил хозяин, скрывая с трудом радость, — я от всего сердца предлагал вам кров. Я готов был поделиться всем, что имею, но если вы отказываетесь — я буду только огорчён.

Когда через время снова собрались ученики перед учителем, он сказал им:

— По мыслям вашим я вижу, как проявилась суть моего учения в вашем сердце. И пусть не покинет благодать тех, кто заслуживает её.

Ученики вышли от учителя. Вдруг свет благодати опустился на тех, чьи дела не расходились с учением.

— Учитель, — обратился к Наставнику тот, кто попрал учение ради личного благополучия и спокойствия, — я сеял знания среди людей так же, как мои братья. Я раздавал милостыню и предлагал кров тому, кто в нём нуждался. Почему же свет благости твоей не сошёл на меня?

— Ты имеешь много и хочешь иметь ещё больше, — ответил учитель, — но так не бывает, ибо Божественный Свет может войти только в то сердце, которое не захламлено. Ты сам сделал выбор, думая, что искренность твоя только в словах твоих, а мысли при этом сокрыты под пологом тайны. Но для Бога нет тайн, которые могут спрятать твои мысли. И не по словам твоим, а по мыслям и поступкам удостоен ты награды.

 

Не словами ценен ученик, а делами своими.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Как диалогическая структура текста «работает» на вопло­щение его замысла?

2. Контраст как композиционный приём. Как он используется в тексте?

3. Можно ли сказать, что образ учителя является идейным и композиционным центром произведения?

4. Что такое «захламленность сердца»?

5. Мысли — слова — дела... Что вы думаете о взаимосвязи этих понятий?

 

Примерный план

I. 3авязка. «Ученики уходят в жизнь».

II. Развитие действия. Ученики и жизнь.

1. Путь от богатства.

2. Путь к богатству:

а) жизнь богатого ученика;

б) богатый ученик и его гости.

III. Кульминация и развязка. Нисхождение благодати.

IV. Мораль.

1. Слова наставника.

2. Авторский итог.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Особенности композиции и сюжетостроения притчи».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Диалогическая природа текста притчи».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.