Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1.2. Современная психология. Ее предмет и место в системе наук



Узловые вопросы темы:

1. Психологическая наука на современном этапе и ее связь с другими науками. Основные принципы психологии.

2. Задачи и структура современной психологической науки.

Современная психологическая наука - широко разветвленная область человеческих знаний о психике как особом свойстве высоко организованной материи отражает объективную реальность в форме психических явлений (процессов, свойств), развивающаяся в нашей стране на базе философии диалектического материализма.

Методологической основой психологии, как и других наук, является философия. Для отечественной психологической теории методологической основой является философия диалектического материализма.

В решении задач по определению сущности, структуры и закономерностей развития психики психология взаимодействует с другими общественными и естественными науками. Единство и целостность различных отраслей психологической науки (общей, возрастной, труда, социальной и др. ) обеспечивается единством предмета и методологии.

Педагогика понимается как наука о педагогических закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения, воспитания и развития конкретного человека, коллектива в интересах успешной деятельности.

Предметом педагогики являются закономерности педагогического процесса, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и саморазвития социальных субъектов. Педагогика как особая функция общества представляет собой процесс направленного развития и формирования социального субъекта в условиях ее обучения, воспитания.

Теоретической основой психологии и педагогики являются объективные сведения (знания) об объекте и предмете, которые выработаны поколениями представителей данной сферы наукознания. Разработанные в данном контексте теории и концепции раскрывают сущность, особенности, условия и факторы существования и развития объекта; формируют картину действий в рамках основных требований к деятельности по изучению социальных, их обучению, воспитанию, развитию, психологической подготовке и сопровождению жизнедеятельности.

Методологической основой педагогики выступают положения учения о сущности воспитания и его роли в жизни людей и общества; о роли морально-психологического фактора в жизнедеятельности человека и общества; о факторах формирования (социальной среды воспитания общественно-трудовой деятельности, наследственности и др.); о соотношении человека и техники в современном развитии общества и другие.

Естественно-научной основой психологии и педагогики обучения и воспитания выступает учение о высшей нервной деятельности, о безусловных и условных рефлексах, о природе сознательного и бессознательного в психике человека. Они определяют закономерный характер и механизмы функционирования психики человека, позволяют на научной основе организовывать обучение, воспитание и подготовку к выполнению возложенных обязанностей.

Научные данные психилогии о человеке и различных видах социальных объединений, о всех компонентах их труда и взаимоотношений в рамках группы широко используются в педагогике. В соответствии с педагогическими закономерностями она обеспечивает подготовку, обучение и воспитание, психологическую подготовку, формирование и развитие высоких моральных, психологических, интеллектуальных, физических и деловых качеств, профессионального мастерства, необходимых для эффективного труда и удовлетворения собственных потребностей. Она раскрывает наиболее существенные связи и отношения между обучением, воспитанием, развитием и психологической подготовкой социальных субъектов. К числу важнейших категорий педагогики, характеризующих педагогический процесс в социальной среде, относятся: обучение, воспитание, развитие, образование, морально-психологическое обеспечение повседневной деятельности, самообразование, самовоспитание и др.

Проследим взаимосвязь психологии с другими науками. Так, в изучении структуры физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики, психология взаимосвязана с естественными науками: биологией, физиологией, химией, физикой и др. В изучении процессов психической саморегуляции человеческой личности, она связана с кибернетикой. В решении задач социальной психологии, изучения роли психологии в социальном прогрессе, психология взаимосвязана с социологией. В решении задач обучения и воспитания, формирования личности, психология тесно связана с педагогикой. В разработке технических средств для исследования психики, а также оптимальных условий деятельности человека в условиях технического прогресса, психология взаимодействует с техническими науками.

В настоящее время предложенная академиком Б.М. Кедровым схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.

Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания. Б.В. Ломов, определяя важную функцию психологии в общей системе научного знания подчеркивает, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является интегратором всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками приводит к постановке проблем психологических.

