Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к изучению результатов и эффективности педагогической деятельности



В основу изучения результатов педагогической деятельности положено не сравнение изучаемого явления с какими-то общеприняты­ми нормами, а главным образом сопоставление полученных результатов, характеризующих его нынешнее и предыдущее состояние. По динамике вышеизложенных показателей в течение нескольких лет можно судить о результатах педагогической работы.

Вряд ли возможно и целесообразно стремление изучить результаты педагогической деятельности с учетом всех показателей. Отбор критериев, показа­телей и соответственно методик исследования ведется с учетом конкретных условий и тех задач, которые решаются коллек­тивом, педагогами в данный период. При этом, безусловно, некоторые кри­терии и методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было бы наблюдать динамику разви­тия образовательного процесса, результаты воспитания и обучения.

Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов педагогической работы органично вписывалось в образовательный процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспиты­вающий характер и способствовала решению педагогических задач. Многие образовательные технологии (проектная деятельность, диспут и др.), коллективный анализ, самоанализ и др. не только интересны и полезны для школьников, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информа­цию о состоянии воспитательного процесса.

Если изучение ведется открыто, например при анкетирова­нии, педагог предварительно разъясняет его полезность для самих школьников, для улучшения дальнейшей работы в шко­ле, классе, показывает важность откровенного и заинтересован­ного отношения детей при ответах на поставленные вопросы. В этом случае полезно познакомить опрашиваемых с результа­тами исследования. Итоги сообщаются в интерпретированном, обобщенном, систематизированном виде, без указания авторов того или иного мнения. Знакомство с итоговой информацией изучения может быть завершено коллективным обсуждением и разработкой путей решения выявленных недостатков, проблем.

При проведении диагностического исследования необходи­мо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согла­сия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают досто­инство отдельных учителей или школьников.

При исследовании результатов и эффективности педагогической деятельности необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и под­тверждали объективность, достоверность результатов изуче­ния. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывать воз­растные и индивидуальные особенности учащихся, специфи­ку коллектива и взаимоотношений в нем.

В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспече­но заполнением каждым персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы.

Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специалист или незнакомый для опра­шиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой даже давление знакомого для испытуемых педагога.

При изучении результатов особенно важ­но предусмотреть возможность как качественного, так и коли­чественного анализа полученных данных. В этих целях нужно продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, их математическую обработку. Методики должны быть доста­точно простыми и не требовать громоздких процедур для обра­ботки и интерпретации полученных данных. Полезно со­ставить специальные таблицы, доступные для восприятия де­тей и взрослых, где ежегодно фиксируются основные, наибо­лее важные данные «срезовых» исследований.

Объективность информации, ее сравнимость возможна в том случае, если обеспечивается систематичность изучения резуль­татов и эффективности педагогической деятельности. Для этого нужно:

а) проведение «срезовых» исследований в одно и то же вре­мя учебного года;

б) соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать ежемесячно, другие — ежегодно, третьи — через 2—3 года);

в) обеспечение преемственности в использовании диагнос­тического инструментария исследования, который совершенствуется, дорабатывается по мере изменения целей, планируемых образовательных и воспитательных результатов.

Систематичность изучения состояния и результатов педагогической деятельности предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать чувство меры в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей заполнением анкет или выполнением каких-либо диагностических заданий. В про­тивном случае может снижаться объективность получаемой информации. Например, нецелесообразно проведение ан­кетного опроса с одними и теми же учащимися, родителями, педагогами более двух раз в году. Полезно составить план изу­чения состояния, результатов педагогической деятельности, структура которого представлена в табл. 6.

Таблица 6

План изучения результатов воспитательного процесса

Что изучать Методика (методы) изучения Дата Ответственный
       

 

Сложность, многоаспектность изучаемого процесса требует проведения диагностических методик по одной и той же проблеме со всеми участниками педагоги­ческого процесса — педагогами, учащимися, родителями. Сте­пень сходства их суждений, мнений, оценок обеспечивает боль­шую объективность информации и выводов.

При отборе содержания и способов изучения состояния и результатов педагогического процесса важно учитывать, что большинство методик позволяет зафиксировать не один, а не­сколько показателей. Так, при составлении «срезовых» анкет включаются вопросы на определение психологической атмо­сферы в коллективе, взаимодействия членов коллектива, вос­питанности и активности детей. Конечно, каждая школа, кол­лектив имеют свою специфику, поэтому при изучении резуль­татов образования и воспитания целесообразно использовать ме­тодики, адекватные особенностям педагогического процесса в учебном заведении.

Изучение результатов воспитания и обучения в школе будет более пло­дотворным, если осуществляется управление диагностической деятельностью. Прежде всего в решении данного вопроса долж­на проявить заинтересованность администрация школы. Она подбирает группу специалистов, которые могли бы организо­вать систематическое и планомерное изучение ре­зультатов и эффективности педагогической деятельности. Администрация опреде­ляет заказ, направляет и регулирует работу этой группы. В то же время руководство школы стремится включить в исследо­вательскую деятельность всех учителей школы, что способствует повышению их субъектной роли в построении и развитии образовательного процесса учебного заведения. Классные руко­водители, организаторы внеурочной воспитательной работы осваивают различ­ные методы изучения учащихся и коллектива, способы анали­за материалов исследования воспитательного процесса в пер­вичных коллективах; учителя, заместитель директора по учебной работе организуют планомерную диагностику образовательных результатов школьников.

Материалы изучения состояния, результатов и эффективности педагогоческой деятельности составляет основу ее анализа.

 

Из опыта работы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.