Конечные расходы органов государственного управления – это государственные расходы органов власти всех уровней на покупку продукции предприятий и ресурсов для нужд государства, в том числе рабочей силы.
Валовое накопление в новой СНС включает в себя три элемента: валовое накопление основных фондов, прирост материальных оборотных средств (изменение запасов сырья, материалов, топлива и т.д.), чистые покупки ценностей (учитываются за вычетом их продаж). Далее валовое накопление основных фондов расширено в СНС 1993 г. в результате включения в него трех статей: «Расходы на геологоразведку», «Затраты на приобретение программных средств для компьютеров» и «Стоимость оригиналов литературных и художественных произведений». Ранее эти статьи учитывались, в основном, как промежуточное потребление товаров и услуг. В СНС 1968 г. практически все расходы органов государственного управления для военных нужд учитывались как промежуточное потребление, в новой СНС расходы на строительство военных аэропортов, верфей, дорог, зданий и прочего относятся к накоплению основных фондов.
Валовое накопление осуществляется за счет инвестиционных расходов. Инвестиции – это экономические ресурсы, которые направляются на возмещение и увеличение реального капитала общества. Различают инвестиции на возмещение основного капитала, чистые и валовые инвестиции. Инвестиции на возмещение основного капитала адекватны амортизационным отчислениям. Чистые инвестиции связаны только с увеличением реального капитала. Последние представляют собой сумму средств, направленных на замещение потребленного в текущем году основного капитала. Валовые инвестиции включают в себя стоимость производства всех инвестиционных товаров, предназначенных для замещения основного капитала, потребленного в ходе производства в текущем году, плюс чистые добавления к объему капитала в экономике. Отсюда следует, что валовые инвестиции – это сумма амортизационных отчислений и чистых инвестиций.
При расчете ВВП учитываются результаты внешнеторговых сделок. Дело в том, что, с одной стороны, иностранные потребители несут расходы на товары и услуги, произведенные в стране на экспорт, а с другой – население и хозяйствующие субъекты данной страны покупают товары и услуги, поступающие из-за границы. Следовательно, при определении размера ВВП необходимо добавить сумму доходов по экспорту и исключить сумму по импорту, т.е. чистый экспорт – это разница между величинами экспорта и импорта товаров и услуг.
Расчет ВВП по доходам
В новой СНС понятие факторных доходов, по существу, заменено понятием первичных доходов. Концепция первичных доходов шире традиционной интерпретации факторных доходов. В соответствии с ней, в частности, налоги на производство и импорт рассматриваются как первичные доходы сектора органов государственного управления.
Первичные доходы представляют собой доходы, получаемые институциональными единицами-резидентами в качестве вознаграждения за их участие в процессе производства. Они поступают хозяйствующим субъектам в порядке первичного распределения добавленной стоимости (оплата труда, прибыль, доход от предпринимательской деятельности некорпоративных предприятий, рентные платежи и т.п.).
Рассмотрим подробнее структуру ВВП по доходам.
Основным видом дохода является заработная плата наемных работников. При расчете ВВП, кроме оплаты труда, учитываются также отчисления предприятий на социальное страхование, в пенсионный фонд, на медицинское страхование. С 2001 г. данные отчисления в России осуществляются в форме уплаты единого социального налога, базовая ставка которого на 1 января 2005 г. составляет 26,2% фонда оплаты труда. Эти расходы включаются в издержки предприятий, связанные с наймом рабочей силы.
Прибыль в системе национальных счетов объединяет два вида доходов: доход некорпоративного предпринимательского сектора (частных предприятий, товариществ, кооперативов) и прибыль корпораций. Прибыль корпораций включает в себя: а) налоги на прибыль корпораций, которые поступают государству; б) дивиденды акционеров; в) нераспределенные прибыли корпораций, которые предназначены, в основном, для инвестиций и могут быть использованы либо сразу после их получения, либо в будущем, наряду с амортизационными отчислениями.
