Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 6. Технология решения



Педагогической проблемы

Основные понятия и их взаимосвязь

Педагогическая проблема — это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека[17], то есть педагогическими называют те проблемы, которые связаны с воспитанием и образованием человека.

Приведем примеры. Один ребенок постоянно обманывает; как добиться, чтобы он говорил правду? Другой - грубит, как привить ему уважение к окружающим? Третий – не хочет учиться, как привить ему интерес к учебе? И т.д. В классе также часто возникают конфликты, например, он разделен на группировки, как добиться единства и сплоченности? В школе некоторые учащиеся курят, употребляют алкогольные коктейли, как сделать так, чтобы подростки отказались от вредных привычек? Все это проблемы педагогического характера, но имеющие разные уровни – конкретного ребенка, класса, школы.

Известно, что педагогические проблемы пронизывают всю школьную жизнь, они касаются каждого из нас. Решению педагогических проблем посвящены литературные произведения, они являются основой многих киносюжетов, стоят в центре обсуждения многочисленных телепередач. С педагогическими проблемами повседневно сталкивается каждый родитель. И решение педагогических проблем в повседневной жизни, как правило, происходит по-разному: интуитивно, с опорой на жизненный опыт, часто неосознанно.

В отличие от простого обывателя, педагог подходит к решению педагогических проблем профессионально. Профессиональную педагогическую позицию отличает сформированная методологическая культура, основанная на научных знаниях из разных областей наук о сущностях педагогических явлений, о закономерностях человеческого развития, принципах организации педагогического процесса. Особенно важно - умение применять технологию решения педагогических проблем. Сформированная методологическая культура является неотъемлемой частью профессиональной культуры педагога.

В научной терминологии понятие «педагогическая проблема» тесно связано с такими понятиями, как «педагогическая задача» и «педагогическая ситуация». Попытаемся соотнести их между собой, начав с определения педагогической ситуации.

«Ситуация» в переводе с французского означает положение, обстановку, совокупность обстоятельств. Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. По мнению Л.Ф.Спирина, педагогическая ситуация отражает объективное состояние педагогического процесса в определенном временном промежутке. Педагогическая ситуация характеризуется следующими признаками: цель, место, время, субъекты, характер взаимодействия и содержание деятельности субъектов, социальный контекст, межличностные отношения, социально-психологический климат, причем с изменением одного из признаков меняется и сама ситуация.

Если педагог осмысливает ситуацию и привносит в нее цель, то она уже становится педагогической задачей. В.А. Сластенин определяет педагогическую задачукак осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. «Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса»[18].

В педагогической практике все ситуации проблемны. Выход из той или иной проблемной ситуации всегда требует от учителя постановки и решения педагогической задачи, и здесь она рассматривается как средство решения проблемы. Поэтому можно заключить, что когда в педагогической ситуации возникают противоречия, то она становится педагогической проблемой. Педагогическая задача является средством устранения выявленных в проблеме противоречий.

Технология решения педагогической проблемы в научной литературе описывается по-разному, представим некоторые подходы к выделению этапов решения педагогической проблемы.

Таблица 22

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.