Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Третье направление – развитие взаимодействия детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье



Данное направление включает следующие действия педагогов.

1.Изучение взаимоотношений в семье (наблюдение, сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации) с целью определения педагогических позиций и действий, стимулирующих развитие взаимодействия членов семьи.

2.Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

-организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

-создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них (Как помогли родителям? В чем и как помочь родителям? Чем порадуем родителей? Куда пригласим родителей, и т.д. — подобные вопросы педагоги включают в обсуждение каких-либо мероприятий, повседневных событий);

-написание сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких ( «Моя семья», «Как трудятся мои родители?», «Моя родословная» и др.);

-творческие встречи детей с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;

-организация выставок, представляющих результаты труда, увлечений, достижения родителей.

3.Взаимодействие с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:

-знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);

-подготовка с родителями сюрпризов для детей к проведению праздников, по случаю важных школьных событий;

-пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение, поощрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.

4.Организация совместной деятельности детей и родителей в учебном процессе:

-совместное обсуждение проблем учебы детей, подведение итогов учебной деятельности и анализ учебных достижений школьников;

-выполнение творческих работ и заданий по предметам, семейных проектов, участие в семейных конкурсах знатоков по учебным предметам, кроссвордов, викторин;

-проведение совместных познавательных мероприятий детей и родителей, конкурсов «Папа, мама, я - читающая семья», «Учеба - семейное дело», общественный смотр знаний, творческие отчеты по предметам и др.

5.Организация совместной внеурочной деятельности детей и родителей:

-совместное целеполагание и планирование общих дел детей и родителей в классе, школе;

-совместное обсуждение проблем и их реше­ние;

-проведение совместных дел родителей и детей (Дни здоровья, ново­годние праздники, выставки семейного творче­ства, туристические походы, эк­скурсии на природу, озеленение школы и уча­стка, субботники и генеральная уборка школы, творческие дела «Учились наши мамы, учились наши папы», «Мир семейных традиций и увлечений»);

-проведение совместных занятий родителей и детей «Я в доме хозяйка (хозяин)», «Се­мейный бюджет» и др.;

-организация различных семейных конкурсов, «Самый лучший хо­зяин дома», «Самая лучшая хозяйка дома», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Я и моя бабушка», «Моя семья — мой город» и др.;

-анализ результатов совместной деятельнос­ти (текущий, итоговый);

-празднование дней рождения детей и т.д.;

-создание семейных творческих объединений, клубов, творческих коллективов.

6.Разработка программы жизнедеятельности семьи. В этой связи можно рекомендовать следующее:

-программа семьи составляется на основе индивидуальных маршрутов всех членов семьи, поэтому важно проверить, на­сколько совпадают их временные ресурсы (график основной рабо­ты, время занятий, время проезда и т. д.);

-важно иметь календарь знаменательных дат для семьи (дни рождения, важные семейные мероприятия и т.д.), чтобы в период его реализации не произошло каких-то на­кладок;

-не реже одного раза в месяц целесообразно предусмотреть коллективные семейные мероприятия;

- ме­роприятия программы должны содержать не только те, что объеди­няют членов семьи, но предусматривать персональные, позволяющие каждому члену семьи ре­ализовать индивидуальные потребности;

-следует предусмотреть материальные затраты и возможные варианты использования семейных ресурсов при разработке программы.

7.Стимулирование взаимодействия детей и родителей:

-поощрение родителей классным руководителем, учителями, администрацией школы за успешное воспитание и обучение детей, активное участие семьи в делах класса, школы (в различных формах);

-проведение конкурсов «Самая дружная семья»;

-присвоение званий на основе результатов совместной деятельности детей и родителей - «Семья года» (по итогам года) и соответствующее поощрение, «Образцовая семья» (присваивается по завершению периода обучения ребенка в школе на основе достижений всех членов семьи), которая заносится в Книгу почета города, района, школы.

Четвертое направлениеразвитие самоуправления в родительском коллективе с целью формирования субъектной позиции родителей в работе школы и класса при проведении различных форм взаимодействия с семьей и детьми, предоставление родителям реальных прав в решении вопросов воспитания и обучения детей в школе.

Основные педагогические действия, которые необходимо осуществить в этом направлении:

-совместная разработка и подписание коллективного договора в классе и договора педагогов с каждой семьей о взаимодействии в решении проблем обучения и воспитания детей, где определены взаимные обязательства сторон;

-участие родителей в формировании заказа на образовательные услуги;

-поддержка и стимулирование инициатив, конструктивных предложений родителей по совершенствованию образовательного процесса школьников;

-повышение роли, статуса родительского со­брания как главного органа самоуправления, со­вершенствование методики его проведения как средства принятия коллективных и ответственных решений;

-организация коллективного обсуждения и принятие решений по всем вопросам, затра­гивающим интересы родителей и детей;

-проведение коллективного целеполагания и планирования работы родительского, классного коллективов на год, главных событий и мероприятий;

-участие представителей от родительского коллектива класса в обсуждении общешкольных проблем и планов;

-организация коллективного анализа рабо­ты школы и класса за учебный год, а также основных проблем и событий в кол­лективе;

