Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 21. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ



1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важ­нейшие моральные качества человека; их значение для его лич­ностного развития

Как отмечалось в предыдущей главе, весьма су­щественной частью морального воспитания является формирова­ние у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний.

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют ог­ромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отноше­ния к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укреп­ляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных Ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужест­ва и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, ука­зывал А.Н. Радищев. «Не все рожденные в отечестве достойны вели­чественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежней­шею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится по­гибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благоро­ден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Оте­чества...»[145]

Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, – подчеркивал он, – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспе­шествовать этому»[146].

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важ­ной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средст­вом. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет челове­ка без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклон­ностями»[147].

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим наро­дам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их само­стоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловече­ских ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим обра­зом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отно­шений, их содержание и внутренняя структура

Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. gene­sis – происхождение) этих качеств связан с образованием и укрепле­нием отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и куль­тура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячеле­тий.

Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря мо­нархистов.

В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патри­от – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник»[148]. «Патриот, – говорится в другом словаре, – человек, любя­щий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины»[149].

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Пат­риотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политичес­кий принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины»[150]. В лексичес­ком же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу»[151].

Как видим, в этих определениях акцент делается главным обра­зом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое созна­ние и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокуп­ности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и незави­симость.

Не менее сложным является и понятие культуры межнациональ­ных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лек­сическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение»[152]. С этой точки зрения культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, кото­рые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и вза­имной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, на­циональным обычаям и традициям других народов.

Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о вос­питании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими со­циалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этичес­кий смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспи­тании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности.

Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохране­ние верности родине; гордость за ее социальные и культурные до­стижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способ­ности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отне­сти: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обыча­ям и традициям других народов; проявление интереса к достижени­ям культуры и жизни других государств и народов; стремление раз­вивать общечеловеческие ценности.

Для осуществления воспитательной работы по формированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего про­цесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма и культуры межнациональных от­ношений представляет собой целенаправленный процесс включения уча­щихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по свое­му содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональ­ных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, кото­рые в своей совокупности выступают как носители этих нравствен­ных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следую­щие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллекту­ально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требу­ет специфической методики воспитательной работы. Какой же она должна быть?

3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отно­шений

Как уже отмечено выше, важную роль в процессе воспита­ния патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мо­тивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. По­требности в самосовершенствовании, как известно, возникают у че­ловека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуж­дению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.

Вот учащиеся изучают замечательную повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Патриотический подвиг Тараса и его сына Остапа, как правило, не оставляет учащихся равнодушными. Он вызывает у них чувство искреннего восхищения и дает конкретные представле­ния о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность роди­не, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

В системе учебных занятий школьники знакомятся с биография­ми выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, со­вершают походы по родному краю.

Чтобы приобщить школьников к изучению жизни других народов и способствовать формированию у них потребности в овладе­нии культурой межнациональных отношений, классный руководи­тель одной из средних школ использовал следующую ситуацию.

Класс выезжал отдыхать в Махачкалу (Дагестан). Там была орга­низована экскурсия учащихся по городу. Экскурсовод познакомил ребят не только с памятниками архитектуры и с историей города, но и с национальными обычаями и традициями горцев.

Семиклассники всерьез заинтересовались историей дагестанско­го народа. Учитель же умело использовал ситуацию, чтобы поддер­жать этот интерес. По возвращении домой учащиеся прочитали книги по истории Дагестана, об архитектурных памятниках этого края, о художественных промыслах и обсудили их в классе. Затем стали собирать материал об обычаях этого народа. Оказалось, что I наиболее ценными у дагестанцев считаются такие нравственные ка­чества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, моральная и материальная взаимопомощь друг другу, внимание и за­бота старших детей по отношению к младшим и т.д. По материалам, которые собрали ребята, был проведен классный час.

Как видим, использованные учителями и классными руководите­лями формы и приемы воспитательной работы были различными, но все они так или иначе создавали ситуации, которые вызывали у учащихся положительные эмоции и переживания, побуждали их к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствовали развитию патриотизма и культуры межнациональ­ных отношений.

4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний

Этот компонент включает в себя обогащение учащихся знания­ми, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта рабо­та была педагогически эффективной, она должна быть содержа­тельной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.

Прежде всего нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные пережи­вания.

Именно это имел в виду Л.Н. Толстой, когда отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отно­шение к ней»[153].

В иной форме, но об этом же уже в наше время писал широко известный русский писатель Л.М. Леонов. «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому месту, где живешь»[154].

Классный руководитель одной из школ при проведении с шести­классниками беседы «С чего начинается Родина?» использовал не­большой отрывок из пьесы К. Симонова «Русские люди». В нем автор словами разведчицы Вали Анощенко говорит: «Родина, Роди­на... Наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. У нас изба на краю села стоит, и около речки две березки. Я ка­чели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я все эти березки вспоминаю».

Эти представления и чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями. Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формировать у уча­щихся представления о природе родного края. На занятиях по зоо­логии дети знакомятся с животным миром. География позволяет учащимся накопить разнообразные представления о природных ре­сурсах, ландшафте и растительном мире своего региона.

Изучение родного края должно занимать важное место в сис­теме внеклассной воспитательной работы. Для этого используют­ся экскурсии в природу, походы по родному краю, создание угол­ков природы в школе, участие в работе кружка «Юный натуралист» и т.д.

Существенной стороной обогащения школьников патриотичес­кими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укрепле­нию могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с инозем­ными захватчиками.

В системе обучения и внеклассной работы следует акцентиро­вать внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдаю­щихся российских деятелей науки и культуры, как М.В. Ломоносов, П.Л. Чебышев, Н.И. Лобачевский, Н.М. Сеченов, Н.М. Пржевальский, П.Н. Лебедев, Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др. Мировое признание получи­ли научные открытия К.Э. Циолковского, И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.Н. Колмогорова, П.Л. Капицы, И.В. Курчатова, С.П. Королева и др. Общеизвестен вклад нашей страны в развитие многих обла­стей космической техники и атомной энергетики.

Чтобы эффективно использовать содержание обучения для обо­гащения учащихся знаниями по вопросам патриотизма и межнацио­нальных отношений, необходимо, чтобы каждый учитель хорошо осознавал тот конкретный материал по своему предмету, который следует использовать при решении этой проблемы.

Процесс выработки нравственных представлений в области пат­риотизма и культуры межнациональных отношений требует умелого учета возрастных особенностей учащихся. У младших школьников формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Представления же учащихся-подростков становятся гораздо шире и глубже и по многим вопросам находятся на уровне моральных понятий. Вполне естественно, что чем богаче и ярче эти представления и понятия, тем успешнее вырабатываются у школьников оценочные мнения и суждения и развивается их патриотическое сознание.

Но устойчивость и степень зрелости морального сознания до­стигается только тогда, когда знания учащихся по вопросам патрио­тизма и культуры межнациональных отношений приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве моти­вов и установок поведения. Как же должна решаться эта проблема?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.