Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТОРНДАЙК ЭДВАРД (THORNDIKE E.)



(1874 - 1949)

Американский психолог , иссследователь проблем научения Э.Торндайк изучал закономерности адаптации организма к Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку лишь приведя в действие специальное устройство – нажав на пружину, потянув за петлю и т.п.

Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений – бросались в рвзные стороны, царапали ящик, кусали его и т. п. ,пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих робах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно.

Ход опытовв и результаты изображались графически в виде кривых, где на абсцисссе отмечались повторные пробы, а на оси ординат – затраченное время (в минутах). Полученная кривая (Торндайк называл ее “кривой научения”) дала основание утверждать, что животные действуют методом “проб и ошибок”, случайно находя верное решение. Этот выход был противопоставлен мнению о том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно. В действительности, утверждал Торндайк, все поведение экспериментального животного – результат слепого поиска и случайной удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, напав однажды на правильное действие, животное в дальнейшем совершало мало ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведения. У животных она выступает в более наглядном виде. Но и человек , по мнению Торндайка , решает задачи в “проблемном ящике” своей жизни аналогичным образом , т.е. постояннно пробуя и ошибаясь и достигая успеха случайно

Казалось бы , Торндайк продолжал направление , считавшееся основой научения и поведения , установление связей между идеями, когда, перебирая идеями, человек случайно находит среди них правильную. Но идея считалась элементом сознания ,Торндайк же объяснял процесс научения ,не обращаясь ни к сознанию, ни к идеям. Он стал на позицию объективного наблюдения и фиксировал только одно : внешние стимулы (ситуации ),с которыми сталкивается организм, и его движение – ответные реакции.

Торндайк считал, что для становления законов ,лежащих в основе обучения, нет необходимости обращаться к представлениям о внутренних психических процессах. Поэтому Торндайка принято считать, одним из родоначальников американского бихевиоризма, отрицающего сознание как предмет психологии .

К законам научения он отнес следующее : 1) Упражнение. Согласно этому закону реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.

2) Закон эффекта, согласно которому из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения.

3) Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию .

Работы Торндайка получили высокую оценку благодоря тому , что он доказал возможнность экспериментального и количественного изучения закономерности поведения целостного организма в проблемной ситуации без относительно к тому , как представлена эта ситуация в сфере сознания. Но в этом же заключалась коренная ограниченность его концепции, поскольку успешность поведения зависит от отображения объективных условий, в которых совершается поведение в форме знания от них.

Торндайк ошибочно противопоставил “пробы и ошибки” как реальный фактор действия организма в сложных условиях дефицита информации ясному и однозначному пониманию этих условий.

Работы Торндайка существенно стимулировали изучение не только сложных навыков, но и интеллектуального поведения в целом. “Интеллект животных ”- так называли пионерский труд Торндайка, показывающий, что понятие об уме должно быть преобразовано и не ограничеваться внутренними операциями ума.

В своих дальнейших работах – “психология научения”,”основы научения ”- Торндайк заметил понятие об ассоциации понятием о “коннексии”(связи), сосредоточившись на зависимости тех связей, которые лежат в основаннии научения от таких факторов, как поощрение и наказание.

 

ХАРАКТЕР

Характер – это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека. Характер выражается в устойчивых отношениях человека к различным сторонам действительности.

Характер формируется под влиянием жизненных воздействий и воспитания ;вместе с тем он связан с природным типом высшей нервной деятельности .Тип нервной деятельности не определяет ни отдельных свойств характера, ни характера в целом ,но обеспечивает различные условия для формирования систем временных нервных связей, образующихся в коре головного мозга под воздействием окружающей среды и преломляющегося через соответствующие достижения психического развития субъекта . Человек реагирует на воздействия окружающей среды на основе «сплава» ( И.П. Павлов) из прирожденных свойств нервной системы и тех изменений и приобретений в ней, которые возникают в процессе его жизнедеятельности.

Темперамент определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая отпечаток на те или иные его проявления.

В истории науки известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица ( физиогномика), от формы кисти рук и складок кожи ладоней ( хиромантия ), от цвета глаз и волос ( иридопсихология ), от почерка ( психографология ) и т д.

Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Ч. Ломрозо, Э.Кречмер, У.Шелдон)

ТЕМПЕРАМЕНТ

Ни один процесс психики, ни одно его психическое свойство так не характеризуют наш поведенческий облик, как темперамент. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются:

- общая психологическая активность,

- моторика,

- эмоциональность,

- чувственный тон,

От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов. Речевая деятельность , ее ритм , темп всегда окрашены такой психической особенностью, как темперамент. Наши чувства, переживания органично взаимосвязаны с проявлением всех свойств темперамента. Мимика, жестикуляция, акты и действия невербальной коммуникации, походка, моторика всегда на себе несут печать того или иного типа темперамента .

В истории учения о темпераменте свойства темперамента с самого начала характеризовались как групповые, “типологические” особенности. Иначе говоря, понятие о темпераменте связывалось с представлением о типах темпераментов, о свойствах, по которым одни группы людей отличаются от других.

В традиционной классификации темперамента, идущей от Канта и Вундта, такими свойствами были скорость и сила эмоциональных реакций. У современного американского психолога Диамонда - уровень активностми и преобладающий чувственный тон. У английского психолога Айзенка - экстраверсия - интроверсия и нейротизм - эмоциональная стабильность.

В отечественной литературе, например, у НД Ливитого, - эмоциональная возбудимость; в работах В.Д.Небылицина – общая психологическая активность, в особенности двигательная, и эмоциональная. Сходство, заметное в этих классификациях, показывает, что выделяемые психологические характеристики образуют особую, более или менее однозначно определяемую группу свойств индивида. Более полный перечень свойств темперамента дает В.С. Мерлин: сензитивность, реактивность, активность ,соотношение активности и реактивности , темп реакции, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность , эмоциональная возбудимость (см. словарь психологических терминов) . Этот перечень выделяет особую группу свойств в личности , отличных как от способностей, так и от особенностей мотивации. По конкретному психологическому содержанию эти своцства весьма различны.

 

ВНИМАНИЕ

Внимание характеризует активность личности и ее избирательное отношение к предметам и явлениям действительности .Во внимании проявляется регулирующая роль психики человека : при отсутствии внимания невозможно целенаправленная практическая деятельность.

Гинезис внимания характеризуется переходом от непроизвольной ориентировочной реакции на предметы или явления к произвольному, избирательному сосредоточению на них.

Внимание входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость , распределение ,переключение ,увеличивается объем, возникает привычка быть внимательным, даже при неблагоприятных условиях. На основе этой привычки формируется внимательность как свойство личности. Внимательность предполагает очень высокую степень развития произвольного и непроизвольного внимания, а также высокий уровень развития устойчивости, распределения и переключения внимания.

Внимание предполагает также определенное отношение человека к окружающим людям. Внимание всегда определяется новизной стимула , сложенностью и интенсивностью воздействующих факторов, их оригинальностью и временем действия. Выбор информации , поступающей в мозг из окружающего мира, больше всего зависит от потребностей и интересов самого субъекта. Голодный человек, идя по незнакомому городу, легче всего будет замечать вывески кафе ,столовых, закусочных. Страстный любитель машин скорее всего отметит какую-то интересную деталь кузова , чем человек, для которого машина – лишь средство передвижения. Люди, постоянно читающие газеты, останавливаются на том заголовке, который отражает их интересы и увлечения.

Психология рекламы учитывает знания закономерностей внимания как общей стороны всей психической деятельности человека.

 

 

ПАМЯТЬ

Память – сложный познавательный психологический процесс, заключающийся в отражении индивидом своего прошлого опыта. В памяти выделяют три процесса : запоминание (ввод информации), сохранение (удержание информации) и воспроизведение (выдача информации). Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение.Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг, а может быть и протяженным по времени. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.

