Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 3. Технологии целеполагания



Сущность цели и целеполагания

Большинство современных авторов, прежде всего философов, социологов и психофизиологов, давая определение понятию «цель», связывают её с той или иной формой представления в сознании будущего результата деятельности. Практически во всех определениях цель соотносится с результатами деятельности, которые могут быть получены в будущем и имеют прямое отношение к потребностям, желаниям, намерениям человека.

Можно встретить следующие акценты в определении цели:

а) цель – это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) – это этап управленческой деятельности (самоуправления), взаимодействия педагога и воспитанника;

в) цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель – это то, к чему стремится педагог, родитель, ребёнок и в целом образовательное учреждение.

Обобщая разные аспекты определения цели, мы предлагаем взять за основу следующее. Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В науке и практике определились требования, которые необходимо учитывать при разработке целей учреждения, в частности, З.П. Румянцевой называются следующие требования:

- чёткие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные);

- конкретность содержания и реальная достижимость целей;

- непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;

- адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Обстоятельно и аргументированно обосновывает требования к целям В.А. Карпов, он называет следующие характеристики «хорошо поставленной» цели:

- определённость, которая рассматривается как чёткость, однозначность, конкретность формулировки цели;

- реалистичность (достижимость), то есть высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях;

- обоснованность, понятность целей для тех, кто их будет реализовывать;

- взаимно-поддерживающий характер целей, то есть их согласованность и непротиворечивость;

- доступность целей проверке, контролю, возможность их измерения.

Администрация учреждения, педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно её определить.

В педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности. Цель становится движущей силой образовательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполаганиехарактеризуют как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата (Н.А.Евдокимова).

Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведёт к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.