Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения



Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности и культу­ры поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны созда­вать такие педагогические ситуации, в которых школьники пережи­вали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходи­мым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических приемов.

Прежде всего, в школе необходимо поддерживать высокую сани­тарно-гигиеническую культуру и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных каби­нетах, их хорошая освещенность и художественное оформление – все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, воздерживаться от хождения в грязной обуви, обращать внимание на неопрятность. Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремон­тирована и благотворно действовала на учащихся своей чистотой, порядком, эстетическим оформлением. Это придает не только тор­жественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их чувства ч сознание.

Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было метко организовано дежурство учителей и самих учащихся, продуманы меры поддержания порядка и дисциплины во время перемен, игры на свежем воздухе, хорошее проветривание классов и т.д. В отдельных шко­лах предусматривается все до мелочей. Если в школе просторный коридор, куда сходятся на перерывах учащиеся нескольких классов, что, естественно, создает предпосылки для Шума и беготни, в нем расставляются цветы таким образом, чтобы создать ограничения для излишней резвости... Особенно тщательно налаживается эта paбота в первые дни и месяцы учебного года с тем, чтобы усилить присмотр за порядком и закрепить необходимые стереотипы поведения.

Большую роль в возбуждении потребности в выработке дисцип­линированности и культуры поведения играет тактичное предъявле­ние требований к учащимся в начале учебного года. Методика этих требований раскрыта в главе о воспитании ученического коллектива. Здесь же необходимо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у\ учащихся переживания внутренних противоречий между имеющи­мися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими на их школьных обязанностей.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказыва­ет увлекательная и содержательная организация учебной работы! обеспечение с первых дней учебного года переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. В этом смысле полностью сохраняет свое значение педагогическое положение о том, что дисциплина в школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее высоким качеством и уме­лой организацией досуга детей, а также благожелательными отношения­ми между педагогами и учащимися. Шалости детей чаще всего бывают на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования – замечаниям, записям в дневниках и т.д.

Наконец, в оперативном плане, если назрела острая необходи­мость в укреплении дисциплины и порядка в школе или отдельном классе, потребность учащихся в улучшении поведения можно вы­звать путем анализа допускаемых ими недостатков и постановки задач по их неотложной ликвидации. Такие задачи ставят учителя и классные руководители, если, например, нужно срочно обратить; внимание школьников на поддержание чистоты в школе или улуч­шить их отношение к общественно полезному труду и т.д.

Если рассмотренные выше меры – образцовый санитарно-гигиени­ческий порядок в школе, правильная организация поведения учащихся с пер­вых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требова­ний и содержательное осуществление учебных занятий – используются достаточно умело и комплексно, они создают действенные предпо­сылки для воспитания у школьников потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.

5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установ­ленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка

Органической частью формирования дисциплинированности и культуры поведения является воспитание у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведе­ние содержательной разъяснительной работы и организация позна­вательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисцип­лины и культуры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных занятий.

Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повышает моральную со­знательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Большое значение в этом имеет содержание изучаемого материала. В этой связи важно подчеркивать и добиваться глубокого усвоения тех аспектов основ наук, в которых раскрываются принципы мора­ли и дисциплины, их значение для достижения успеха в любой рабо­те и укрепления чувства собственного достоинства. Так, на заняти­ях по литературе у учащихся формируются представления о мораль­ном облике человека, его убежденности в пользе дисциплины и культуры поведения личности, осмысливаются ее гражданские обя­занности. Изучение каждого предмета дает возможность учителям разъяснять правила поведения и их влияние на успеваемость уча­щихся.

Значительная работа в этом направлении должна проводиться учителями и классными руководителями во внеурочное время. Каким же должно быть ее содержание и основные формы?

Большое место занимает разъяснение правил поведения. С этой Целью в школах проводятся беседы и классные собрания. Тематика их носит двуплановый характер. В одном случае, особенно в начале Учебного года, раскрывается содержание правил поведения учащихся в целом. Так, в школах практикуются беседы на такие темы: «Чего требуют от учащихся правила поведения?», «Каким должно быть поведение школьников?», «Что такое дисциплина?», «Об обязанностях и дисциплине школьников» и др. Обсуждение этих во­просов дает учащимся довольно широкое представление о тех тре­бованиях к их поведению, которые вытекают из их школьных обя­занностей.

Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятив­ное влияние на дисциплину учащихся и способствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеждений. Естественно, что воспитательной работе в этом случае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяснение важней­ших вопросов поведения учащихся и способствовать формирова­нию у них соответствующих понятий. Ограничимся лишь одним примером.

Правила поведения учащихся V-IX классов требуют, чтобы они настойчиво овладевали знаниями, старательно учились и были вни­мательными и активными на уроках. Чтобы школьники глубоко уяс­нили и усвоили эти требования, необходимо помочь им осмыслить, в чем должна заключаться их настойчивость и активность в овладении знаниями. Для этого полезно провести не одну, а ряд бесед: «Что такое настойчивость в учении и в чем она проявляется», «Что значит быть внимательным на уроке», «О познавательной активно­сти в обучении», «Об обязанностях учащихся в учебе» и т.д. Как видим, содержание бесед носит не общий характер, как это зачастую бывает, а направлено на раскрытие конкретных понятий: что такое настойчивость в учении, что такое обязанность, в чем прояв­ляется внимательность и т.д.

