Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понимающая душа и рациональное познание



Самое высокое начало - рациональная душа.

«Интеллект актуальный» и «интеллект потенциальный» различаются. И сам Аристотель это объясняет так: «действительно, ведь и свет имеет цвета в потенции и цвета в акте. И этот интеллект, отделенный, бесстрастный, ни мешанный и чистый по своей сути, есть агент, превосходящий то, на что воздействует... Отделенный (от материи), он есть именно то, что он есть, и только это бессмертно и вечно».

Аристотель определенно полагает, что этот активный интеллект - душа, не соглашаясь с античными интерпретаторами, для которых действующим интеллектом был Бог. Приходя издалека, интеллект остается в душе в течение всей жизни человека.

Но, если действующий интеллект не есть Бог, он все же отражает божественные черты, прежде всего, абсолютную бесстрастность. «Интеллект, - говорит Аристотель, - есть субстанциональная реальность и не подлежит порче». «Человек умирающий не помнит и не любит. Помнить и любить - не собственные функции интеллекта, но субстрата, подверженного разрушению, интеллект же - нечто определенно наиболее божественное и невозмутимое».

В своём трактате «О душе» Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит, что «душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела», или: «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью», или: «Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».

Пройдя школу Платона, Аристотель отклонил его взгляд на душу как отличную от пассивной материи сущность, противостоящую физической природе. Выход, найденный Аристотелем в его стремлении покончить с дуализмом Платона, был воистину новаторским. Его подоплёкой служил биологический подход.

Душа мыслилась Аристотелю как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер.

Душа признавалась объективно присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела, и в то же время, не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались различные версии о прошлом и будущем души, способах её соединения с внешним для неё материальным телом и т. п.

Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует.

Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать. Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершённости способного к жизни естественного тела.

Душа - спутница жизни. Её наличие - свидетельство завершённости тела, осуществлённости возможности жизни. Но это значит, что Аристотель понимает жизнь очень широко.

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движения посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов, фантазий. «Они соединяются по законам ассоциации трёх видов - смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то в последствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста.

 

Душа организма - это его функция, деятельность. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение», -говорил Аристотель. Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей и деятельности (вегетативный, чувственный, разумный).

Понятие о способности, введённое Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно разделяло возможности организма и их реализацию на деле. Функции души становились уровнями её развития.

Тем самым в психологию вводилась в качестве важнейшего объяснительного принципа идея развития. Функции души располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на её основе возникает функция более высокого уровня. (Вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить).

При этом в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошёл за свою историю весь органический мир. (Впоследствии это было названо биогенетическим законом).

Различие между чувственным восприятием и мышлением было одной из первых психологических истин, открытых древними. Аристотель, следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. В этих поисках он открыл особую область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств. Сейчас их принято называть представлениями памяти и воображения. (Аристотель говорил о фантазии). Эти образы подчинены открытому опять-таки Аристотелем механизму ассоциации - связи представлений.

Объясняя развитие характера, он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки.

Учение о формировании характера в реальных поступках, которые у людей как существ «политических» всегда предполагают нравственное отношение к другим, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Учение Аристотеля о душе составляет как бы переход от органической природы вообще к венцу её - к человеку.

Я говорила уже о том, что разумел Аристотель под именем души. Многие пытались доказать, и небезуспешно, что Аристотель в своём учении о душе собрал всё ценное в этом отношении у своих предшественников, присоединив к этому и собственные исследования и размышления.

Но в некоторых отношениях учение, например, Платона, отличается большей полнотой, особенно в тех вопросах, где проявляется самонаблюдение, способность, которая была больше развита у Платона, чем у Аристотеля. Таким образом, Платон в «Федре», «Филебе» и в других диалогах представил довольно подробный анализ душевных волнений и страстей, которых едва касается Аристотель в своём трактате о душе. У Платона, в делении души по видам, вид страстный поставлен отдельным видом души, отличным в своих проявлениях от других видов. Аристотель же, говоря о склонностях -аппетитах, отождествляет желающий и страстный виды души. Во всём же, что относится к наблюдению других, Аристотель стоит выше Платона.

Законы ассоциации идей были также отчасти известны древним мыслителям, особенно Платону и Аристотелю. Открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое получило название ассоциативной психологии (Аристотель упоминает о них в статье о воспоминании).

Я уже говорила, что Аристотель утверждал, что душа относится к телу, как форма к материи. Но вместе со всем этим он допускал существование разума, называя его формой форм. Относительно этого разума душа представляет материю. Душа принадлежит не только человеку: каждое органическое существо одарено жизненной силой или душой, в которой заключается внутренняя причина и конечная цель всякого органического движения или развития. На этом основании Аристотель допускает, что степень телесного совершенства зависит от жизненной силы или души, а не наоборот, как это утверждали некоторые из прежних греческих мыслителей. Степеней души, обусловливающих известные степени совершенства в развитии органичекой природы, Аристотель различает (как теперь уже известно) три, а именно: душу растительную, животную и разумную, или человеческую.

Предмет антропологии есть человек, как высшая степень в развитии органической жизни. Остальная природа служит как бы приготовлением к появлению человека: всё назначение её - в человеке. Это, по мнению Аристотеля, доказывается тем, что всё в природе служит человеку.

Учение Аристотеля о человеческой разумной душе состоит из ценных наблюдений психологического характера. Он первый положил основание опытному изучению души в связи с телом и в то же время рассматривал её как микрокосм, в котором отражается весь мир. В этом учении Аристотель является неустанным и проницательным наблюдателем; что же касается его объяснений, то они так же слабы, как приведённое выше доказательство, что человек есть цель природы.

И что же уцелело от всего этого? - Наблюдения, факты; объяснения же, как леса, рушились с течением времени.

 

 

Название же «психология» появилось в конце ХVI в., общеупотребительным стало в ХVIII в.

Все психологические явления: ощущения и восприятия, представления и мысли, чувства и явления, потребности и интересы, склонности и способности, волевые качества и черты характера требуют правильного научного понимания и составляют предмет психологии.

Борьба между идеалистическим и материалистическим пониманием психики.

Идеалистическая философия о психологической деятельности как проявлении нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все вещи как загадочный «абсолютный дух», идея и пр.

Философское течение дуализм (от лат. до (два) и диалис (двойственный) утверждает существование двух начал, независимых друг от друга, - материя и дух.

Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существования - материю, а психику, мышление, сознание рассматриваем как вторичное, производное от материи.

На почве дуалистических учений в психологии ХIХ в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии - Вундт, Эббингаус, Спенсер, Рибо, Бине, Джеймс и др.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. началось быстрое развитие психологии, которое стимулировалось успехами естествознания, в первую очередь развитием эволюционной биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, предъявляемыми к психологии со стороны медицины, педагогики и производства. В результате психология превратилась в самостоятельную, разветвленную область научных знаний.

Раскрываем основные этапы становления психологии как науки.

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает в ХVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении. Возникла в ХХ в. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

IV этап - Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы поведения. Сформировалась на базе философии диалектического материализма. Основой современной психологии является теория отражения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.