-выборы родительского комитета (актива) в классе, а также представителя в обще­школьный родительский комитет;

-организация систематической работы ро­дительского комитета, определение его полномочий, прав и обязанностей, обеспечение его отчетности перед коллективом родителей;

-выполнение родителями организаторских функций, создание советов дел из числа родителей при подготовке мероприятий;

-использование методики чередования творческих поручений (ЧТП), предусматривающей по­очередное участие микрогрупп родителей в организации жизни классного коллектива; распределение поручений между всеми родителями в начале года, предполагаю­щее выполнение конкретной работы в клас­се (оформление, ремонт кабинета, органи­зация экскурсий, выходов в театр, музей, поездок, походов, кружков, встреч, меро­приятий и т. д.);

-создание временных и постоянных комис­сий по решению конкретных проблем (подготовка к экзаменам, оформление кабинета, организация экскурсии и др.);

-организация контроля за режимом рабо­ты детей, питанием, здоровьем и проведе­нием оздоровительных мероприятий и т. д. (по решению классного родительского со­брания, в рамках полномочий родителей и охраны прав детства);

-предоставленние возможности родителям высказывать свои предложения, давать оценку деятельности педагогического коллектива, администрации школы;

-подведение итогов деятельности органов родительского самоуправления;

-коллективная оценка активности родителей в воспитании ребенка, их участия в жизнедеятельности класса и школы.

Пятое направление – повышение психолого-педагогической культуры родителей. Это предусматриваетформирование у родителей психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком, умений организовать необходимые, благоприятные условия для воспитания и образования ребенка.

Педагогические действия:

1.Изучение общекультурного уровня родителей.

2.Выявление уровня психолого-педагогической грамотности.

3.Определение тематики занятий и консультаций по педагогике, психологии, медицине, праву и др. с учетом материалов изучения семей и детей, заказа родителей.

4.Составление тематики практических занятий специалистами, учителями-предметниками с учетом проблем и трудностей обу­чения и воспитания, развития детей.

5. Выявление проблем, трудностей в семейном воспитании, их классификация, соответственно определение групп родителей для организации групповых занятий и консультаций по следую­щим основаниям: уровню интеллектуального развития родителей; уровню психолого-педаго­гической грамотности родителей; характеру отношений в семье; проблемам воспитания в семье; уровню развития детей; состоянию здо­ровья детей; характеру заболеваний детей и др.

6.Составление тематики, проведение консульта­ций, занятий с учетом выявленных групп.

7.Систематическое проведение индивидуальных консультаций по запросам родителей:

-специалистами (логопедом, психологом, дефектологом, психиатром и др.);

-учителями-предметниками;

-воспитателями и др.

8.Организация работы «телефона доверия».

9.Определение времени в графике работы школы для проведения консультаций специалистами.

10.Организация конференций по обмену опытом семейного воспитания, вечеров встреч, вопросов и ответов со специа­листами.

Шестое направление – координация деятельности учителей и специалистов по оказанию поддержки семье. Данную функцию в масштабах школы осуществляет социальный педагог, в классном коллективе — классный руководитель.

Основная задача – согласовать действия учителей и специалистов по оказанию помощи семье в решении проблем воспитания ребенка, в установлении взаимоотношений между членами семьи, составлении индивидуально-развивающей программы или комплекса мер, направленных на решение проблем ученика, и обеспечение их реализации.

В этом направлении осуществляются следующие действия:

1.Изучение семьи.

2.Своевременное выявление проблем семьи, ребенка, выяснение их причин, организация совместного с родителями и специалистами поиска способов решения этих проблем.

3.Организация педагогических консилиумов с участием учителей класса, специалистов, родителей:

-по определению особенностей семьи, ребенка на основе обобщения данных диагностики;

-по обсуждению и выработке подходов к воспитанию ребенка, к взаимодействию с родителями;

-выработке общих, непротиворечивых, согласованных требований к семье и ребенку;

-по определению программы действий, направленных на оказание поддержки семьи и ребенка.

4. Оказание помощи в социально-педагогическом обследовании семьи для представления документов в органы опеки и попечительства и др., поскольку родители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию.

5.Своевременная поддержка родителей детей, попавших в экстремальные ситуации (определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.д.).

6. Принятие совместных мер воспитательного взаимодействия с ребенком в случае возникновения проблем, например, частых пропусков занятий в школе и др.

7. Проведение индивидуальных консультаций с родителями по решению проблем, входящих в их компетенцию.

8. Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ по решению проблем по следующей схеме:

а) комплексные аналитические данные о ребенке;

б) содержание проблемы;

в) цели и задачи решения проблемы;

г) подбор содержания, технологий, форм, методов, приемов, оптимально решающих проблему;

д) определение группы субъектов образовательного процесса, непосредственно принимающих участие в решении проблемы;

е) подбор видов, методов мониторинга, определяющих качество, достоверность, объективность решения проблемы.

9. Составление индивидуальной программы по решению проблем самим учеником.

Взаимодействие педагогов и семьи организуется в той общей логике, которая дана во введении этой книги и представлена подробно в предыдущих главах. Далее покажем, как реализуется общий алгоритм организации этого взаимодействия в конкретных, наиболее типичных ситуациях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.