Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные подходы к выделению этапов решения



Педагогической проблемы

Авторы Этапы решения
Г. Альтшуллер ТРИЗ-технология 1. Точно понять проблему. 2. Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат. 3. Составить модель задачи. 4. Найти ресурс для решения задачи. 5. Применить приемы разрешения противоречий. 6. Сформулировать несколько решений. 7. Выбрать самое сильное решение. 8. Анализ решения задачи.
Р. Джойнер 1. Определение желаемого результата. 2. Анализ текущей ситуации. 3. Анализ причин, приведших к текущей ситуации. 4. Анализ всех возможных путей достижения желаемого результата. 5. Выбор пути, который приведет к результату наиболее эффективно и повлечет за собой дальнейшее развитие человека. 6. Реализация решения, текущий анализ, корректировка. 7. Выработка планов дальнейшего развития.
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури 1.Диагностика проблемы. 2.Формирование целей. 3. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. 4. Выбор допустимых альтернатив.5. Предварительный выбор лучшей альтернативы. 6. Экспериментальная проверка альтернатив. 7. Выбор единственного решения. 8. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения. 9. Выполнение решения. 10. Обратная связь.
Б.З. Мильнер 1. Выделение и определение проблемы. 2. Поиск информации и альтернатив решения. 3. Выбор среди альтернатив. 4.Принятие решения.
А.Г. Поршнев 1. Появление (постановка) проблемы. 2.Выявление факторов и условий её решения. 3. Разработка (выбор) решения. 4. Оценка, принятие и организация выполнения решения.
В.А. Сластенин, А.И. Мищенко 1.Постановка педагогической задачи.2. Проектирование способа педагогического взаимодействия. 3. Осуществление плана решения на практике. 4.Анализ результатов решения.
Л.Ф.Спирин 1. Анализ возникающей ситуации. 2. Осознание и формулирование педагогической задачи как задачи системы. 3. Разработка программы решения задачи системой. 4. Осуществление непосредственного управления пед. системой в процессе решения задачи. 5. Анализ результатов решения педагогической задачи и определение степени достижения поставленных целей.

 

На основе анализа различных подходов к решению педагогических проблем можно выделить определенную последовательность шагов. Технология решения проблемы:

- Определение проблемы.

- Установление причин.

- Постановка педагогической задачи.

- Поиск вариантов решения задачи.

- Принятие решения.

- Реализация решения проблемы.

- Анализ эффективности решения проблемы.

 

Определение проблемы

При определении проблемы большое значение имеет постановка вопросов. Вопрос – это логическая форма, направленная на уточнение или дополнение исходного, базисного знания для получения новой информации. При постановке вопросов необходимо стремиться к выявлению главного противоречия (между желаемым и действительным, реальным и идеальным, возможным и необходимым), которое лежит в основе проблемы, с тем, чтобы перейти от неизвестного проблемного поля к известному, а, значит, к правильной постановке задачи. Таким образом, формулирование проблемы – это процесс последовательной постановки вопросов от простого к сложному, от частного к более общему, которые приближают педагога к выявлению неизвестного в реальной ситуации, к переосмыслению его в известное.

Для определения проблемы педагогу важно попытаться посмотреть на ситуацию со стороны, взглядом стороннего наблюдателя. Это позволит выявить реальную картину, приблизиться к объективному взгляду на сложившуюся ситуацию. Можно рекомендовать постановку следующих вопросов, представленных в табл. 23.

Таблица 23

Рекомендуемые вопросы для выявления проблемы

Вопросы Педагогические проблемы
№1 №2 №3 №4
Какова реальная ситуация? Аня постоянно обманывает, говорит неправду родителям и учителям   Учитель технологии отказывается допускать Олега к своим урокам   В классе имеются группировки, которые не взаимодействуют между собой, часто возникают конфликты   В школе есть группа подростков, которые курят и употребляют алкоголь  
Кто задействован в проблеме? родители, учитель и младшая школьница учитель технологии и подросток учащиеся класса, педагог   учащиеся, родители, педагоги, администрация школы  
3. Что именно не устраивает? ложь ребенка грубость подростка в адрес учителя, невыполненное поручение частые конфликты, отсутствие сплоченности, единства, неблагоприятная психологическая атмосфера в классе употребление ПАВ подростками  
4. Какие нормы, правила и закономерности нарушены? ребенок обманывает - нарушается правило этики   подросток проявил безответственность, грубит, нарушая правила поведения, культуру общения в классе конфликты – нарушены нормы общения, нарушена педагогическая закономерность связи развития личности и коллектива подростки употребляют ПАВ, нарушаются нормы закона, правила поведения в школе, основы здорового образа жизни, этические и нравственные нормы
5. Каков ожидаемый результат? Аня говорит правду учитель технологии и подросток найдут компромисс, Олег извинится перед учителем, ответственно будет выполнять поручения; учитель, давая поручение, будет предусматривать все условия для его выполнения благоприятный психологический климат в классе, снижение конфликтности, конструктивное решение конфликтов отказ подростков от употребления ПАВ

Большое значение имеет построение образа ожидаемого результата, который может выражаться через определенный эталон или норму, хорошо известные и являющиеся общепризнанными. Такой результат может быть также основан на педагогической закономерности, лежащей в основе любых педагогических процессов.

Рассмотрев общий подход к определению проблемы, можно предложить разные формы организации деятельности по их выявлению:

- коллективный анализ состояния и результатов учебно-воспитательной работы. На общем собрании педагогического коллектива в ходе специально организованной деятельности участникам предлагается обсудить проблемные вопросы: что не устраивает, какие трудности испытывает коллектив, в чем причины и т.д. Формы проведения коллективного анализа могут быть разнообразны (см.главу 2 данной книги).

- проведение анкетирования, опроса, тестирования - такой способ позволяет за короткий срок с охватом большого количества респондентов выявить основные проблемы;

- экспертное оценивание, в качестве экспертов могут выступать авторитетные педагоги, специалисты, родители, представители детского самоуправления и т.д. Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надёжную, а иногда и единственную информацию о существующих проблемах.

Этап определения проблемы завершается ее формулировкой.

Таблица 24

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.