Следующей составной частью ВВП являются рентные платежи. Рента в широком смысле – это доход с капитала, имущества, земли, природных ресурсов, не связанный с предпринимательской деятельностью получателя, т.е. доход, поступающий владельцу собственности. В узком смысле слова «рента» – это цена, уплачиваемая за использование земли и других ограниченных природных ресурсов. При расчете ВВП учитывают рентные платежи в широком смысле.
Процент на ссудный капитал – это доход поставщиков денежного капитала, использованного при производстве валового внутреннего продукта.
Косвенные налоги предприятия представляют собой издержки, включаемые в цену продукции: налог на добавленную стоимость, акцизный налог, таможенные пошлины и др. В современной СНС косвенные налоги именуются налогами на производство и импорт. Выше отмечалось, что они выступают как первичные доходы органов государственного управления.
Амортизационные отчисления – это распределяемая часть ВВП, не связанная с выплатой доходов. Отчисления напрямую идут на создание денежного фонда для замещения в будущем основного капитала, потребленного в процессе производства. Экономический смысл амортизационных отчислений состоит в том, что нельзя потребить всю величину ВВП как доход общества, не снижая при этом запаса производственных мощностей.
Исходя из принципа равновесия потоков расходов и доходов сумма ВВП по расходам на приобретение товаров и услуг (табл. 13.3, левая графа) должна быть равна сумме ВВП по доходам, полученным в процессе производства товаров и услуг (табл. 13.3, правая графа).
ВВП – важный показатель функционирования национальной экономики, а также показатель, в определенной мере отражающий уровень благосостояния населения. Главным его недостатком является то, что он не предусматривает вычета части годового объема производства, которая необходима для замещения основного капитала, использованного в данному году. Чтобы устранить этот недостаток, используют показатель чистого внутреннего продукта (ЧВП), получаемый путем вычета из ВВП амортизационных отчислений. Таким образом, при расчете ЧВП учитываются не валовые, а чистые инвестиции.
Важный показатель системы национальных счетов – национальный доход, представляющий собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период, в рыночных ценах. Он может исчисляться на валовой и чистой основах, т.е. до и после вычета объема потребления основного капитала. Следует отметить, что в специальной литературе иногда ошибочно смешивают понятия валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД), хотя между этими важнейшими показателями СНС имеются как качественные, так и количественные различия. С качественной точки зрения принципиальное различие состоит в том, что ВВП измеряет поток товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, а национальный доход – поток первичных доходов, полученных ее резидентами. С количественной точки зрения национальный доход (валовой или чистый) отличается от внутреннего продукта (соответственно валового или чистого) на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы. Как правило, валовой национальный доход развитых стран больше их валового внутреннего продукта, а валовой внутренний продукт развивающихся стран больше их валового национального дохода. Есть все основания полагать, что в настоящее время валовой национальный доход России и других стран СНГ должен быть меньше их валового внутреннего продукта.
Некоторые западные страны в недалеком прошлом публиковали оценки национального дохода по факторной стоимости, и, естественно, он при этом не включал сальдо косвенных налогов и субсидий. В новой СНС все важнейшие показатели доходов и продукции определяются только в рыночных ценах. Исходя из этого налоги на производство и импорт выступают как первичные доходы сектора органов государственного управления, являясь слагаемым национального дохода.
Согласно общей концепции Дж. Хикса в новую СНС, которая характеризует взаимосвязанные фазы и аспекты процесса распределения, наряду с первичными доходами и национальным доходом, включены следующие показатели: текущие трансферты в денежной форме, располагаемые доходы, текущие социальные трансферты в натуральной форме, скорректированный располагаемый доход, располагаемый национальный доход.
Текущие трансферты в денежной форме – это перераспределительные платежи и поступления текущего характера, осуществляемые в виде налогов на доходы и собственность, выплат из госбюджета на социальные нужды, страховых премий и возмещений и т.д. Сумма первичных доходов (сальдо) и текущих трансфертов для каждого сектора экономики образует располагаемый доход, который распадается на расходы на конечное потребление и сбережения.
