Цель: развитие творческих способностей и интересов школьников; изучение состояния и результатов воспитательной работы: а) активности школьников; б) интересов и мотивов их участия в делах; в) отношений между старшими и младшими, педагогами и детьми; г) уровня творчества и инициативы; д) готовности школьников к сознательному выбору видов работы.
Ежегодное проведение такой игры позволяет достаточно объективно отслеживать результаты педагогической деятельности. Сбор конкретных данных о направленности и активности детей осущетвляется в естественных для ребенка условиях и позволяет делать выводы о развитии педагогического процесса в классных, клубных и школьном коллективах.
План подготовки:
1.Объявление о возможности принять участие всем желающим в планировании общешкольного дела, интересного для всех детей.
2.Организация коллективного планирования. В результате было принято решение провести игру «Мы строим город» и создать мозговой центр игры — мэрию города, в которую вошли старшеклассники — авторы основных идей игры. На первом заседании мэрии были приняты решения о названии города и воззвание ко всем гражданам с предложением о строительстве города, а также о распределении должностей.
Воззвание к жителям города было таково: «22 марта наша школа превратится в город. В нем будет работать множество организаций, которые вы откроете в классах и коридорах школы.
Как в любом городе, у нас будет своя мэрия. Мэр — Алексей С. Ведущим специалистом по охране правопорядка является Евгений С.; учету населения — Екатерина М.; градостроительству — Елена Т.; рекламе — Наталья С.; печати и информации — Анна П. Эти специалисты помогут в организации вашего предприятия и будут ждать вас на консультацию».
3.Первая консультация для педагогов и учащихся. Ее цель — обсудить замысел инициативной группы и определить создаваемые в городе учреждения. Для участия в игре клас-сные коллективы выбрали следующие предприятия и учреждения: 7а — Восточный клуб; 76 — Салон изящных искусств; 7в — Зоологический музей; 7г — Справочное бюро; 7д, 7е — Уличный театр; 7 ж — Клуб карикатуристов; 7з — Звездный салон; 8а — Шейпинг-клуб и фотосалон; 86 — Дискотека; 8в — Клуб литературных героев; 8г — Луна-парк; 8д — географическое общество «Остров сокровищ»; 9а — Рекламное бюро; 96 — Ателье мод; 9в — Архив; 9г — Редакция газеты; 9д — Игрушечная фабрика; 10а — Кафе «Капелька» и видеосалон; 11б — полиция.
4.Вторая консультация для педагогов и учащихся, в ходе которой были приняты заявки на рекламу и решены организационные вопросы.
5.Организация работы рекламного агентства.
6.Изготовление паспортов для всех жителей города и учителей.
7.Оформление рекламных плакатов в коридорах и вестибюлях школы (за два дня до игры). В рекламе подчеркивается, какие интересы и потребности школьника могут быть удовлетворены, если посетить те или иные организации и учреждения.
8.Утверждение плана дня мэрии города (с участием руководителей учреждений).
Сбор информации в ходе игры. Чтобы собрать информацию, необходимую для изучения состояния воспитательного процесса, учащимся, как жителям города, были выданы паспорта, где фиксировалось посещение ими учреждений и характер выполняемой работы. Все предприятия, существовавшие в городе, имели эмблему, цвет, который позволял зафиксировать мотивацию выбора детьми учреждений: синий — где можно чему-то научиться; желтый — где можно прославиться; красный — где весело; зеленый — где можно быть полезным. Паспорта по окончании игры сдавались в архив города.
Обработка сведений,представленных с помощью паспортов, позволила зафиксировать количество участников, организаторов игры, выявить наиболее популярные предприятия, а значит, и интересы детей, определить мотивацию выбора учреждений (см. табл. 7).