Но особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить».

Педагогика понимается как наука о педагогических закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения, воспитания и развития конкретного человека, коллектива в интересах успешной деятельности.

Предметом педагогики являются закономерности педагогического процесса, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и саморазвития социальных субъектов. Или педагогика как особая функция общества представляет собой процесс направленного развития и формирования социального субъекта в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Теоретической основой психологии и педагогики, являются объективные сведения (знания) об объекте и предмете, которые выработаны поколениями представителей данной сферы наукознания. Разработанные в данном контексте теории и концепции раскрывают сущность, особенности, условия и факторы существования и развития объекта; формируют картину действий в основных требований к деятельности по изучению социальных субъектов, их обучению, воспитанию, развитию, психологической подготовке и сопровождению жизнедеятель-ности.

Методологической основой педагогики выступают положения учения о сущности воспитания и его роли в жизни людей и общества; о роли морально-психологического фактора в жизнедеятельности человека и общества; о факторах формирования (со-циальной среде воспитания, общественно-трудовой деятельности, наследственности и др.); о соотношении человека и техники в современном развитии общества и др.

Развитие взаимосвязей психологии и педагогики, начиная с 30-х годов, приобретает драматический характер, обусловленный грубым вмешательством партийного руководства в научную жизнь. Была объявлена лженаукой одна из педагогических научных дисциплин - педология. Ее разгром существенно затормозил развитие как психологии, так и педагогики. Педология (от греч. рais - дитя и logos - учение) - течение в педагогике и психологии конца ХIХ - середины ХХ в. (С. Холл, П.П. Блонский и др.), пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. Педология копила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР и запрещена (постановление ЦКВКП (б) от 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпроссов»), в результате чего нарушился естественный ход развития педагогической и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание науки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

 

Разгром педологии

Интересно привести документальные материалы, относящиеся к этому периоду социальной истории психологии «Педология - антимарксистская, реакционная буржуазная наука о детях» (БСЭ. 1 изд., 1939. Т.44). Контрреволюционные задачи задачи педологии выражались в ее «главном законе - фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды» (Правда. 1936. 5(VI) ). Антимарксистские утверждения педологов полностью совпали с невежественной антиленинской «теорией отмирания школы», которая также игнорировала роль педагога и выдвигала решающим фактором обучения и воспитания влияние среды и наследственности (БСЭ. С. 461). «Исключительно велика роль Сталина в подъеме школы, в развитии советской педагогической теории. Тов. Сталин в заботе о детях, о коммунистической направленности воспитания и образования лично уделяет внимание педагогическим вопросам. Вреднейшие влияния на педагогику при содействии вражеских элементов проявились в педагогической теории, так называемой педологии и педологов в школьной практике». (Там же. С. 439). Прошло 16 лет и во втором издании БСЭ (1955. Т.32) дается определение, не отличающееся сколько-нибудь от того, что писалось прежде: «Педология - реакционная лженаука о детях, основанная на признании фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и неизменной среды».

В учебнике «Педагогика» (1983) содержится следующее утверждение «В 1936 г. ЦКП(б) принял постановление, потребовавшее покончить с распространением в нашей стране лженауки педологии, искаженно трактующей влияние среды в наследственности и способствовал укреплению позиций советской педагогики как науки о коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

Понять, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблеме ее взаимоотношений с педологией, попросту невозможно.

Педология или наука о ребенке в начале ХХ в. распространяется в России как широкое движение в годы, предшествующие октябрьским событиям (А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорский, К.И. Поварнин, физиологов и гигиенистов П.Ф. Лесгафта, Ф.Ф. Эрисмана). Остановлюсь на организация педологических курсов и педологического института в Петербурге.

После 1917 г. педологическая работа получила широкий размах. Развертыва-лась сеть педологических учреждений - Центральных, краевых и низовых, находящихся в ведении Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомпути. Психологию детей, ее изучение проводилось под эгидой педологии и ведущие психологи (физиологи-врачи, педагоги) рассматривались как педологические кадры.

