Фард азана и его слова:азан (призыв к молитве), является ибадатом, который обязался в первый год хиждры в Медину. Его слова:
Слова азана
Кол.
Аллах велик /Аллаху акбар/
Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/
Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/
Спешите на молитву!/Хаййа ‘аля-с-салят!/
Спешите к спасению! /Хаййа ‘аля-ль-фалях!/
Аллах велик /Аллаху акбар/
Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/
Помимо этого, перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению” дважды произносятся слова “Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/”
Эти слова, являются словами азана и нельзя убовлять их или добовлять других слов, таких, как "Приходите к лучшей работе" (Хаййа аля-ль-хайру-ль-амал), таких как молитва за пророка мир ему, как это делают некоторые, опираясь на хадис: [когда вы слышите муэдзина, говоряте, что он говорит, а потом вознесите мольбу за меня...] передает Муслим. Хадис требует этого от тех, кто услышал азан а не от муэдзина, и нет ничего плохого если муэдзин произнесет салават про себя, не говоря это как конец азана.
Достоинства азана: достоинство азана большое, а награда за него великое: передоется от Барраа бн Азиб да будет доволен им Аллах: «что посланник (с.а.с), сказал … муэдзину будет прощено (грехов) столько достигает его голос, и за него заступятся все кто его слышал из зеленного и сухого, и го вознаграждение будет столько же сколько и у людей которые молились с ним». В другом хадисе сообщается, что Му'авийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «В День воскресения самые длинные шеи из всех людей будут у муаззинов».Муаззин может брать награду за азан, но если не берет за азан награду то это лучше.
Хукм касательно азана: азан является фардом кифая, то есть обязательство людей проживающих в городах, селах и т.п. за исключением путников и работающих на полях. Азан для путников, работающих на полях и индивидуально является мубахом. Фардом он является для мужчин, без женщин, однако женщине можно читать азан икъама в обществе женщин.
Условия муэдзина: Сунна для муэдзина читать азан стоя, направлятся на къыблу (только при Хаййа ‘аля-… нужно поворачивается на права и на лево, если азан читается без громкоговорителя, но с громкоговорителем поварачиваться по сторонам не нужно). Рекомендуется для муэдзина читать азан с омовением, предпочтительно чтобы его голос был красивым и сильным. Азан может читать любой мусульманин, даже если он грешник, невежда или слепой, так же азан может читать мальчик с сильным голосом. Сунна азан распевать, в том смысле, что тянуть произношение букв по правилам (хуруфу-ль-мадд), это только три следующие буквы: Алиф, Уау и Йа, тинуть так чтобы это придовало красату азану. Однако нельзя приувеличивать в распевании так что бы это не превратилось в песню и вокал.
Азан а начале времени: азан должен быть в начале воемени, и не разрешается читать его за исключением двух случаев:
1. Призыв к пятничной молитвы, позже мы разъясним это.
2. Призыв к утренней молитве в меся Рамадан: когда читается первый азан для того, чтобы тот, кто бодрствует и читает тахаджуд, заканчивали чтение, и для того, чтобы проснулись спящие, на сухур. Затем следует азан указывающий на время утренней молитвы, время между двумя азанами составляет 10-15 минут, для того чтобы успеть поесть.
То, что говорится во время азана и после него: мандуб каждому, кто услышит азан, следует повторять то, что говорит муаззин, если не считать того, что после слов “Спешите на молитву!” и “Спешите к спасению!” следует говорить: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха. /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/».
А после окончания азяна сунна говорит следующее:
1 - Молитва за Пророка мир ему и благословение: «О Аллах, благослови и прветствуй посланника Аллаха» «Аллахумма, салли уа саллим ‘аля расули-лляh»
2 – потом желательно обратиться к Аллаху с такой мольбой:
«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе[2] и высокому положению[3] и направь его к месту достохвальному[4], которое Ты обещал ему! /Аллахумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-ка’имати, ати Мухаммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б‘ас-ху макаман махмудан аллязи ва‘адта-ху!/».
3 - Ашхаду алля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва анна Мухам-мадан 'абду-ху ва расулю-ху. Радийту би-Лляхи Раббан, ва би-Мухаммадин расулян ва би-ль-ислами динан.
Перевод:И я свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник. Доволен я Аллахом как Господом, Мухаммадом - как посланником и исламом - как религией.
Перевод:О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в мире этом и в мире ином.
После вечернего азана рекомендуется добавлять следующие слова к молитве: «О Аллах, вот наступает Твоя ночь, и уходит Твой день, и раздаются голоса взывающих к Тебе, прости же меня! /Аллахумма, хаза икбалю ляйли-кя, ва идбару нахари-кя, ва асвату ду‘ати-кя, фа-гфир ли!»
Рекомендуется побольше взывать с мольбой после азана и перед икъама, такой дуа неостоется без ответа. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (с.а.с), сказал: «Мольба, (с которой обращаются) к Аллаху между азаном и икамой, не отвергается».[5]
В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается также, что люди спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» − и он ответил: «Просите Аллаха о благополучии в мире этом и в мире вечном».
Покидать мечеть после азана: тому, кто, находясь в мечети услышал азан или зашел в нее после азана харам пидать мечеть не прочитав предписанный намаз, за исключением уважительной причины - как для удовлетворения нужд или омовения – с целью вернуться и прочитать намаз.
Азан в современную эпоху: не допустимо для народа городе или населенном пункте, ограничиваться азаном радио, телевидения, или проигрыванием в мечети записи, так как это обязательство житилей города, поселка и т.д. они должны читать его сами. Так как фард кифая не выполнится, пока кто-нибудь не прочитает его своим голосом. Следовательно, если в одной мечети города или поселка, был живой, азан то фард выполнен и остальные мечети могут воспроизводить записи с дисков, касет и т.д. и награда (саваб) только за живой азан, муэдзину. Так же, если в одном поселке был услышан живой азан другого поселка, то фард не выполнен, и они должны читать азан.
Икъама, хукм касательно его и его слова: икъама является фардом кифая, так же как и азан, то есть обязательством жителей городов и сел, за исключением путников, рабочих на полях и фермах, для них он мандуб.
Сунна разделять коротким седением между азаном и икъамой, и не читать их один за другим сразу.
Икъама читается быстро, не растягивая и не распивая.
Кто же читае намаз один, без джамаата, то ему сунна прочитать икъама, не читая азан, для того чтобы люди не перепутали времена намаза.
Слова икъамы следующие:
Слова икамы
Кол.
Аллах велик /Аллаху акбар/
Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/
Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/