Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Английский структурализм. Эдуард Эванс-Притчард



В Англии последователями и продолжателями линии Радклифф-Брауна являются Эдуард Эванс-Притчард, Мейер Фортес, Раймонд Фёрс, Макс Глукмэн и др.

Особенно интересны труды Эванс-Притчарда (1902— 1973), видного африканиста, известного своими исследованиями культуры народа азанде, нуэров и других народов Африки (кое-кто считал его даже величайшим из ныне живущих этнографов). В этих исследованиях систематически применяется структуралистский метод. Сам Эванс-Притчард так характеризует этот метод, противопоставляя его «традиционным», приемам этнографических описаний.

Суть структурного метода ЭвансПритчарда состоит в том, что описание фактов подчиняется определенной социологической теории.

Сообразно этому принципу построена его книга о нуэрах. Ее главное содержание — «политическая система» изучаемого народа,— и автор обстоятельно описывает эту «политическую систему» (понимая под ней совокупность племенных и межплеменных отношений) и все то, что, по его мнению, с ней связано, т. е. прежде всего скотоводческое хозяйство — базу материального производства и всей общественной жизни нуэров; описывается экологическая среда, родо-племенная структура (the lineage system), система возрастных классов (the age-set system).

Автор оставляет, однако, без описания брачно-семейную жизнь и взаимоотношения полов, которые, по его взгляду, не связаны непосредственно с политическими институтами. Зато, что очень характерно, Эванс-Притчард подробно рассматривает отражение экологических и социальных условий в сознании людей и даже в образовании у них общих логических понятий: понятий пространства и времени. Оказывается, что у нуэров представления о времени определяются не столько чередованием времени суток и времен года («экологическое время»), сколько хозяйственными занятиями и социальными отношениями («структурное время»), т. е. последовательностью хозяйственных работ в течение суток и по годовым сезонам, а для больших промежутков времени — общественными событиями, инициациями мальчиков и сменой поколений. «Время... не есть континуум, но устойчивые структурные отношения (а constant structural relationship) между двумя точками, между первым и последним лицом в линии агнатического родства (descent)». Точно так же и идея пространства определяется у нуэров не столько физическим расстоянием («экологическое пространство»), сколько родо-племенными отношениями («структурное пространство»): «Некая нуэрская деревня может находиться на равных расстояниях от двух других деревень, но если одна из них принадлежит иноплеменникам, а другая — своему племени, то первая структурно дальше, чем вторая».

Сами этнические отношения представляют собой своеобразную структуру. В культурном отношении всего ближе к нуэрам стоят их соседи динка, больше отличаются от них шиллуки, еще больше — другие соседние племена. Именно в силу культурной близости к динка нуэры чаще всего с ними воюют, отнимая у них скот; эти войны — «не просто столкновение интересов, а это и структурные отношения между двумя народами» — отношения, подразумевающие взаимное знание привычек и чувств.

Понятие «структуры» пронизывает все научное мировоззрение Эванс-Причарда. «Под социальной структурой, — пишет он, — мы разумеем отношения между группами, обладающими высокой степенью устойчивости и постоянства»; семья, кстати, не принадлежит к числу таких групп, ибо она неустойчива и распадается каждый раз со смертью ее членов. Структуры образуют между собой своеобразную иерархию. «Социальная структура народа есть система раздельных (separate), но взаимосвязанных структур». Есть особые системы возрастных классов, системы кровнородственных групп и пр. — все они объединяются в общую социальную систему. Для современной социальной антропологии (т. е. этнографии) уже недостаточно, полагает Эванс-Притчард, оперировать такими понятиями, как племя, клан, возрастной класс и т. п. Эти понятия суть абстракции слишком низкого уровня; для дальнейшего прогресса науки «необходимо пользоваться понятиями, обозначающими отношения (relations), определяемые в терминах социальных ситуаций, и отношения между этими отношениями». Автор признает, что он сам еще недостаточно продвинулся к этой цели.

Из других представителей английского структурализма выделяются Раймонд Фёрс и Мейер Фортес.

Общей тенденцией британских этнографов нашего времени (как и этнографов других стран) является стремление как-то согласовать теоретические основы структуралистской школы, и прежде всего понятие «структуры», с той картиной бурных социально-экономических, политических и этнических процессов, развертывающихся особенно в Африке и в других районах земного шара, которую уже нельзя игнорировать этнографу. Во времена Малиновского и Радклифф-Брауна еще можно было «не замечать» этих мощных движений, теперь же закрывать на них глаза невозможно: остается прилаживать к ним созданную ранее теоретическую модель.

В целом при всех расхождениях во взглядах между английскими этнографами, расхождениях даже принципиального свойства, все они, однако, размещаются в одних и тех же методологических рамках, в рамках традиции, созданной Малиновским и Радклифф-Брауном. За пределами этой функционально-структурной школы в Англии остается мало этнографов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.