Текущие социальные трансферты в натуральной форме выступают в виде предоставления бесплатных социально-культурных услуг (нерыночные услуги в области просвещения, здравоохранения, культуры). Они поступают домашним хозяйствам от органов государственного управления и некоммерческих организаций. Сумма располагаемого дохода и сальдо полученных (переданных) социальных трансфертов в натуральной форме называется скорректированным располагаемым доходом сектора. Последний подразделяется на фактическое конечное потребление и сбережения.
Наконец, сумма национального дохода и сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы, образует показатель доходов СНС – располагаемый национальный доход. Он также может быть исчислен на валовой и чистой основе. Располагаемый национальный доход распадается на национальное конечное потребление и национальное сбережение.
Количественная взаимосвязь важнейших показателей новой СНС – валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального дохода (ВНД) и валового располагаемого национального дохода (ВРНД) – раскрыта ниже:
а) ВВП;
б) первичные доходы, полученные резидентами данной страны из-за границы (доходы от собственности, оплата труда, налоги на производство);
в) первичные доходы, выплаченные за границу;
г) ВНД (пункт а + пункт б – пункт в);
д) сальдо текущих трансфертов, полученных резидентами данной страны из-за границы (гуманитарная помощь, подарки родственников и т.д.);
е) ВРНД (пункт г + пункт д).
Для всех этих показателей существует проблема сопоставимости, поэтому в макроэкономическом анализе используются их номинальные и реальные значения.
Номинальный ВВП рассчитывается в ценах текущего года, а реальный ВВП – в сопоставимых (постоянных, базисных) ценах, что дает возможность оценить изменение физического объема выпуска за определенный промежуток времени. На величину номинального ВВП оказывают влияние два процесса:
а) динамика реального объема производства;
б) динамика уровня цен.
Индекс цен (дефлятор) ВВП IP представляет собой индекс Пааше, так как для его определения используется набор благ, произведенных в текущем периоде:
где IР – индекс потребительских цен в текущем периоде;
– цены i-го блага, произведенного в стране в базисном и текущем периодах соответственно;
– количество i-го блага в текущем периоде.
Реальный ВВП рассчитывается с помощью корректировки номинального ВВП на индекс цен:
Если индекс цен меньше единицы, то номинальный ВВП корректируют в сторону увеличения, что называется инфлированием. Если индекса цен больше единицы, то происходит дефлирование – корректировка номинального ВВП в сторону снижения.
Индексы цен используются для оценки изменения темпов инфляции, динамики стоимости жизни.
Индекс потребительских цен (ИПЦ, или CPI – consumer price index) показывает изменение среднего уровня цен «корзины» товаров и услуг, обычно потребляемых средней городской семьей. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года.
ИПЦ IL рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):
где IL – индекс потребительских цен в текущем периоде;
– количество i-го блага в базисном периоде.
Индекс данного типа не учитывает изменения в структуре весов в текущем периоде по сравнению с базисным, что несколько искажает результат. Так, в ИПЦ, использующем потребительскую корзину базисного года, не принимаются во внимание изменения структуры потребления в текущем периоде (например, замена более дорогих благ более дешевыми в условиях роста цен). Это приводит к завышению роста стоимости жизни, если в качестве оценочного показателя используется ИПЦ.
В отличие от индекса Ласпейреса индекс Пааше несколько занижает рост уровня цен в экономике, поскольку также не учитывает динамику структуры весов, но фиксирует ее уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствуют в наборе текущего года.
Индекс Фишера отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя их значение:
где JF – индекс Фишера.
13.4. Аналитические возможности основных показателей СНС при оценке макроэкономических процессов
СНС обладает большими информационными возможностями, что на практике позволяет оценивать все основные экономические процессы и их результаты. Эти результаты отражаются в счетах СНС, а именно: в счетах производства, образования доходов, распределения доходов, в счетах использования доходов, использования располагаемого дохода и скорректированного располагаемого дохода, в счете операций с капиталом.
Рассмотрим, как на практике можно использовать для анализа каждый счет[1].