«Сейчас каждого изучающего детей считают педологом и всякое изучение ребенка называют педологией» отмечал П.П. Блонский. Но вряд ли следует расширять значение этого слова. Здесь от такого расширения никто не выигрывает, все проигрывают: педология присваивает себе то, что во-первых, по праву принадлежит другим наукам - физиологии, психологии, социологии, и добыто именно ими, с другой стороны, как раз именно вследствие этого педология как самостоятельная наука перестает существовать, ибо отказывается от своего предмета.

Педология так и не могла определить свой предмет исследования.

 

Задачи психологии - изучение законов психической деятельности в ее развитии. При этом физиология высшей нервной деятельности в ее развитии является естественно научной основой психологии.

Психология - наука, изучающая факты закономерности и механизмы психики.

Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология.

Общая психология - фундаментальная основа развития всех отраслей психологической науки. (Петровский А.В. М., 1996. С. 313)

 

Основные понятия

 

Общей психологией характеризуют психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы охватывают: 1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление; 2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений; 3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции. К психическим состояниям относятся проявления психическим процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, эффекты). Психические свойства включают: качества ума (способность), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).

Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого общей психологией явления.

Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления.

Понятие «психическое свойство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

Так, аффект, может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости. (Петровский А.В. М., 1996. С. 314)

Процессуальное в психике (лат. processus - продвижение) - все то, что в любом психическом явлении обеспечивает появление содержательного субъективного как переход от физиологического отражения к психическому.

Процессуальное в психике чаще бывает динамичным (например, процессуальное в мышлении или чувствах), но может быть и статичным, инвариантным (например, при константности восприятия, автоматизации сенсомоторного навыка).

Нельзя отождествлять процессуальное в психике и с физиологическими процессами, так как эти понятия относятся к двум различным уровням отражения.

Содержательное в психике - результат процессуального в психике как единство отраженного в субъективных образах, переживаниях и отношениях с отражаемыми и объективными феноменами. Содержательное в психике - ответ на вопрос «Что отражено ?». Содержательное в психике закрепляется в личности памятью. Содержательно в психике определяет единство субъективного и объективного в познании. У человека, накладываясь на процессуальное в динамической функциональной структуре личности, оно обусловливает уровень ее развития и «неповторимость».

Структура психических явлений (лат. strukture - строение, связи) - взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое, его подструктур, элементов и их всесторонних связей, отражаемое при его познании как психическая система.

Все психические явления процессуальны, структура психических явлений является динамической структурой, но поскольку в любом психическом явлении есть взаимодействие процессуального и содержательного, структура психических явлений включает и то и другое; но может, абстрагируясь рассматриваться и без учета содержательного в ней, и как статический «срез».

 

Отрасли психологии: по характеру деятельности - психология труда; по развитию - возрастная изучает психическое развитие личности в процессе жизни, сравнительная изучает психику животных, специальная изучает отклонения в развитии психики; по принципу отношения личности и общества - социальная изучает психические явления в процессе взаимоотношений людей в коллективе, психология личности изучает психологические особенности личности.

 

В литературе изложены различные варианты решения вопроса о характеристических признаках психического и об иерархии свойств, последовательность возникновения которых отражает усложнение уровня психической организация. Так, с точки зрения К.К. Платонова последовательность скачков, соответствующих процессу возникновения психической реальности и последующего ее развития, следующая: от физического к физиологическому (раздражимость); от физиологической раздражимости к переживаемости 9субъективности), т.е. к психическому; от эмоций к ощущениям (от переживаемости к чувствительности); от сложного комплекса ощущений к оперированию понятиями – простейшему мышлению; от мышления к вам. Такая последовательность развития повторяется и в онтогенезе. Как в фило-, так и онтогенезе каждый этап развития психики претерпевал и продолжает претерпевать собственные изменения идущие по двум линиям. По одной линии каждый этап, вступая в противоречие со средой, завершается скачком, обеспечивающим появление следующего этапа. По другой линии развития он дифференцируется и усложняет собственную форму, которая вступает в новые структурные взаимоотношения с другими формами психического отражения (Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982).