В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти ) ,условии и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходдов от сохранения в сознании к вытеснению в подсозннательное.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерений личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания. Узнавание опирается на образ восприятия. Здесь важно точно познать идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Следующим по степени трудности можно назвать воспроизведение в узком смысле слова, когда нет опоры на образ восприятия, но материал воспринимается в соответствии с целью и без усилий со стороны человека.Третья ступень воспроизведения – это припоминание – процесс воспроизведения, требующий усилий для того, чтобы воссоздать нужное. Лучшим вспомогательным средством припоминанния является опора на узнавание.

Великий физиолог И.П. Павлов, первый русский лауреат Нобелевской премии , считал, что физиологической основой памяти являются нервные связи, образующиеся в коре головного мозга под действием раздражителей из внешнего мира или внутренней среды. Такие связи принято называть ассоциациями .

 

 

Психоанализ. Учение З. Фрейда (1856-1939). Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую за покровом сознания мощные пласты.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях оговорках и др.).

Психоаналитическое движение: динамика психических структур. К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937).

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания Фрейд преобразовал понимание предмета психологии. Он показал роль мотивационных факторов как объективных, независимых от того, что шепчет ему голос самосознания, регуляторов поведения.

У Фрейда было много учеников: 1) Юнг Карл (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937).

Юнг ввел понятие о коллективном бессознательном. В бессознательную психику по Фрейду могут войти явления, вытесненные из сознания. Юнг считал, что они никогда не могут быть индивидуальными, приоритетными, они являются даром далеких предков.

Несколько архетипов.

Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, галюцинациях, а также в творениях культуры.

Юнг разделил человеческие типы на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь), сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя либидо. Но он считал неправомерным отожествлять его с сексуальным инстинктом.

Адлер модернизировал психоанализ, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверх компенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими.

В комплексе неполноценности скрыт источник неврозов.

Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникли новые варианты объяснения и лечения неврозов, комплексов, психических травм динамикой неосознаваемых влечений. Менялись и взгляды Фрейда на структуру и динамику личности. Она состоит из 3 составляющих - «Оно», «Я», и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» - сознание, а «Сверх-Я» представляется как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с принципом удовольствия, «Я» ориентируется на принцип реального, «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животного биологического опыта в теории Фрейда. «Я» - это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. «Сверх-Я» личности - это родители, учителя, воспитатели и другие люди, с которыми человек вступая в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, произведения литературы и искусства.

«Оно» - т.е. бессознательное постоянно требует удовлетворения потребностей человека и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояние.

Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно» находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения. Потому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я», сознания, которое действует в соответствии с принципом реальности, стремится примерить обе конфликтующие стороны, т.о., чтобы влечения «Оно» были удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Бихевиоризм. Под влиянием их идей возникает новое мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведения, понятое как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Манифест новой школы (1913) У. Уотсона.

 

 

Гештальтпсихология

 

Гештальтпсихология (от нем gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшие в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание гештальтпсихология уделила исследованию высших психических функций человека ( восприятия, мышления, поведения и др.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.

 

Левин: динамика мотивации. «Теория поля».

Изучение уровня притязания.

Курт Левин (1890-1947). Теория немецкого психолога К. Левина сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физики и биологии. В 1914 г. он сближается с Келлером, Вертгаймером (основатель психологии). Их близость связана с общими взглядами на природу психического и с попыткой в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Но Левин сосредоточился на изучении личности человека.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название теории психологического поля. Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют в то же время такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассмотрел как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом напряжении человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологических и социальных (квазипотребности).

Потребности в структуре личности не изолированы, а находятся в связи друг и другом в определенной иерархии. При этом те социальные квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящийся в них энергией, этот процесс Левин назвал коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые на основе связанных коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом человек, не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение и это расширяет его адаптационные возможности.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов, такие феномены, как сохранение, забывание, волевое поведение связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Левиным в эксперименте было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу у человека, а также связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим.

Исследования Левина доказали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолевать непосредственное влияние поля, окружающих предметов, встать над полем, как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Левин приходит к важному понятию для него - временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытие им понятия «уровня притязаний» и аффекта «неадекватности», которые проявляются при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причины отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом, Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный и заниженный уровень притязаний, т.к. и в том и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.