Счет производства, который лежит в основе всех других счетов, позволяет проанализировать объем и структуру валового выпуска, оценить долю продуктов и материальных услуг, удельный вес нематериальных услуг в общем объеме валового выпуска, дает возможность судить о развитии сфер деятельности, исчислить долю валового выпуска и валовой добавленной стоимости отдельных секторов и отраслей в общем валовом выпуске продуктов и услуг, выявить их натурально-вещественную и стоимостную структуру с целью оценки доли затрат живого и овеществленного труда на производство продукции отрасли, сектора, страны в целом, а также на производство различного рода услуг.
Счет образования доходов дает возможность проанализировать уровень оплаты труда по отраслям и секторам экономики. Информация этого счета позволяет увязать доходы от производственной деятельности с достигнутыми результатами по секторам и отраслям, рассчитать показатели доходов на одного занятого, сопоставить объемы доходов от производственной деятельности различных отраслей и секторов, получить сравнительную оценку зарплатоемкости отдельных отраслей на основе сопоставления оплаты труда и валовой добавленной стоимости.
Счета распределения доходов служат источником информации о налогах и налоговом бремени секторов и отраслей экономики. С их помощью можно сравнить объемы налогов, выплачиваемых отдельными институциональными единицами; увязать все показатели доходов и сальдо первичных доходов; найти долю доходов от труда, капитала и сметанных доходов в располагаемом доходе. Органы государственного управления получают в данном случае возможность анализировать свою налоговую политику: насколько оптимально налоговые платежи распределены между секторами, как они увязаны с их доходами и вкладом в экономику?
Счета использования доходов, которые объединяют счета использования и счета операции с капиталом (показатели валового накопления), позволяют анализировать результаты использования сбережений для инвестиций.
Счета использования располагаемого дохода и скорректированного располагаемого дохода дают возможность оценить роль отдельных направлений использования располагаемого дохода: на конечное национальное потребление (домашних хозяйств, государственных учреждений и других секторов экономики) и на валовое национальное сбережение, определяющее вклад труда данного года в создание национального богатства страны; показывают, каков объем потребления домашних хозяйств за их собственный счет и сколько они получают на потребление от государственных учреждений или некоммерческих организаций, что дает возможность выявить разницу между расходами на потребление и фактическим потреблением.
На основании счетов, отражающих использование доходов, можно сделать вывод об объеме потребления в домашних хозяйствах продукции и услуг собственного производства и отделить его от расходов на потребление, понесенных правительственными и другими институтами. Это дает возможность измерить разницу между расходами на потребление и фактическим потреблением; последнее в данном случае отразит общий объем потребления населением материальных благ и услуг.
Счет операций с капиталом дает возможность определить, какие сектора экономики произвели капитальные вложения на пополнение основных и оборотных фондов и какие размеры сбережений сектора и институциональные единицы имеют для последующего инвестирования своей деятельности или деятельности других секторов и отраслей экономики.
В заключение значения следует отметить возможность системы национальных счетов отслеживать финансовые потоки, что позволяет моделировать развитие экономики, следить за закономерностями ее внутреннего функционирования, делать выводы о межотраслевых взаимосвязях.
Важное значение для анализа имеют показатели, которые, будучи просуммированными по секторам, дают представление о масштабе явления на макроэкономическом уровне. Например, сумма валовой добавленной стоимости всех секторов составляет произведенный ВВП; сумма первичных доходов всех секторов и чистых факторных доходов из-за границы дает НД, а сумма расходов всех секторов на конечное потребление и накопление чистого экспорта позволяет определить ВВП методом использования. Рассматривая структуру этих показателей, можно сделать выводы о специфике секторов, их вкладе в экономику.
Секторальные показатели позволяют оценить все многообразие распределительных и перераспределительных процессов (таких, как формирование и распределение заработной платы и прибыли, налогообложение, выплата пенсий, все социальное страхование). Без отслеживания и моделирования этих процессов в отдельных секторах невозможно понять, чем объясняется и какими доходами определяется сложившийся уровень конечного потребления и сбережений.
Основные понятия
Макроэкономика, макроэкономический анализ, структура национальной экономики, народнохозяйственный кругооборот, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, расчет ВВП по расходам, потребительские расходы домашних хозяйств, конечные расходы органов государственного управления, валовое накопление, чистый экспорт, расчет ВВП по доходам, чистый внутренний продукт, национальный доход.