Специфика живого существа характеризуется и физическими параметрами, такими, как масса, размеры тела, ареал обитания, продолжительность существования в средах с различными физико-химическими свойствами и др. Обнаруживается прежде всего в следующих признаках: самовоспроизводимость – способность к активному извлечению из окружающей среды веществ, составляющих сам организм, и к отторжению веществ, препятствующих его жизнедеятельности; репродуцируемость – способность к размножению, порождению новых особей, аналогичных родительским; гомеостатность – способность поддерживать неизменными параметры физиологических функций в определенных диапазонах изменения условий существования; адаптивность – способность к активной регуляции своего состава и функций в направлении приспособления к изменяющимся условиям существования; регенеративность – способность к восстановлению организмом утраченных или поврежденных органов и тканей; иммунательность – невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы; рефлекторность – способность к реагированию посредством стереотипных целостных актов – рефлексов – в ответ на определенные классы внешних воздействий – стимулов; цикличность развития во времени, т.е. прохождение в границах от рождения до смерти множества циклов (суточных, сезонных), в пределах которых происходит закономерная смена осуществляемых функций.

Обращение к признакам человеческой психики естественным образом задает два направления последующего рассмотрения. С одной стороны, важно понять спектр переходных форм между психикой животного и человека, избегая ошибок антропоморфизма и биологического эволюционизма. С другой стороны необходимо проследить этапы исторического развития представлений о психике от синкретизма (от греч. Sinkreusmos – соединение, объединение) первоначальных воззрений к взглядам, более тесно сопрягающимся с развитием требований верифицируемости признаков психической реальности.

Осуществление подобного рода стратегии при изложении системы психологического знания имеет принципиальное значение, поскольку лишь через постоянное взаимоскоординированное прослеживание характеристических признаков животной и человеческой психики возможно сохранение содержательного единства и целостности рассмотрения психического как такового.

Открытие человеком психиеской реальности первоначально происходит в рамках мифологического мышления и оформляется в виде представления о душе как особой инстанции живого существа, ответственной за его активность. Душа мыслится не только как инстанция, но также и как некий двойник тела. Считалось, что тело человека существует в границах определенного интервала времени, а душа существует вне времени, она вечна: тело локализовано среди прочих физических объектов, душа же не имеет такой локализации; тело инертно (пассивно), душа активна.

 

Помните – у Булгакова в его «Театральном романе»: «Иду я по Шанземезе ...». Так вот опыт автора данных строк больше связан с Лондоном. Итак, иду я по Оксфордстрит. Улица прямая и длинная. На другом ее конце виднеются три фигуры, в которых я моментально и безошибочно узнаю наших советских. В первый момент эта категоричность держится, казалось бы, только на интуиции. Однако анализ ощущений подсказывает, что такая убежденность обусловлена не сразу осознанной информацией, которая по мере приближения троицы дополняется.

Люди идут по главной улице британской столицы, почти повернувшись лицом друг к другу, естественно, не глядя перед собой. При этом они энергично жестикулируют. Пальто на распашку, стрелка на брюках почти отсутствует, пострижены "«прок"»на школьный манер (за границей услуги парикмахерской всегда стоили довольно дорого, особенно с точки зрения наших людей). Ботинки плохо начищены, стоптаны каблуки, галстук развевается на ветру, узел его ослаблен, верхняя пуговичка воротника расстегнута. Может быть, и еще что-то ...

