Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Представим взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в виде треугольника



       
   


Выводы

и пред-

ложения

 

Обработка

материалов

 

Методики исследования

Конкретное воплощение

метода в соответствии

с целью исследования

 

Методы исследования

Способы получения фактов

о проявлении психики, отвечающие

методологическим принципам

 

Методологические принципы

Психологические исследования

Требования к построению исследований

 

Методология науки

Диалектико-материалистическое понимание

предмета психологии


Рис. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.

Применяется вычисление уровня статистической достоверности различий между двумя средними и вычисление коэффициента корреляции, т.е. меры статистической взаимосвязи между двумя показателями. Исследователь должен получить целую совокупность показателей, т.е. произвести определенное число измерений.

Если произведено N измерений, то полученные показатели можно обозначить как Х1, Х2, Х3...Хn. Чтобы характеризовать полученную совокупность значений, вычисляется среднее арифметическое, для чего складываются все варианты (единичные показатели) от Х1 до Хn и полученную сумму делят на число вариантов N. Если обозначить среднюю арифметическую буквой М, то можно записать

 

М =

 

Сигма - есть знак суммирования.

Нужно знать, в какой степени единичные показатели отклоняются от средней арифмитеческой М. Для этого от каждой из вариантов Х вычитают значение средней арифметической М. Получают ряд величин отклонений d = Х-М. Теперь нужно найти среднее отклонение от средней арифметической М. По сумме всех отклонений d равна 0, т.к. одни отклонения от М положительны, а другие отрицательны. Поэтому суммируют не отклонения, а их квадраты d2. Полученную сумму d2 делят на число вариантов N, в результате чего получают величину Q2, которая называется дисперсией. - эта величина (сигма) называется средним квадратическим отклонением. Теперь зная величины М и Q мы имеем статистическую характеристику совокупности вариантов Х1, Х2, Х3,..., Хn. Значение М и Q достаточно и для сравнения между собой двух средних арифметических.

 

 

Американским психологом Дж.Морено был предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была им названа социометрией.

Социометрия - социально-психологический метод, позволяющий более или менее точно формализовать структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов применительно к различным видам их совместной деятельности. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которые обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия.

Социометрия широко используется для выявления симпатий и антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отклонений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическая карта дифференциации: круги - девочки, треугольник - мальчики ).

В основу социометрического метода положен любовный вопрос: с кем бы ты хотел...? Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений. Например, изучаются два направления - в области совместного труда и в области развлечений. Степень желательности выбора уточняется (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно) и ограничение числа прелагаемых для выбора лиц. Анализ выборов при занесении на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий.

Социометрический метод является весьма оперативным и с его помощью может быть достаточно точно выявлена картина эмоционального тяготения внутри. Любую группу можно интерпретировать как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия ее членов. Социограммы не могут рассказать нам о причинах этих изменений; также неизвестным остается и то, какими методами руководствовались члены группы, отвергая одних и выбирая других, что скрывается за симпатией и антипатией различных членов группы.

Изучение продуктов деятельности. Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давно прошедшие исторические времена, когда нельзя провести наблюдение или эксперимент, чтобы понять закономерности психического развития человека, опираясь на закономерности общественно-исторического развития. Этот метод широко используется в детской психологии, когда изучаются продукты детского творчества для психического изучения ребенка.

Биографический метод. Этот метод - разновидность метода изучения продуктов деятельности. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

Методы коррекции. В настоящее время психоррекционные методы - это обширный набор приемов, программ и методов воздейст- вия на поведение людей. Основные направления психокоррекционной работы:

Аутотренинг связан с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам аутогенная тренировка получила распространение как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме.

Аутогенная тренировка - действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях деятельности.

Советский психотерапевт Л. Л. Примак писал, что в аутогенных тренировках используются три основных воздействия на состояние нервной системы.

Первый и наиболее важный путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на ЦНС. Бодрствующее состояние всегда связано с поддержанием высокого мышечного тонуса. Для этого необходимо умение расслаблять мышцы тела. Частое дыхание обеспечивает высокую активность организма. Второй путь связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных). Не надо удерживать перед мысленным взором мрачные, безрадостные картины, ибо это - центральную нервную систему подтачивает здоровье. В состояние мышечной расслабленности действенность чувственных образов повышается.

Третий путь воздействия на психофизиологические функции организма связан с регулирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это слово внутренней речи (в форме самоприказов, самопереговариваний и т.п.) используется в спорте для повышения эффективности тренировок.

Комплекс упражнений, составляющих суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных возможностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программируемых механизмов мозга.

Групповой тренинг или социально-психологические формы обучения знаниям и умениям в сфере общения, а также формы их коррекции Л. А. Петровская считает, что все множество форм такого тренинга можно разделить на два больших класса:

1) ориентированные на развитие социальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты);

2) нацеленные на углубление опыта, анализа, ситуаций общения, т.е. повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом.

Занятия группового тренинга могут записываться на магнитофонную ленту или делается их видеозапись - видеотренинг.

Социально-психологический тренинг используется для подготовки специалистов различного профиля, руководителей, учителей, врачей, психологов и т.д. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми.

От каждого измерительного инструмента требуется, чтобы он был как можно более точным, чтобы на полученные результаты можно было положиться как на данные, близкие к настоящей величине измеряемого признака. Точность можно понимать как меру достоверности, с какой тест измеряет то, что он измеряет. Существует ряд источников погрешностей, которые снижают точность тестов и надежность результатов. К ним относятся: неблагоприятные условия тестирования, недостаточное внимание к состоянию испытуемого в момент испытания, неверное поведение экспериментатора, а также субъективность в истолковании результатов теста. Надежность теста (т.е. согласованность) повышают посредством повторного испытания с последующим вычислением коэффициента корреляции между данными первого и второго тестирования. Это важно, чтобы знать, для каких целей и в каких пределах его можно использовать.

Наряду с надежностью, к тесту предъявляются требования валидности или адекватности. Валидность - это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.