Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Популяризация этнографических знаний. «Месяцесловы», словари, журналы



Итак, ко второй половине XVIII в., а особенно в конце его, русской наукой было накоплено большое количество этнографического материала — почти обо всех народах России и о некоторых зарубежных народах. Очень важно отметить, что этот материал постепенно просачивался из специальных ученых сочинений, описаний путешествий, исследований в общедоступную литературу. Этнографические сведения делались достоянием читающей публики, хотя, конечно, этнографии как особой науки все еще не было и самого термина не существовало. Например, «Странствование надворного советника Ефремова в Бухарии, Хиве, Персии и Индии и возвращение оттуда через Англию в Россию». Новое исправленное и умноженное издание. СПб., 1794; «Странствование Филиппа Ефремова в Киргизской степи, Бухарин, Хиве, Персии, Тибете и Индии и возвращение его оттуда чрез Англию в Россию». 3-е вновь переделанное, исправленное и умноженное издание. Казань, 1811

Каналы, через которые шло это просачивание этнографических сведений в общедоступный оборот, были различны: это, во-первых, некоторые журналы, во-вторых — географические словари, в-третьих — «топографические описания» с соответствующими картами.

В последние десятилетия XVIII в. журналы в России уже начали постепенно выполнять ту важную общественную роль, которая, как известно, выпала им на долю в XIX в.: роль выразителей и вместе с тем создателей общественного мнения. В большинстве журналов уже тогда заметное место принадлежало научно-познавательному материалу — популяризации сведений из самых различных наук. В числе их мы находим в некоторых журналах и этнографические сведения.

Уже с 1726 г. Академия наук начала издавать так называемые «Месяцесловы» — своего рода популярные календари-альманахи, где печатались и разные научно-популярные статьи, оригинальные и переводные. Впоследствии академик Озерецковский счел нужным переиздать эти статьи, потому что «Месяцесловы» стали библиографической редкостью. Так явилась серия «Собрание сочинений, выбранных из месяцесловов» (10 томов, 1785—1793). В числе напечатанных там статей, довольно разнообразного содержания, немало и чисто этнографических.

Часть 1-я: «Об астрономии гренландских жителей», «Краткое описание обрядов, при перерождении Кутухты примененных», «О великой Татарии» (из сочинения Жербильона).

Часть 3-я: «О происхождении молдавцев, о их языке... вере, нравах и поведениях», «Краткое географическое описание княжества Молдавского и лежащих между Черным и Каспийским морями земель и народов», «Описание Греции», «О покорении Сибири Российской державе», «Исторические известия о Крыме», «Известие о достопамятных народах, в прежние времена на северной стороне Дуная, а особливо в России живших».

Часть 4-я: «Известие о Бухарин», «Известие о Чукоцком носе». Часть 5-я: «Известие о королевстве Тибетском», «Выписка из путешественных записок Василия Зуева, касающихся до полуострова Крыма, 1782 г.». Часть 6-я: «Описание Курильских островов», «О бывших промыслах Запорожских казаков и наипаче о рыбном», «Краткое описание Тобольского наместничества», «Об острове Колгуеве», «О Тунгусах вообще», «О Калмыцком народе, кочующем в преждебыпшей Астраханской губернии».

Этнографические сведения и целые статьи встречались и на страницах более поздних журналов, издававшихся Академией наук: «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755—1764), «Академические известия» (1779—1781), «Новые ежемесячные сочинения» (1786—1796) и пр. Можно найти этнографический материал и в частных журналах того времени. Характер этого материала весьма неодинаков и зависит от общего направления журнала

Другим каналом, через который в публику проникали этнографические знания, были русские географические словари. Первым таким словарем по времени выхода (1773) был «Географический лексикон Российского государства», составленный Федором Полуниным, воеводой г. Вереи, любителем наук, под редакцией историка Г.-Ф. Миллера. В этом «Лексиконе» есть статьи примерно по 20 народам России; сведения о них заимствованы главным образом из ученых путешествий. Там упоминаются под особыми заголовками барабинцы (Барабинская степь), буджаки (т. е. бессарабские татары), едизанские татары (т. е. ногайцы), камчадалы (Камчатка), кузнецкие татары (Кузнецк), нагайцы, олюторы (т. е. коряки), остяки, пермяки (Пермь), «пегая орда» («народ баснословный», сказано о нем), сыряне (т. е. зыряне-коми), теленгуты, тунгусы, черемисы, чуваши, чукчи, шелаги (часть тех же чукчей), юкагиры, якуты. Сверх того, ряд народов упоминается попутно в других статьях. Второе, значительно расширенное издание словаря («Лексикона») Полунина вышло в 1788—1789 гг. под редакцией Льва Максимовича: «Новый и полный географический словарь Российского государства». Этот словарь состоял из двух томов. Сведения о народах в нем гораздо обильнее: описано уже 76 народов, не считая нескольких древних.

Начало XIX в. было ознаменовано в истории России немаловажными переменами. Во внешних же отношениях Россия все больше втягивалась в систему общеевропейской и мировой политики. Выход России на Тихий океан в связи с приобретением колоний в Америке; активное участие в наполеоновских войнах, завершившееся изгнанием французов из России и значительным усилением политического веса Российской империи в Европе; многократные заграничные походы русской армии, которые сталкивали массу русских солдат и офицеров с народами зарубежной Европы,— все это были факторы, действие которых не могло не сказаться на всех сторонах русской жизни.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.