Но уже слышна их слишком громкая речь с тенденцией перебивать друг друга – и не остается никакого сомнения в их принадлежности к тому народу, который во всем мире называют «совьет теня», «совьетикъ» или «советикос», словом идут по Оксфордстрит «совки». И смешно, и грустно. Воистину образованием не заменить воспитания. Пока окружающие поймут, чего вы на самом деле стоите, утечет не мало воды.

Чтобы произвести впечатление на людей, взаимодействуя с которыми, вы хотите добиться успеха, требуется не просто «ноу хау». Нужен талант. Некоторые люди владеют этим талантом от природы, однако каждый может и должен (если хочет преуспеть в делах) овладеть искусством необходимого в различных ситуациях стиля поведения, рассчитанного на определенный эффект.

1. Еще недавно структуру психологической науки просто описывали, перечисляли в нескольких строчках ее основные разделы. Но К. К. Платонов ее изобразил в виде могучего дерева, растущего на почве теории под небом практики, воздействие которой активизирует рост его ветвей. А число этих ветвей уже приближается к 100.

Как и всякое дерево, оно имеет корни комель (переход корней в ствол) и ствол. У этого дерева ствол быстро разделяется на два индивидуальной психологии и социальной психологии. Но в отличии от обычных деревьев, как верно отмечал К. К. Платонов, оба эти ствола вверху, в области индивидуального и совместного творчества, опять срастаются. Растёт и крепнет под небом практики человечества дерево психогической науки.

2. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты НОТ. В задачи психологического труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков.

Психология труда имеет ряд разделов:

а) инженерная психология - изучает деятельность операторов автоматизированных систем управления, решает проблемы распре- деления и согласования функций между человеком и машиной;

б) Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. «акме» – вершина). Она изучает достигшего этой ступени и уровня развития человека как индивида, как личность, как субъекта деятельности (включая и явления совокупного, группового субъекта – такого, как экипаж, бригада) и как индивидуальность. Она выявляет также взаимосвязи между этими макрохарактеристиками человека и прослеживает обусловленность их различными факторами. Особенно актуальным направлением разработок в современной акмеологии является изучение профессионализма человека как высшей ступени в его развитии в качестве субъекта познания, труда, общения. Она определяет главные параметры профессионализма, характеризующие общее, особенное и единичное в областях деятельности «человек – природа», «человек – общество», «человек – человек», «человек – техника», «человек - рынок», «человек – знаковые системы», «человек – образы искусства».

Конкретизацией исследований в названном направлении является изучение профессионализма человека в экономике, в промышленности и сельском хозяйстве, в политике, в идеологии, в налаживании межнациональных отношений, в технике, в науке, в управлении, в воспитании и образовании, в медицине, в сфере обслуживания. В работе правоохранительных органов, в учреждениях культуры, в деятельности средств массовой информации.

Еще одним важным направлением, развиваемым акмеологией, выступают исследования человека на ступенях, предшествующих достижению высокого профессионализма до начала непосредственной подготовки к профессиональной деятельности и процессе прямой к ней подготовки, а также объективирование условий, которые этот профессионализм обеспечивают.

Самостоятельным направлением в акмеологии является создание методического инструментария диагностики, позволяющего осуществить комплексную оценку сформированности человека как индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе и совокупного, группового), устанавливать характеристики его индивидуальности, а также уровень профессионализма в основной для него деятельности.

Всецело отвечающим на запросы практики аспектом в акмеологии выступает разработка научно обоснованных технологий продвижения человека на высокий уровень профессионализма, развития и реализации его творческого потенциала и поддержания его стабильности (при этом имеются в виду и процессы его самоопределения, саморегуляции, самообразования, самосовершенствования). Акмеология базируется на трудах известного психолога А.А. Деркача и его учеников.

б) авиационная психология;

в) космическая психология - исследует психологические закономерности в процессе летнего обучения и в условиях невесомости, связанные с нервными напряжениями при чрезмерных перегрузках организма и т.п.

Педагогическая психология своим предметом изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления и т.д. Ее разделы:

а) психология обучения;

б) психология учителя;

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.