Подобным же образом проводится разъяснительная работа и по другим правилам поведения. Это позволяет не только формировать понятия о важнейших правилах дисциплины, но и многократно об­ращаться к разъяснению одних и тех же требований к поведению учащихся, постоянно расширяя и углубляя их знания. Естественно, Что тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответ­ствовать возрастным особенностям школьников[165].

Усвоение правил и требований дисциплины создает соответствующие психологические установки в поведении, позволяет уча­щимся сравнивать свои действия и поступки с моральными норма­ми, способствует формированию у них взглядов и убеждений, которые и определяют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.

6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированно­го поведения

Воспитание культуры поведения. Воспитание практической стороны дисциплинированности и культуры поведе­ния требует умелой и систематической организации упражнений «в правильном поступке» (А.С. Макаренко). Все это обусловливает не­обходимость широкого использования метода упражнений (приуче­ния) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений.

Большое значение имеет прежде всего четкое начало занятий. Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не устано­вится должный порядок и не будет привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или не успокои­лись сразу после перемены, для установления дисциплины необхо­димо применять специальные педагогические приемы, чтобы на­строить их к работе (о них шла речь в главе об уроке).

Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для поддержания дисциплины, чем суетливость и неорганизованность самого учителя в классе. Например, учи­тель начал опрос учащихся по пройденному материалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отвечающего и устранять этот недоста­ток. Или другой пример. Учитель объявляет о контрольной рабо­те по математике, подходит к доске и записывает задачи, не сде­лав никаких указаний учащимся. И вот возникают вопросы: «А какое сегодня число?», «Как озаглавить контрольную работу?», «Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?» и т.д. Так по вине учителя на уроке возни­кает беспорядок.

На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю, краси­во и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. Ну а если иной раз возникает, как говорят, «рабочий шумок», опять по­лезно прибегать к тренировке и, например, предложить учащимся провести «минутку тишины». Нужно также учиться бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (научения) является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах.

Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбужде­ния интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, от­влекающими от занятий.

Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью приучения к соблюдению правил умственного труда. Участвуя в этих занятиях, учащиеся глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убежда­ются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых правил.

Не меньшее значение имеют упражнения и для организации поведения учащихся на переменах, а также при проведении внеклассной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за по­рядком и дисциплиной. Кто-то из учащихся заходит в школу в гряз­ных ботинках – дежурный предлагает ему выйти из помещения и очистить обувь. Кто-то забыл снять шапку – дежурный напоминает ему об этом. При виде дежурного учащиеся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней рез­вости и постепенно приучаются к чистоте, порядку и аккуратности, шлифуют культуру своего поведения[166].

Не чем иным, как упражнением в дисциплинированном поведе­нии, является участие школьников в хорошо налаженном труде, со­блюдении правил уличного движения и т.д.

7. Использование общественного мнения воспитательного кол­лектива в процессе формирования у учащихся дисциплиниро­ванности и культуры поведения. Индивидуальная работа с уча­щимися

Проводя воспитательную работу в коллективе и через кол­лектив, нужно широко использовать его влияние на воспитание дисциплинированности и культуры поведения учащихся.

Большую роль здесь играет опора на актив. Как наиболее дея­тельная часть ученического коллектива, активисты проявляют вы­сокую принципиальность при анализе поведения учащихся, предъ­являют требования к своим товарищам и ориентируют коллектив на повышение ответственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совеща­ния и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требования к улучшению их поведения, поручать им проводить разъяснительную работу со сво­ими товарищами.

Опираясь на активистов, необходимо тактично применять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от правил поведения. К этим мерам относятся следующие: заслушивание объяснений учащихся, допускающих нару­шения дисциплины, на классных собраниях, на заседаниях ученичес­ких комитетов, применение мер общественного порицания, а в от­дельных случаях и взысканий. Однако нужно серьезно взвешивать це­лесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной школьник умышленно нарушает порядок и не счи­тается с критическими замечаниями со стороны одноклассников и учителей. Общественное воздействие в этих случаях должно высту­пать как коллективное осуждение недисциплинированности и в то же время указывать пути к улучшению поведения.

Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприя­тий занимает индивидуальная воспитательная работа с учащимися как по преодолению, так и особенно по предупреждению недисцип­линированности. Учителям и классным руководителям необходимо внимательно изучать школьников, особенно их поведение, и заме­чать малейшие отклонения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка не проявляется внезапно, она за­рождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учению, отрицательное отношение к отдельным учителям, неблагоприятное положение в коллективе и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и помощи ученику. Положительную роль здесь может сыграть задушевная беседа учителя или классного руководителе внушение, товарищеский совет, совместное обсуждение путей улучшения поведения и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.